Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:58, курсовая работа
Стремление России стать правовым социальным государством может быть достигнуто только при условии безусловного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина. В соответствии с положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан ……………………………………………….6
1.1 Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности………………………………………………………6
1.2 Зарождение и развитие института реабилитации в России…………………………………12
Глава 2. Основания и виды реабилитации………………………………………..18
2.1 Основания для реабилитации…………………………………………...…………………….18
2.2 Классификация реабилитации по субъектам………………………………………………...25
2.3 Основания для отказа в праве на реабилитацию…………………………………………….33
Глава 3. Процессуальный порядок реабилитации……………………………37
3.1 Государственные органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию……………………………………………………………………………………...37
3.2 Процессуальный порядок возмещения имущественного вреда…………………………....41
3.3 Компенсация морального вреда………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...…………….52
Список используемых источников…………………………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
Глава 3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕАБИЛИТАции
3.1 Государственные органы и
должностные лица, обеспечивающие
реализацию права на
уголовный ответственность реабилитация право
Правоотношения по реабилитации характеризуются
наличием субъектного состава, который
характерен только для них. Субъект
права лицо (физическое и юридическое),
обладающее по закону способностью иметь
и осуществлять непосредственно
или через представителя права
и юридические обязанности (то есть
правосубъектностью). Субъект права
необходимый элемент
Субъектный состав отношений по реабилитации включает в себя субъекта, имеющего право по возмещению вреда и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов, и субъекта, несущего обязанность по возмещению причиненного вреда.
Единственным обязанным
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 134 УПК РФ признать за человеком права на реабилитацию вправе при принятии соответствующего процессуального решения суд, прокурор, следователь и дознаватель. Хотелось бы обратить внимание на то, что законодатель не предоставил указанного права органу дознания, из чего следует, что только дознаватель из всех сотрудников органа дознания может признать право на реабилитацию при принятии соответствующего решения. Однако данное положение имеет дискуссионный характер.
В соответствии с положениями пункта
1 части 2 ст. 40 УПК РФ: «На органы дознания
возлагаются: 1) дознание по уголовным
делам, по которым производство предварительного
следствия необязательно». Данное положение
не исключает возможности
На основании положений части первой ст. 136 УПК РФ при компенсации морального ущерба прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.
И.Г. Кожин по данному поводу отмечает: «Отличается своеобразием УПК России в отношении органа, на котором лежит обязанность принесения официального извинения реабилитируемому. В Российской Федерации такая обязанность от имени государства лежит на прокуроре (ст. 136), тогда как в Белоруссии (ст. 465) и Казахстане (ст. 44), извинение приносит орган, ведущий уголовный процесс».
Я немогу согласиться с мнением законодателей Белоруссии и Казахстана. Считаю, извинение должен приносить руководитель, который обладает большими властными полномочиями применительно к осуществлению уголовного преследования. По российскому законодательству таковым является прокурор. Извинения, которые принесет следователь, будут иметь частный характер, так как он просит извинение за свою ошибку, допущенную при выполнении процесса расследования, но за ним стоит большое количество лиц, которые осуществляют направление его деятельности и контролируют ее, поэтому именно они должны приносить извинение реабилитируемому лицу.
Однако сложно согласиться полностью и с позицией российского законодателя по данному вопросу. Безусловно, что при прекращении уголовного дела или уголовного преследования в ходе предварительного расследования извинение должен приносить прокурор. Он должен выполнять указанные действия и в случае, если при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции был постановлен оправдательный приговор или было прекращено уголовное дело в связи с отказом государственного обвинителя от поддержания обвинения.
Если же судом первой инстанции был постановлен обвинительный приговор, который впоследствии полностью или частично отменен судом второй инстанции, и уголовное дело полностью или в части было прекращено по реабилитирующим основаниям, либо при пересмотре дела в суде первой инстанции, был постановлен оправдательный приговор, вступивший в законную силу, то извинение от имени государства должен приносить не прокурор, а председатель суда, в котором первоначально был постановлен обвинительный приговор.
Данное предложение
Полагаем, часть первую ст. 136 УПК
РФ необходимо изложить в следующей
редакции: «1. Прокурор от имени государства
приносит официальное извинение
реабилитированному за причиненный
ему вред, связанный с незаконным
осуществлением уголовного преследования.
При отмене обвинительного приговора
судом второй инстанции, последующего
прекращения уголовного дела по реабилитирующим
основаниям или постановления
Одним из наиболее дискуссионных является
вопрос о лице, которое должно принести
официальные извинения
Мы исходим из нашего предложения о том, что извинения должен приносить либо прокурор, либо председатель суда. В ч. 1 ст. 136 УПК РФ указано, что извинения приносит прокурор, но не указано, на какого именно прокурора возлагается данная обязанность: районного (городского) или субъекта Российской Федерации, таким образом, решение данного вопроса практически отдается на усмотрение прокуратуры. Как правило, извинение приносит районный прокурор.
