Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание

Целями данного исследования являются анализ сущности и содержания уголовно – правовой ответственности в области охраны избирательных прав граждан и регулирования избирательных отношений в соответствии с Особенной частью УК РФ, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в данной области. Достижению названных целей подчинено решение следующих задач:
- исторический анализ развития уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан в России и зарубежом;
- уточнение правовой природы статей УК РФ закрепляющих уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан;
- выяснение специфики отдельных видов преступление и проблемы конструирования отдельных составов в сфере защиты избирательных прав и отношений по УК РФ;
- разработка рекомендаций по улучшению качества правовой регламентации рассматриваемых составов;
- анализ практики применения уголовно-правовых норм, закрепляющих ответственность за нарушения избирательных прав и подготовка предложений по их совершенствованию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с.3
ГЛАВА 1. История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан………………………………..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в зарубежных странах……………….……..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в России до введения в действие УК РФ 1996 года ……………………………………………………………………с.27
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против избирательных прав граждан………………………………………….…..с.37
2.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав граждан…………………………………………………………………………..….с.37
2.2. Актуальные вопросы законодательной техники в преступлениях против избирательных прав граждан…………………………………………………с.71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..с.81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.с.83

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 136.67 Кб (Скачать документ)

Вопрос о соучастии, согласно рассматриваемой статьи, подлежит ограничительному толкованию. Не могут быть соучастниками лица, которые непосредственно изготавливали или распространяли агитационные материалы по указанию или распоряжению должностного лица, руководителя коммерческой либо некоммерческой организации.

Соучастниками рассматриваемого состава преступления могут быть подставные лица, через которых вносятся пожертвования в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума, а также руководители финансовых и иных институтов, через которых  осуществляется финансовая и иная материальная противоправная поддержка в крупных  размерах, при условии, если они сознают  общественную опасность своих действий.

Очень важно отграничить  данный состав преступления от смежного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5. 20 Кодекса об административных правонарушениях  Российской Федерации, которая устанавливает  административную ответственность  фактически за те же действия, если эти  действия не содержат уголовно наказуемого  деяния.

Очевидно, что  основным критерием отграничения состава  преступления от административного правонарушения является крупный размер такой финансовой или иной материальной поддержки.

Ст.142 Фальсификация  избирательных документов, документов референдума

Хотелось бы отметить, что  одной из самых больших проблем  в избирательной сфере является фальсификация избирательных документов, активно применяющаяся коррумпированными  политиками для прихода к власти. По данным ГИЦ МВД, по ст.142 УК РФ было зарегистрировано: 1996-

 

301, 1997-46, 1998-12, 1999-12, 2000-34, 2001-43, 2002-21, 2003-41 преступлений24. Для уяснения специфики охраняемых данной нормой общественных отношений важное значение имеет выяснение признаков предмета рассматриваемого посягательства, без которого характеристика объекта была бы неполной.

По смыслу диспозиции нормы  о фальсификации избирательных документов, документов референдума, очевидно, что предмет преступления, обозначенный законодателем как «избирательный документ», «документ референдума» и является обязательным признаком данного состава. Состав ст. 142 УК РФ, предусматривая в качестве обязательного признака такой элемент, как предмет, подчёркивает, что он обладает не только весьма специфичными признаками, но и особым порядком его изготовления и распространения по избирательным участкам.

Изучив действующее  законодательство, можно сделать  вывод, что нормы избирательного и уголовного законодательства не содержат официального определения «избирательный документ» '^Предполагается, что избирательными документами считаются любые документы, относящиеся как к проведению предвыборной кампании, так и проведению выборного процесса. Такое же положение обстоит и с толкованием официального определения термина «документы референдума». Документами референдума также считают документы, предшествующие проведению референдума (протоколы собрания по формированию инициативной группы и сбору подписей), так и по итогам голосования и др.

По нашему мнению, отсутствие чёткого официального толкования термина «избирательный документ», как и отсутствие исчерпывающего перечня документов, позволяющего относить те или иные документы к избирательным, является серьёзным пробелом в законодательстве, вызывает массу вопросов в правоприменительной  практике  и не  позволяет активно применять нормы

 

уголовного    права,    устанавливающие    ответственность    за    преступления, нарушающие избирательные права граждан.

