Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисцплине "Административное право"
3. Система административного права.
Система
административного права –
Признаки
системы административного
• обусловлена спецификой регулируемых общественных отно-шений;
• представляет собой объективное правовое явление;
• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и ин-ститутов;
• включает определенные элементы;
• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Институты административного права:
• принципов государственного управления;
• административно-правового статуса граждан (физических лиц);
• административно-правового статуса органов исполнительной власти;
• государственной и муниципальной службы;
• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
• административно-правовых режимов;
• форм государственного управления;
• методов государственного управления;
• административной ответственности;
• административного процесса;
• обеспечения законности в государственном управлении;
• административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);
• административно-правовых основ управления в сфере эконми;
• административно-правовых основ управления в администра-тивно-правовой сфере;
административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
4. Понятие и характерные черты административно - правовых отношений.
Административно-правовое отношение – урегулированное ад-министративно-правовой нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными правами и юри-дическими обязанностями. Установленными данной юридиче-ской нормой.
Особенности административно-правовых отношений:
• это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;
• это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
• для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
• возникают связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
• могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
• споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
• при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед госу-дарством;
• по своей
сути – организационные, т.е. направлены
на организацию совместной деятельности
людей и их коллекти-вов.
5. Понятие органов исполнительной власти.
Исполн. власть – ветвь гос. власти, деятельность по управлению делами госуд. и общества, осуществляемая системой гос. органов, наделяемых исполнительно - распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.
Орган исполн. власти – государственное учреждение, обла-дающие относительной самостоятельностью. структурной организацией, наделённое госуд. – властными полномочиями исполнит. – распорядительного характера и действуещего на определ. территории.
Признаки:
1) гос. учреждение;
2) обладает соответств. компетенцией;
3) решает задачи, определ. государством;
4) организованный коллектив людей ( гос. служащих);
5) осуществ. управленческую деятельность на основе пред-метной специализацией. Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную деятель-ность; наделены оперативной самостоятельностью; как пра-вило, имеют постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчётны и подконтрольны вышестоящим орга-нам ИВ; их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами АП. Виды органов ис-полнительной власти: а) в зависимости от бюджета из которого финансируются ОИВ: федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ; б) по организационно-правовому принципу организации и деятельности различают: правительства, министерства, комитеты, службы, надзоры и т. д.; в) по характеру компетенции различают: общей компетенции (Правительство РФ, Правительства (и иные аналогичные органы) субъектов РФ)
6. Президент в сфере исполнительной власти
Президент Р. Ф. в соответствии с Конст РФ обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции.
1) Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент Р. осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правит., освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполн. власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах, глав администраций и других должностных лиц. На Администрацию Презид возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью органов исполнительной власти. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной администрации. На другое структурное подразделение Администрации — Главное управление Презид РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.. Основные особенности през контроля: он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнит. власти; он состоит в проверке выполнения положений Конст. РФ, фед. законов, актов Прези. и Прав. России; он осуществляется структурными подраздел. и должностн лицами, находящимися в системе Администрации Презид; его результаты могут быть использов. Президентом Р. Ф. для принятия мер воздействия, предусмотренных Конст РФ, привлечения виновных к дисциплинарной ответствен., поощрения отличившихся;
10. Органы исполнительной власти субъектов Р.Ф.:
включает в себя: должностные лица, департаменты, комитеты, инспекции и иные органы. Должностные лица: Глава администрации области, губернатор; пер-вый Зам. Главы, вице – губернатор по вопросам про-мышленности; Вице – губернатор по экономическим вопросам и инвестиционным политике; Вице – губер-натор по вопросам развития агропромышленного комплекса; Вице – губернатор по социальным вопро-сам;
Департаменты: финансов, международных связей, об-разования и науки, культуры и искусства, по делам военнослужащих, по труду и социальной защите населения, экономики и прогнозирования, промыш-ленности, цен, транспорта дорог и связи. Комитеты: госуд. ветеринарного надзора, по экологическому контролю, архитектуры и градостроительства, нефте-химическому комплексу. Инспекции: Государствен-ного
архитектурно
– строительного надзора
9. Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура.
Орган исполнительной власти – это организационный кол-лектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность. Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межот-раслевую координацию по вопросам, отнесённым к их веде-нию, а также функциональное регулирование в определён-ной сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федераль-ный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (ис-полнительные, контрольные, разрешительные, регулирую-щие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ воз-главляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.
Создание
федеральных органов
22. Понятие и основания административной ответственно-сти.
Основные
подходы к пониманию
Особенности административной ответственности:
является разновидностью как мер юридической ответственно-сти, так и мер административного принуждения;
регулируется
нормами административного
нормативные основания административной ответственности закрепляются как в законах, так и подзаконных актах;
фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
реализуется посредством применения мер административных взысканий;
к административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
меры административной ответственности реализуются в опре-деленном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
14. Понятие и система государственной службы
Служба – вид общественно-полезной деятельности по от-правлению определенных полномочий.
Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Виды службы:
Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в милитаризованных органах); Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объедине-ний, некоммерческих организациях, на частных предприяти-ях и др.). Принципы государственной службы:
верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служа-щими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;