Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание

Целями данного исследования являются анализ сущности и содержания уголовно – правовой ответственности в области охраны избирательных прав граждан и регулирования избирательных отношений в соответствии с Особенной частью УК РФ, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в данной области. Достижению названных целей подчинено решение следующих задач:
- исторический анализ развития уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан в России и зарубежом;
- уточнение правовой природы статей УК РФ закрепляющих уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан;
- выяснение специфики отдельных видов преступление и проблемы конструирования отдельных составов в сфере защиты избирательных прав и отношений по УК РФ;
- разработка рекомендаций по улучшению качества правовой регламентации рассматриваемых составов;
- анализ практики применения уголовно-правовых норм, закрепляющих ответственность за нарушения избирательных прав и подготовка предложений по их совершенствованию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с.3
ГЛАВА 1. История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан………………………………..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в зарубежных странах……………….……..с.8
История развития уголовной ответственности за нарушения избирательных граждан в России до введения в действие УК РФ 1996 года ……………………………………………………………………с.27
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против избирательных прав граждан………………………………………….…..с.37
2.1. Понятие и виды преступлений против избирательных прав граждан…………………………………………………………………………..….с.37
2.2. Актуальные вопросы законодательной техники в преступлениях против избирательных прав граждан…………………………………………………с.71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..с.81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.с.83

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 136.67 Кб (Скачать документ)

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

 

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, -

Части 1 и 2 статьи 32 Конституции  Российской Федерации закрепили  право граждан участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей, а также  право граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Непосредственным объектом данного состава являются общественные отношения по обеспечению реализации права граждан на осуществление  пассивного или активного избирательного права, права свободного волеизъявления на выборах и референдуме, на нормальную работу избирательных комиссий или  комиссии референдума по обеспечению  избирательных прав граждан и  права на участие в референдуме.

Как следует, что из закона объективная сторона преступления может быть осуществлена не только путем совершения одного из действий, предусмотренных в диспозиции, но и в форме бездействия. Она  состоит из совершения одного из четырех  деяний:

а) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих 
избирательных прав или права на участие в референдуме;

          б) нарушения тайны голосования;

в) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий 
референдума;

г) воспрепятствования деятельности члена избирательной комиссии, 
комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Конституционные права граждан  на свободное осуществление своих  избирательных   прав,   деятельность   избирательных   комиссий,    комиссий референдума конкретизируются в действующем избирательном законодательстве, сформировавшемся в отдельную отрасль права. В состав этого законодательства могут входить: федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции республик в составе Российской Федерации, уставы и законы субъектов Федерации. Основным законодательным актом, регламентирующим проведение выборов и референдума, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4. На основе этого нормативного акта принимается иное федеральное законодательство и законы субъектов Федерации. Законами-субъектов Федерации регламентируются проведение выборов и референдумов в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления, а также проведение референдумов по вопросам, имеющим значение для субъектов Федерации, или по вопросам местного самоуправления.

Законодатель относительно первого из способов осуществления  преступного деяния по сравнению  с ранее действовавшей редакцией  статьи специально уточнил в диспозиции непосредственный объект посягательства, указав на свободное осуществление  гражданином своих избирательных  прав или права на участие в  референдуме.

Этот объект посягательства носит комплексный характер, поскольку включает в себя как пассивное, так и активное избирательное право.

В содержание пассивного избирательного права входит: право гражданина принимать  или не принимать участие в  проведении выборов, референдума; агитировать  за или против конкретных депутатов, а также по вопросам, выносимым на референдум, голосовать за конкретного депутата

 

либо против, подавать голос против всех кандидатов, те же самые права имеет гражданин и по вопросам референдума.

Содержанием активного избирательного права являются право быть избранным  в органы государственной власти или местного самоуправления и связанный  с этим комплекс прав, предусмотренных  законодательством по участию в  выборах.

