Прекращения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Стремление России стать правовым социальным государством может быть достигнуто только при условии безусловного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина. В соответствии с положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан ……………………………………………….6
1.1 Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности………………………………………………………6
1.2 Зарождение и развитие института реабилитации в России…………………………………12
Глава 2. Основания и виды реабилитации………………………………………..18
2.1 Основания для реабилитации…………………………………………...…………………….18
2.2 Классификация реабилитации по субъектам………………………………………………...25
2.3 Основания для отказа в праве на реабилитацию…………………………………………….33
Глава 3. Процессуальный порядок реабилитации……………………………37
3.1 Государственные органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию……………………………………………………………………………………...37
3.2 Процессуальный порядок возмещения имущественного вреда…………………………....41
3.3 Компенсация морального вреда………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...…………….52
Список используемых источников…………………………………………………55

ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..docx

— 90.47 Кб (Скачать документ)

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 135 УПК РФ реабилитированный  вправе обратиться с соответствующим  требованием в течение срока  исковой давности, установленного ГК РФ, который согласно ст. 196 ГК РФ составляет три года. Срок исковой давности начинает течь со дня получения копии  документа, указанного в ч. 1 ст. 134 УПК  РФ, содержащего основания реабилитации, и извещения о порядке возмещения.

Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в ч. 1 ст. 202 ГК РФ обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев  срока давности, а если приостановление  срока исковой давности, согласно ст. 202 ГК РФ может иметь место  при наличии следующих оснований: 1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при  данных условиях обстоятельство (непреодолимая  сила); 2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных  Сил, переведенных на военное положение; 3) в силу установленной на основании  закона Правительством Российской Федерации  отсрочки исполнения обязательств (мораторий); 4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее  отношение. Течение срока исковой  давности приостанавливается при условии, если указанные в ч. 1 ст. 202 ГК РФ обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев  срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее  шести месяцев - в течение срока  давности (ч. 2 ст. 202 ГК РФ). Со дня прекращения  обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение  ее срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до шести  месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее  шести месяцев - до срока давности (ч. 3 ст. 202 ГК РФ).

По вопросу о возмещении вреда  реабилитируемый должен обратиться в соответствующие органы предварительного следствия, прокуратуру или суд, а в случае неудовлетворительного  ответа или отсутствия ответа предъявить иск в суд по месту причинения вреда (в вышестоящий суд, если ответчиком является суд, вынесший первоначальное решение). Эти органы, затребовав соответствующие  документы, в месячный срок определяют размер ущерба, о чем выносится  соответствующее постановление, копия  которого в течение трех суток  направляется реабилитируемому лицу. А оно затем может предъявить полученный документ в финансовый отдел  районной администрации, которая рассматривает это обращение в месячный срок. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.

На практике должностные лица часто  возлагают на самих граждан обязанность  представлять документы, имеющие значение для определения размера ущерба, причиненного реабилитируемому лицу. Это объясняется тем, что высокая  загруженность сотрудников правоохранительных органов не позволяет им своевременно собрать необходимые документы. Такие действия возможны, так как  они не противоречат закону.

Полагаю, что лицо должно само выразить желание представить необходимые документы, оно не должно ходить по разным чиновникам в поисках документов, унижаться, просить, подвергаться унизительным процедурам, поэтому в случае отказа реабилитированного самому заниматься сбором документов, их собирать должен тот орган, который осуществлял незаконное или необоснованное уголовное преследование.

В ч. 1 ст. 135 УПК РФ дается перечень того, что включается в возмещение имущественного вреда:

1) заработная плата, пенсия, пособия,  другие средства, которых лишился  гражданин в результате уголовного  преследования;

2) конфискованное или обращенное  в доход государства на основании  приговора или решения суда  имущество; 

3) штрафы и процессуальные издержки, взысканные с гражданина во  исполнение приговора суда;

4) суммы, выплаченные им за  оказание юридической помощи;

5) иные расходы. 

Из указанной нормы следует, что возмещению подлежит только так  называемый реальный ущерб, причиненный  реабилитированному. Невозможно предусмотреть  все возможные случаи вреда. Поэтому  наличие пункта 5 в части первой статьи 135 УПК РФ, включающего такое  понятие, как «иные расходы», представляется очень важным. Это даст возможность  суду в каждом случае вникать в  причинную связь между незаконными  или необоснованными действиями органов расследования, суда и вредом, причинённым данными действиями.

