Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисцплине "Административное право"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 105.47 Кб (Скачать документ)

Признание юр. лица субъектом адм. ответственности  на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юр. лица к адм. ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об адм. правонарушениях, правила назначения адм. наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения  о привлечении к ответственности  и его исполнения.

Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в отношении  которых установлена его вина Это означает, что юр. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом юр. лицо, привлекаемое к адм. ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

За совершение адм. правонарушений юридическим лицом  могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения; конфискация  орудия совершения или предмета адм. правонарушения.

Вид и  размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения  юр. лица, обстоятельств, смягчающих и  отягчающих ответственность (см. комментарий  к ст.4.1).

Назначение  адм. наказания юр. лицу не освобождает  от адм. ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как  и привлечение к адм. ответственности  физического лица не освобождает  от адм. ответственности за данное правонарушение юр. лицо.

Административная  ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в  связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных  обязанностей.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности  закрепляется понятие должн. лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство  коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности  закрепляется понятие должн. лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство  коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Адм. ответственность  должностных лиц предусмотрена  в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части  КоАП.

23.Административное правонарушение Адм. правонарушение: понятие, виды.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ адм. правонаруш. признается противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за кото. КоАПом или законами субъектов РФ об адм. правонаруш-ях установленная адм. отв-ть.

В характеристике признаков адм. правонаруш. ключевыми явл-ся понятия действие и бездействие, кот. образуют такое противоправное понятие, как деяние.

Действие (применительно к адм. правонаруш.) – активная форма повед. правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и зак. требований, нарушением запрета (вождение пьяного за рубем).

Бездействие (применительно к адм. правонаруш.) – пассивная форма повед. правонарушителя, непоср. связанная с невыполнением обязанностей и зак. требований (не приобрел лицензию).

Признаки  адм. правонаруш-я:

Антиобщественность. По соц. значимости деяние, причиняющее вред зак. интересам граждан, общества и гос-ва, явл-ся антиобщественным;

Противоправность  – закл-ся в соверш. деяния, нарушающего нормы адм. и иных отраслей права (труд., земельного и пр.), кот. охраняются мерами адм. ответственности;

Виновность. Зак-во рассматривает противоправное деяние, соверш. лицом, в ка-ве адм. правонаруш-я только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было осущ-влено умышленно или по неосторожности.

Наказуемость  деяния. Адм. правонарушением признается только то деяние, за кот. зак-вом предусмотрена адм. отв-ть.

Понятие состава административного правонарушения.

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Состав  административного правонарушения – совокупность объективных и  субъективных признаков, описанных  в правовой норме, необходимых и  достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного  правонарушения.

Элементы  состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение  состава административного правонарушения состоит в том, сто он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава  административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  подлежит прекращению.

Виды  составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

• Основной;

• С отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);

• С особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

• Простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины);

• Сложный (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной с определением момента окончания правонарушения:

• Материальный (считается оконченным с момента наступления установленных у законе последствий);

• Формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

32. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, правовые основы, задачи, обстоятельства, исключающие производство по делу.

Понятие и особенности производства по делам  об административных правонарушениях.

Производство  по делам об административных правонарушениях  – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных  лиц по применению мер адм. наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом  связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при  исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении  его к адм. ответственности, то суд  рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего —  производство по делам, возникающим  из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло  адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм адм. права.

В зависимости  от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда  штраф налагается прямо на месте  нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство  представляет собой разновидность  исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие  принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных  лиц, расследующих и рассматривающих  дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в  действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением  лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности  гражданина и ее юридический вариант  — презумпция невиновности. Она  заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано  в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя  доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса  об ответственности коллективных субъектов  и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в ответственности  независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой  силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А  если законом установлена ответственность  организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в  гражданско-правовых отношениях.

39

39. Обжалование и опротестование постановления по делу об административных правонарушениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"