Начиная с 1995 года, при проведении выборов различного ранга стали активно использоваться программно-технические комплексы средств автоматизации (КСА) государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы». Суть её использования заключается в том, что при подготовке выборов любого уровня системные администраторы готовят списки избирателей для голосования в день выборов. Думается, что информация, содержащаяся в автоматизированных банках данных (АБД) ГАС «Выборы», которая компьютеризирована, также является предметом рассматриваемого преступления. Можно спрогнозировать большую вероятность того, что вскоре на практике правоохранительным органам придется столкнуться с вторжением в АБД ГАС «Выборы», что позволит преступникам не только воспрепятствовать осуществлению избирательных прав граждан (например, удалить из списка избирателей АБД данные об одном или нескольких избирателей) или работе избирательных комиссий, но и фальсифицировать итоги выборов или референдума.

Как правильно замечает А.П. Свигузова: «в связи с отсутствием официального толкования понятия «избирательный документ» возникает несколько необычная ситуация: информация, содержащаяся в избирательном документе, трансформируется в результате технологических особенностей в оболочку якобы неизбирательного, а затем вновь перерастает в форму документа, который в одних случаях можно назвать официальным, а в других — избирательным ... Возможность негативного воздействия на информацию, внесённую в информационный банк ГАС «Выборы» позволяет... включить автоматизированные банки данных ГАС «Выборы», создаваемые на основе таких информационных источников, как избирательные документы, в круг предмета ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума». Таким образом,... было бы логично уровнять избирательные

 

документы и любые" другие официальные документы, имеющие  прямое отношение к проведению выборов и созданные на основе указанных документов автоматизированные банки данных. Такой подход позволит избежать искусственной декриминализации, фальсификации избирательных документов, документов референдума, сложившихся в ряде случаев по причине узкого, морально устаревшего понимания предмета фальсификации»25.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительный поход Российской демократии по всей территории страны не мог, не отразится и на избирательном  процессе. Не является секретом тот  факт, что развитие избирательных  отношений в РФ носит сложный  и порой отрицательный характер. Пробелы в действующем законодательстве все чаще становятся орудием в руках коррупции стремящейся захватить или удержать власть в своих руках преступным путем. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека закреплено: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальсифицированных-выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В 2002 - 2003 годах произошло  обновление российского избирательного законодательства. Принят целый ряд  федеральных законов, серьезно изменивших правовое регулирование организации  и проведения выборов, а также  порядок реализации избирательных  прав граждан.

В связи с этим существенные изменения были внесены в 2003 году в Уголовный кодекс РФ в части  регламентации уголовно-правовой охраны избирательных прав, предусматривающие  усиление ответственности за нарушение  избирательного законодательства. В  частности, внесены изменения в  ст. ст. 141 и 142 УК РФ и дополнительно  введены новые составы преступлений, предусмотренные в ст. ст. 141.1, 142.1 УК РФ.

Внесенными в УК РФ изменениями  законодателем расширен круг лиц  и общественно опасных деяний, за которые предусмотрена уголовная  ответственность. Нынешняя регламентация  составов преступлений (ст. ст. 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ), посягающих на избирательные  права граждан, является предметной и значительно ограничивает возможность  ухода от уголовной   ответственности   лиц,   виновных   в   нарушениях   избирательного

 

 

законодательства. Об этом свидетельствует  выступление Председателя Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешнякова на совещании председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации 6 мая 2004 года, который заявил, что на выборах Президента Российской Федерации зафиксированы случаи массовой фальсификации подписных листов, представленных в ЦИК России рядом кандидатов. Органами прокуратуры Москвы, Кирова, Тамбова, Владимира, Удмуртской Республики возбуждено пять уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 142 УК РФ (подделка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов). А.А. Вешняков выразил надежду, что в ближайшее время перед судом будут держать ответ те, кто превратил сбор подписей в поддержку кандидатов в криминальный бизнес. "Меры уголовной ответственности встряхнут некоторых наших политиков (кандидатов), которые ради прохождения во власть иногда бывают нечистоплотны в связях с различными дельцами" .

Исходя из рассмотренного материала и специфики избирательных  отношений в качестве мер по совершенствованию  уголовной ответственности за нарушение  избирательных прав граждан можно  предложить: 1) введение новых дополнительных составов; 2) совершенствование законодательной техники уже существующих норм; 3) решение вопроса о введении новых видов наказаний, способных превентивным образом воздействовать на граждан с целью предупреждения совершения ими преступлений в области избирательного процесса.