Имущественный вред выражается не только в фактических расходах гражданина, в утрате или повреждении его  имущества, но и в неполученных доходах. Если гражданин докажет суду, что  получение доходов было реально  возможным, то их обязательно надо учитывать.

Поэтому термин «вред» в правоотношениях  связанных с реабилитацией, в  наибольшей степени выражает интересы реабилитируемых, и более целесообразен  для использования в законодательстве.

 

3.3 Компенсация морального вреда

 

В уголовном судопроизводстве компенсация  морального вреда позволяет восстанавливать  человека в личных неимущественных  правах. Ошибки при осуществлении  уголовного преследования и правосудия дорого обходятся как отдельной  личности, так и обществу в целом. Следует согласиться с мнением  Е.А. Лясковика, который указал: «Правовая  основа реабилитации -вынесение решения, которым предъявленное обвинение  или обвинительный приговор признаются незаконными или необоснованными. Однако до того как органы расследования  или суд признают обвиняемого, подсудимого, осужденного невиновным, проходят месяцы, а то и годы. Гражданин, будучи втянутым в производство по уголовному делу, претерпевает различные правоограничения, и в некоторых случаях заключается  под стражу и даже отбывает наказание, ему причиняется моральный вред. Государство должно компенсировать ущерб и восстановить его в  правах».

Нарушение справедливости в той  сфере, где она должна быть в первую очередь, негативно влияет на душевное состояние человека, порождает неуважение к закону и должностным лицам. Поэтому существует необходимость  компенсации моральных страданий, причиненных лицу необоснованным и  незаконным привлечением к уголовной  ответственности, с целью восстановления его душевного состояния, что  и является смыслом реабилитации. Необоснованное и незаконное привлечение  к уголовной ответственности  может оказаться причиной не только вреда нематериального, но и неблагоприятных  экономических последствий, которые  выражаются в уменьшении имущества, его уничтожении или повреждении  либо в неполучении материальных благ и доходов, которые лицо получило бы при нормальном, законном развитии событий и отношений. Данный вред должен также возмещаться государством.

Термин моральный вред в российском праве впервые был использован  в статье 53 УПК РСФСР 1960 года. Существуют различные точки зрения по вопросу  о том, что следует признавать моральным вредом. Некоторые ученые считают, что моральный вред - это  все те неблагоприятные последствия, наступившие в результате незаконного  осуждения и незаконного привлечения  к уголовной ответственности, которые  не охватываются понятием имущественного Другие авторы связывают содержание этого понятия с изменением морально-политической оценки личности гражданина со стороны общества, наступившей в связи с производством по уголовному делу.

Определяя моральный вред, причиненный  личности незаконными действиями правоохранительных органов, только как «бесчестье» , т.е. урон, наносимый положительной общественной оценке моральных качеств гражданина, мы решаем вопрос, имеется ли «бесчестье», в зависимости от того круга лиц, который узнал порочащие гражданина сведения. Согласившись с подобным определением морального вреда, мы сталкиваемся и с другими проблемами. Например, о привлечении к уголовной  ответственности лица было известно определенному кругу людей, допустим, коллегам по работе. Один из них на момент оправдания данного лица сменил место  жительства и уехал в неизвестном  направлении. Или, например, в газете было опубликовано сообщение о факте  осуждения лица, которое впоследствии наделено правом на реабилитацию. Это  лицо, чтобы возместить моральный  вред, причиненный ему фактом указанной  публикации, требует опровержения распространенных сведений, газета же по каким-то причинам прекратила свое существование. Как  быть в этом случае?

Когда можно считать моральный  вред возмещенным? Следуя логике приведённого выше определения, только тогда, когда  все лица, знавшие о привлечении  лица к уголовной ответственности  и осуждении, будут извещены о  его реабилитации, а это не всегда возможно. Поэтому согласиться с  такой трактовкой понятия морального вреда нельзя, так как данное понятие  представляется слишком узким.

Социально-нравственный статус гражданина понимается в широком смысле. Это  может быть доброе имя, уважение, почет, репутация. Это и те моральные, нравственные, духовные, умственные и другие качества, по которым оценивается человек  со стороны окружающих или которыми оценивает себя он сам.

Изменения в гражданском законодательстве не нашли достаточного отклика у  специалистов, занимающихся уголовным  судопроизводством. Многие из них продолжали связывать с моральным вредом только нравственные страдания.

Процедура принесения прокурором официального извинения от имени государства  реабилитируемому действующим законодательством  не регламентирована. Основным содержанием  официального извинения должны быть публичное признание ошибки, допущенной органами расследования и судом, объявление о том, что ранее оглашенные данные о подозрении, обвинении или  объявлении о виновности человека в  совершении преступления, порочащие  его честь и достоинство, не соответствуют  действительности.