В связи с этим нам видится, что под воспрепятствованием  свободному осуществлению избирательных  прав или права на участие в  референдуме будут пониматься любые  умышленные деяния, посягающие на эту  свободу. Вместе с тем сравнительный  анализ диспозиции основного состава  с квалифицирующими признаками, указанными в ч. 2 настоящей статьи, позволяет сделать вывод, что в последнем случае, особенно в редакции п. "а" части 2 ст. 141 УК РФ, дана попытка исчерпывающего перечня способов совершения деяния. По этой причине квалификация деяния по части 1 ст. 141 УК РФ- по признаку воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может вызвать трудности на практике5.

Ввиду этого дифференцировать отграничение состава преступления, предусмотренного в части 1 ст. 141 УК РФ, от квалифицированного состава, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, можно  лишь методом исключения, а именно: под определение воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме по ч. 1 ст. 141 УК РФ можно отнести иные умышленные действия, не подпадающие под п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ. К ним можно отнести: создание искусственных препятствий для доступа на избирательные участки (например, командир воинской части не отпускает военнослужащего для реализации своего избирательного права), умышленное

 

создание препятствий  в осуществлении предвыборной агитации, умышленные препятствия под различными, не основанными на законодательстве, предлогами в регистрации кандидата и т.д. В форме бездействия деяние может быть осуществлено путем умышленного невключения избирателя в список избирателей, непредставления больному человеку, желающему проголосовать, урны для голосования, необоснованного отказа в выдаче открепительного удостоверения. Однако осуществление деяния в форме бездействия носит больше теоретический и профилактический характер, нежели в форме действия, ибо весьма сложно отграничить обыкновенную халатность от умышленного бездействия в целях воспрепятствования осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме. Главным материально-правовым признаком в этих случаях должна быть реальная общественная опасность деяния, ибо в противном случае деяние не будет иметь признаков преступления вследствие малозначительности (ст. 14 УК РФ).

Следующим признаком  объективной стороны рассматриваемого состава преступления является нарушение тайны голосования. Для уяснения понятия этого квалифицирующего признака следует обратиться к ст. 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Там сказано, что голосование является тайным в условиях, исключающих контроль за свободным волеизъявлением граждан. Таким образом, нарушение тайны голосования представляет собой разновидность воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, но имеет свою специфику. Содержание деяния может быть понято только в единстве его объективной и субъективной стороны. Это, к примеру, не просто вторжение в кабину для голосования без умысла проконтролировать волеизъявление гражданина. Суть деяния именно в нарушении тайны голосования, заключающемся в контроле или возможности

 

осуществления контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума. При этом законодатель путем внесения этого признака в ст. 141 УК РФ расширил содержание субъективной стороны состава преступления. Ранее, до внесения изменений в Уголовный кодекс Федеральным законом от 18 июня 2003 года, нарушение тайны голосования указывалось в диспозиции ст. 142 УК РФ - фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов, что требовало наличия специальной цели и прямого умысла.

По своей санкции часть 1 ст. 142 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести, а рассматриваемый состав - к категории преступлений небольшой тяжести. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что законодатель расширил пределы уголовной ответственности за нарушение тайны голосования, одновременно снизив санкцию за нарушение этой уголовно-правовой нормы. Все это логическим путем позволяет прийти к выводу, что -в настоящее время для нарушения тайны голосования как уголовно наказуемого деяния не требуется во всех случаях установления контроля за волеизъявлением избирателей. Достаточно поставить избирателя в такие условия, когда он может считать, что его действия контролируются. Деяние может быть осуществлено и в форме бездействия, когда, к примеру, ответственное лицо не обеспечивает избирательный участок кабинами для голосования безотносительно к мотивам и целям такого бездействия.

Вместе с тем острие уголовной репрессии направлено, прежде всего, не против бездействия, а  против совершения деяния путем умышленных действий, нарушающих тайну голосования. Это действия, позволяющие реально  контролировать волеизъявление избирателей, участников референдума (визуальное наблюдение, пометка или нумерация избирательных бюллетеней и т.п.). Деяние может осуществляться и в имитации создания условий, чтобы избиратель, участник референдума субъективно воспринимали процедуру голосования как подконтрольную.

