Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание

Целями данного исследования являются анализ сущности и содержания уголовно – правовой ответственности в области охраны избирательных прав граждан и регулирования избирательных отношений в соответствии с Особенной частью УК РФ, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в данной области. Достижению названных целей подчинено решение следующих задач:
- исторический анализ развития уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан в России и зарубежом;
- уточнение правовой природы статей УК РФ закрепляющих уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан;
- выяснение специфики отдельных видов преступление и проблемы конструирования отдельных составов в сфере защиты избирательных прав и отношений по УК РФ;
- разработка рекомендаций по улучшению качества правовой регламентации рассматриваемых составов;
- анализ практики применения уголовно-правовых норм, закрепляющих ответственность за нарушения избирательных прав и подготовка предложений по их совершенствованию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с.3
ГЛАВА 1. История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан………………………………..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в зарубежных странах……………….……..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в России до введения в действие УК РФ 1996 года ……………………………………………………………………с.27
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против избирательных прав граждан………………………………………….…..с.37
2.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав граждан…………………………………………………………………………..….с.37
2.2. Актуальные вопросы законодательной техники в преступлениях против избирательных прав граждан…………………………………………………с.71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..с.81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.с.83

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 136.67 Кб (Скачать документ)

Применение насилия либо угроз его применения. Законодатель, формулируя этот квалифицирующий признак, имеет в виду физическое насилие. Л. Гаухман выделил две разновидности физического насилия: воздействие на тело человека и воздействие на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей, спаивание, отравление и т.п .

Очевидно, что для рассматриваемого состава преступления характерен первый вид физического насилия. Он выражается в нанесении ударов по телу человека, в причинении физической боли. Соответственно угрозы применения насилия заключаются в предупреждении потерпевшего и обещании применить эти действия немедленно или в будущем.

Для подкупа, принуждения  или применения насилия либо угроз  его применения характерно противостояние воль виновного и потерпевшего. Субъект  действует вопреки действительной или предполагаемой воле потерпевшего. Противостояние воль отсутствует при  обмане, так как потерпевший добросовестно заблуждается, доверяясь виновному. Но в любом случае виновный игнорирует волю потерпевшего, навязывая перечисленными способами свою.

Субъект преступления тот  же, что и в ч.1.

Совершение преступления с использованием своего служебного положения, (п. "б" ч. 2 ст. 141 УК РФ). Использование своего служебного положения означает не только использование полномочий должностного лица. Им может быть использование любых полномочий в связи с работой на предприятии, в учреждении независимо от формы собственности, а также использование полномочий служащего в органах государственной власти и местного самоуправления.

Субъект здесь специальный, однако разновидности его чрезвычайно широки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "в" ч. 2 ст. 141 УК РФ).

Часть 3 по существу, содержит самостоятельный состав преступления, который изложен в диспозиции достаточно определенно, и потому уголовный закон называет исчерпывающий перечень способов совершения преступления...

Это вмешательство с использованием должностного или служебного положения  в осуществление избирательной  комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. Далее следует перечень действий, образующих состав преступления.

Исходя из содержания диспозиции, преступление может быть совершено  только путем активных действий, общим  родовым понятием которых является вмешательство.

Объектом такого вмешательства является осуществление  избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий. Причем таких полномочий, которые установлены законодательством о выборах и референдумах. Вмешательство осуществляется в форме неправомерных требований или указаний должностного лица, адресованных как к избирательной комиссии, комиссии референдума в целом, так и в отношении отдельных ее членов. Чаще объективная сторона осуществляется путем незаконных требований или указаний в отношении председателя избирательной комиссии, комиссии референдума.

В комментируемой норме дан  исчерпывающий перечень способов такого вмешательства.

Это требование или указание должностного лица по вопросам регистрации  кандидатов, списков кандидатов, избирательных  блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Таким образом, непосредственным предметом посягательства рассматриваемого состава является исключительная компетенция избирательной комиссии, комиссии референдума, которая регламентирована законодательством о выборах, референдумах. Эта компетенция реализуется в форме принятия решений избирательной комиссией,   комиссией   референдума.   По   этой   причине   направленностью

 

посягательства и его  непосредственным объектом являются законность и обоснованность решений избирательной  комиссии, комиссии референдума, отнесенные законодательством к их исключительной компетенции.