Таким образом, международные  избирательные стандарты, реализуются  в российском законодательстве, не только провозглашаются, но защищаются и охраняются мерами уголовно-правового  воздействия, что позволяет говорить об определенных подвижках в развитии избирательного процесса в России.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской федерации. М., 1993.

2. "Уголовный кодекс РФ" по состоянию на 1 января 2004г. М., 176-с.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М, 2001. 152 с.

  1. Уголовный кодекс Испании. /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М, 1998. 218-С
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001. Ш95-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
  4. Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.11.2002)
  5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
  6. Федеральный закон от 04.07.2003 N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.2003)

  Ю.Постановление об утверждении «Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 27 августа 2003 г. М22/157-4 // Российская газета. 2003. 9 сентября

 

2.Учебники и учебные пособия

11 .Garraud. Traite du droit criminel. Paris. 1904. T. III. 1899.

12. Долгова  А.И.   Преступность,   её   организованность   и   криминальное 
общество. М., 2003. С.784-С.

  1. Drenkmann. Ueber die Wahlvergehen. Ein Beitrag zur Eevision 84 - 86 des StGB. Goltdammer's Archiv fur Preussisches Strafrecht XVII. 1869.
  2. Encyclopedia of the law of England. IV t. London. 1894. 789-s.
  3. Кабанов П.А. Мулюков Ш. M. Политическая криминология. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Киров., 2007.456-с.
  4. Каюнов О.Н.. Луценко В.И., Шейнис В.Л. Выборы и граждане. М., 1999. 90-с.
  5. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. ВВ. Черникова и Ю.П. Соловья. - М.,2002. С.91-95.
  6. Комментарий к уголовному кодексу РФ /Под ред. проф. А.В. Наумова. М. 1996. 700-с.

19. Курс   советского   уголовного   права:   В   6   т.   Т.5   /Под   ред.   А.А. 
Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. М., 1971. 456-с. 
20.Комментарий к уголовному кодексу РФ /Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. 
Лебедева. М, 1996. 645-с.

21 .Комментарий к уголовному  кодексу РФ с постатейными  материалами и

судебной практикой / Под общей ред. СИ. Никулина. М., 2001.897-с.

22. Люблинский    П.И.     Преступления     против    избирательного     права.

С.Петербург, Типо-Литография А.Г. Розена (А.Е. Ландау), 1906.

23.Mittermaier. Ueber die Bestrafimg der bei Wahlen verubten Vergehen. Avchiv

des Criminalrechts. Paris. 1819.

24.Научно-практический комментарий  к уголовному кодексу РФ: В  2-х т.

/Под ред. проф. П.Н. Панченко. Т.1. Н.Новгород., 1996. 567-с.

25.Наумов А.В. Российское  уголовное право. Курс лекций. В 2-х т. Т.2.

Особенная часть. М., 2004. 670-с.

27.0ppenhoff. S. 108. 3. Halschner II. S. 785. Schneidler S. 19.

28.Ожегов СИ. Словарь русского  языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. 600-с.

29.Пифферун Д.Ф.  Европейские избирательные системы,  С-Пб. 1905, С. 157 ЗО.Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.8. М, /Под ред. Б.В. Виленского. М., 1991. 496-с.

31 .Российское  законодательство Х-ХХ вв. Т.9. М., /Под ред. О.И. Чистякова. М, 1994.332-с.

32.Российское уголовное  право /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997. 789-с.

33.Stephen, History of English criminal law. 1883, t. Ill, p. 253 34.Свигузова А.П.  Уголовно-правовые  аспекты защиты  финансирования избирательного    процесса.    //Сб.    научных    трудов.    «Противодействие преступности». Вып.З. Нижнекамск. 2004.

35.Сигузова А.П. Уголовно-правовая  охрана избирательных документов. // Сб. научных трудов. «Противодействие  преступности» Вып. № 4. Нижнекамск. 2005.

36.Уголовный кодекс РФ: научно-практический комментарий / Под ред. Л.Л. Кругликова и Э.С. Тенчова. Ярославль: Влад, 1994. 890-с.

Информация о работе Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