Извинение должно носить официальный  характер и приноситься от имени  государства, так как прокурор осуществлял  уголовное преследование или  поддерживал обвинение от имени  государства. Исключение составляют ситуации, когда суд при рассмотрении дела по существу выносит обвинительный  приговор, который впоследствии отменяется судом второй инстанции, а при  пересмотре дела выносится оправдательный приговор или дело прекращается по реабилитирующим основаниям. В указанном  случае имеет место ошибка судьи, поэтому извинение от имени государства  должен приносить председатель суда, который рассматривал уголовное  дело по первой инстанции.

Отсутствие законодательного урегулирования процедуры принесения официального извинения реабилитируемому вызывает определенные вопросы на практике. Результаты интервьюирования прокуроров районов (их заместителей), показали, что  существует неправильное понимание  положения ч.1 ст. 136 УПК РФ, из содержания которой видно, что производство рассматриваемого действия является обязательным в плане компенсации морального вреда в отношении реабилитированного, и для его производства не требуется  наличие с его стороны какого-либо требования.

Заслуживает внимание мнение А.А. Подопригоры , который считает, что суть проблемы состоит в том, что при направлении  извещения реабилитируемому с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, в  порядке ч. 1 ст. 134 УПК РФ, не разъясняется порядок принесения официального извинения  прокурором от имени государства, а  также какие действия реабилитируемому необходимо осуществить в данном случае. Полагаем, в УПК РФ необходимо закрепить положение о том, что  извинение должно быть принесено  реабилитируемому в устной форме  не позднее 30 суток с момента вступления в законную силу судебного решения, дающего права на реабилитацию, либо с момента вынесения постановления  органами дознания, следствия, прокуратуры, дающего право на реабилитацию, в  случае отсутствия такой возможности  по причинам неявки реабилитируемого в орган прокуратуры, в письменной форме с направлением по месту  его жительства не позднее 3 суток  с момента истечения данного  срока.

Полагаю, что должен быть разработан и официальный текст извинения, который должен быть вручен реабилитируемому, как при принесении извинения в устной, так и в письменной форме. Процессуальный документ играет доминирующую роль в развитии уголовного судопроизводства и осуществлении правосудия, служит средством реализации участниками процесса своих прав и законных интересов, является одной из гарантий их защиты по уголовному делу. Данный документ может быть использован реабилитированным лицом в целях подтверждения своего оправдания. На мой взгляд, если представители правоохранительных органов выступали публично с обвинением, например, в коллективе по месту работы или учебы, то извинение должно приноситься публично. Однако в указном случае необходимо учитывать желание самого реабилитированного. А.А. Подопригора считает: «Присутствие при принесении устных извинений должностных лиц, непосредственно осуществлявших уголовное преследование или производство незаконных процессуальных действий в отношении реабилитируемого или непосредственно вынесших акт о реабилитации, их участие в производстве рассматриваемого процессуального действия, также может послужить одним из факторов, способствующих устранению последствий причиненного морального вреда данному лицу. Поэтому в плане дальнейшего совершенствования порядка возмещения морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, необходимо предусмотреть в законе возможность, участия данных лиц в производстве рассматриваемого процессуального действия, которое будет удостоверяться подписями в бланке предлагаемого выше документа. Имеет смысл сделать их присутствие обязательным при желании реабилитируемого, а так же по усмотрению прокурора приносящего извинения. Так же им нужно предоставить возможность присутствовать по своей инициативе (если не будет возражать реабилитируемый)».

Данная позиция нам представляется несколько дискуссионной, так как  прокурор приносит извинения официально от имени государства, поэтому приглашать всех сотрудников, которые осуществляли в той или иной форме производство по уголовному делу, на наш взгляд не имеет смысла, тем более что  именно прокурор отвечает за соблюдение законности производства по уголовному делу, поэтому, он должен принести официальные  извинения.

В плане компенсации морального вреда в структуре уголовно-процессуальной реабилитации УПК РФ предусматривает  возможность компенсации за причиненный  моральный вред в денежном выражении. В ч. 2 ст. 136 указано, что в структуре  возмещения морального вреда в уголовном  процессе реабилитируемый наделяется только лишь правом на такую компенсацию, а сам порядок реализации данного  права отнесен к сфере гражданского судопроизводства. Размер денежной компенсации  морального вреда определяется только судом в общеисковом порядке (ст. 1100 ГК РФ).

Информация о работе Прекращения уголовного дела