Совершенно новым квалифицирующим  признаком преступления является неправомерное  вмешательство в работу Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Функционирование этой системы регламентировано законодательством, неправомерное вмешательство в  ее работу образует признаки рассматриваемого состава преступления. Исходя из смысла и содержания диспозиции уголовного закона, следует прийти к выводу, что вмешательство в деятельность этой системы должно осуществляться с прямым умыслом и с целью воспрепятствовать или иным образом помешать нормальному течению избирательного процесса.

Субъективная сторона  комментируемого состава преступления характеризуется наличием прямого  умысла и специальной цели, на которую есть указания в самой диспозиции уголовного закона. Эта цель раскрывается в намерении повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума по вопросам, относящимся к исключительной компетенции этих комиссий.

Субъект преступления в уголовном  законе обозначен весьма нечетко. С  одной стороны, это использование  должностного или служебного положения, с другой - в диспозиции говорится о требованиях или указаниях должностного лица. Отсюда выводится недопустимость расширительного толкования уголовного закона в части субъектного состава этого преступления. Очевидно, что таким субъектом может быть только должностное лицо (примечание к ст. 285 УК РФ). Таким образом, субъект преступления специальный и им может быть только должностное лицо.

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата,  избирательного объединения,  избирательного блока,

 

деятельности   инициативной   группы   по   проведению  референдума,   иной группы участников референдума

1. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании, а также оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению * референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц -

2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума, -

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Деяния, предусмотренные  этой статьёй, были криминализированы, так как ранее подобные деяния закреплялись в Кодексе РФ об административных правонарушениях9. Различить административный и уголовно-правовой составы можно по обязательному признаку объективной стороны - крупному размеру.

Рассматриваемая диспозиция является бланкетной, так как порядок  финансирования избирательной кампании и деятельности по организации и  проведению референдума регулируется: ФКЗ от 10 октября 1995 г. №2ФКЗ «О референдуме РФ» (статья 29); ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (глава 8); ФЗ от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (глава 9); ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (глава 8); Постановлением об утверждении «Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 27 августа 2003 г. №22/157-4. Именно этими нормативно-правовыми актами закреплена вся процедура финансирования: создание избирательного фонда, фонда референдума; пожертвования и перечисления в эти фонды; расходование средств этих фондов; перечень сведений, передаваемых в СМИ; возврат денежных средств и т.д.

Непосредственный объект посягательства носит двойной характер. Это, в первую очередь, установленный  законодательством порядок финансирования избирательной кампании или референдума. Во вторую очередь, объектом посягательства является свободное волеизъявление граждан на выборах, участников референдума  путем косвенного влияния на их сознание и волю вследствие заведомой постановки в неравные условия кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, искусственного инициирования заданного направления в проведении референдума.

Особо следует подчеркнуть, что данная норма направлена на ограничение  возможности влияния иностранных  организаций и граждан на избирательный  процесс в Российской Федерации  .

Поэтому объективная  сторона деяния носит альтернативный характер и состоит в действиях по оказанию финансовой, а также иной материальной поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, минуя избирательный фонд.

Обязательным признаком  состава преступления является крупный  размер финансовой (материальной) поддержки. В примечании к комментируемой статье определяются как понятия крупного размера, так и содержание иной материальной поддержки. Это сумма денег, стоимость  имущества или выгод имущественного характера, которая превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, которые установлены законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния. Но во всех случаях крупный размер должен быть не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В диспозиции дан исчерпывающий  перечень самих действий, образующих состав преступления. Их можно подразделить на три блока. Первый блок.

Это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда. Согласно законодательству о выборах  и референдумах изготовление и (или) распространение агитационных материалов не допускается иначе, как только из     избирательного     фонда     кандидата,     избирательного     объединения,

избирательного блока. Поэтому  оказание финансовой или иной материальной поддержки помимо этого фонда  образует признаки рассматриваемого состава  преступления, если размер такой поддержки  носит крупный характер.

Другой способ совершения преступления - это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов на безвозмездной основе, т.е. изготовление агитационных материалов бесплатно, а равно такое же их распространение.

В диспозиции предусмотрен и более сложный в доказывании  и в уголовно-правовой оценке способ совершения деяния. Это оплата изготовления и (или) распространения из избирательного фонда агитационных материалов по необоснованно  заниженным расценкам. Размер необоснованного  занижения следует исчислять  исходя из базовой рыночной оценки в данной местности изготовления и (или) распространения того или  иного вида агитационных материалов. В своем суммарном количестве такое необоснованное занижение  расценок должно составлять крупный  размер, т.е. превышать одну десятую  предельного размера расходов избирательного фонда, но в любом случае быть не менее двух тысяч минимальной  оплаты труда.

Информация о работе Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