При восстановлении иных прав реабилитированных принимают участие иные исполнительные органы государственной власти и должностные лица, которые не имели отношения к процессу расследования.
Это обусловлено тем, что вред, причиненный
гражданину в результате уголовного
преследования, возмещается государством
в полном объеме. Вопросы возмещения
вреда реабилитированному, восстановления
его трудовых, пенсионных, жилищных
и иных прав, как следует из ч.
5 ст. 135 и ч. 1 ст. 138 УПК РФ, рассматриваются
судом, который в свою очередь
должен определить кто, помимо реабилитированного
и прокурора, подлежит вызову в судебное
заседание. В ст. 399 УПК РФ конкретно
об этом ничего не говорится. Согласно
п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину
в результате незаконного осуждения,
незаконного привлечения к
Ввиду отсутствия четкого указания
закона в качестве ответчиков по данной
категории дел привлекаются различные
органы: от финансовых отделов муниципальных
образований, департамента финансов Администрации
субъекта Российской федерации. Управления
федерального казначейства и Минфина
России до территориальных подразделений
федеральных органов
С 2000 года суды, установив, что вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, со ссылкой на п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ стали привлекать в качестве ответчиков Главных распорядителей средств Федерального бюджета по ведомственной принадлежности (например, МВД РФ) и выносить решения о взыскании соответствующих сумм из средств федерального бюджета, выделенных им. Однако, в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ он регулирует правоотношения между субъектами бюджетных правоотношений. На основании положения ст. 152 Бюджетного кодекса РФ физические лица в качестве участников бюджетного процесса не выступают. С учетом изложенного, нормы Бюджетного кодекса не могут применяться к правоотношениям, в которых одной из сторон является гражданин. По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должен выступать соответствующий финансовый орган - Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
Полагаю необходимым закрепить в УПК РФ положение, в котором указывается орган, непосредственно осуществляющий выплаты по решениям о возмещении вреда. Считаю, необходимо ввести часть 7 в ст. 135 УПК РФ следующего содержания: «7. По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов в лице Главного управления федерального казначейства».
3.2 Процессуальный порядок
Глава 18 УПК РФ предусматривает правила восстановления всех прав и законных интересов реабилитированного: возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного. В процессуальном акте, который дает право на реабилитацию, орган, принимающий указанный акт, должен указать о праве гражданина на реабилитацию, включая возмещение ему причиненного вреда. Данную позицию высказал Верховный Суд РФ по делу Титова, который был оправдан по п. «з» ч. 2 ст. 105, пп «б, в» ч. 3 ст. 162, по ч. 1 ст. 222 УК РФ: «В соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор. По смыслу ст. 134 УПК РФ приговор, определение, постановление суда, вынесенные по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, обязательно должны содержать указание о праве гражданина на реабилитацию, включая возмещение ему причиненного вреда. Однако оправдательный приговор в отношении Титова был постановлен 22 февраля 2001 года, то есть до введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и соответственно не содержал указания на такое право оправданного. Вынесение же дополнительного акта о реабилитации, как ставиться вопрос в представлении, действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает».
Таким образом, если в процессуальном
акте будет отсутствовать указание
на право на реабилитацию, то по формальным
основаниям лицу можно будет в
нем отказать. Полагаем, что данное
положение нарушает право лица на
реабилитацию. Если представители
Процессуальные акты, предоставляющие право на реабилитацию, можно разделить на две группы: а) все реабилитирующие судебные решения; б) постановления следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя о прекращении уголовного дела (преследования) по реабилитирующим основаниям.
Действительно, при наличии приговора, вступившего в законную силу, лицо может спокойно решать все вопросы, связанные с реабилитацией, ранее делать этого нецелесообразно, так как может быть изменено судебное решение.
Обязанность принять меры по реабилитации лица, в том числе по возмещению ему причиненного вреда, лежит на органе или должностном лице, вынесшем акт о реабилитации. Указанные лица обязаны разъяснить гражданину порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием: а) в какие органы, и в какие сроки он вправе обратиться для подробного расчета подлежащих выплате сумм; б) какими органами, и в какой последовательности будут осуществляться выплаты или мероприятия по восстановлению иных нарушенных прав.
Эта обязанность осуществляется путем направления реабилитированному вместе с приговором, определением, постановлением о прекращении дела специального извещения в письменной форме. В извещении разъясняется право на возмещение различных видов вреда, восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, указываются конкретные органы, в которые гражданин может обратиться с требованием о возмещении того или иного вида вреда, а также сроки реализации данного права.
По изученным прекращенным по реабилитирующим основаниям уголовным делам в постановлениях не было указано право на реабилитацию лица, в делах отсутствовали извещения с разъяснением порядка восстановления нарушенных прав и законных интересов, что негативно отражается на их защите. Человек, чьи права нарушены, просто не знает о том, что их можно восстановить, а тем более не знает, как это сделать, естественно, что он не предпринимает мер по их восстановлению.