 

Следующим признаком рассматриваемого состава преступления является воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума.

Деятельность избирательных  комиссий, комиссий референдума регламентируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", иным федеральным законодательством, законами субъектов Федерации, регламентирующими  проведение выборов отдельных категорий  должностных лиц. В этом законодательстве указываются рамки деятельности этих комиссий в правовом поле, их полномочия, права и соответственно обязанности  должностных лиц и иных субъектов  общественных отношений по проведению выборов, референдума по отношению  к избирательным комиссиям. Поэтому  воспрепятствование в форме действия или бездействия деятельности избирательных  комиссий всех уровней, комиссий референдума  представляет собой создание помех  и препятствий их законной деятельности безотносительно к мотивам и  целям совершения деяния.

Последним признаком объективной  стороны рассматриваемого деяния является воспрепятствование деятельности члена  избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих  обязанностей. В состав комиссий входят как члены с решающим, так и  с совещательным голосом. Воспрепятствование однозначно порождает признаки преступления при совершении деяния в отношении  любого из членов этих комиссий. Основным критерием наличия состава преступления является воспрепятствование деятельности члена комиссии, связанной с исполнением  своих обязанностей, а не какой-либо иной деятельности. Воспрепятствование, как работе комиссий, так и деятельности их членов может быть осуществлено только в форме активных действий.

Рассматриваемый состав преступления формальный. Он считается оконченным    с    момента    совершения    предусмотренных    в    диспозиции

 

уголовного закона действий и в некоторых случаях  бездействия независимо от наступления каких-либо последствий.

С субъективной стороны состав преступления может быть совершен, как с прямым, так и с косвенным  умыслом. В последнем случае виновный сознает общественную опасность деяния, предвидит возможность ущемления избирательных прав или права на участие в референдуме либо последствия нарушения нормальной работы избирательных комиссий, комиссий референдума либо их членов, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели деяния могут  быть учтены при назначении наказания.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее  возраста 16 лет, т.е. для описываемого состава нехарактерно наличие специального субъекта.

Все перечисленные признаки ограничивают свободу волеизъявления граждан, посягают на нормальную работу избирательных комиссий, комиссий референдума и их членов. Единственный признак - нарушение тайны голосования - не может быть квалифицирован по п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ.

Подкуп охватывает собой как предоставление денег, иных материальных ценностей и прав на имущество (действительных или предполагаемых, например лотерей), так и обещание или предложение их предоставления за совершение конкретных действий либо за воздержание от их совершения. Эти материальные блага могут предоставляться или быть обещаны за голосование определенным образом, снятие кандидатом своей кандидатуры, передачу голосов другому кандидату, а также за совершение действий или бездействия, препятствующих работе избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, и т.п.

Обман - это умышленное введение избирателей, участников референдума в заблуждение относительно тех обстоятельств выборов, референдума, которые могут повлиять на их исход. Обманом также следует

 

считать и преднамеренное умолчание в тех же целях о  сведениях, которые субъект обязан сообщить избирателям, участникам референдума. В общем, этот квалифицирующий признак выглядит весьма аморфно и трудноприменим на практике.

Принуждение - это новый квалифицирующий признак, введенный Законом от 18 июня 2003 года, - имеет не абстрактное значение. Этот вид посягательства на свободное волеизъявление означает любое принуждение, кроме такой его разновидности, как применение насилия или угроз его применения, которые образуют отдельные квалифицирующие признаки. К иным видам принуждения следует отнести угрозы уничтожения или повреждения имущества, шантаж в форме угроз распространения порочащих сведений независимо от их достоверности, угрозы лишения каких-либо материальных или личных благ и т.п. В практике проведения прошедших избирательных кампаний отмечались случаи, когда руководители отдельных предприятий,* организаций, учреждений, пытаясь оказать давление на избирателей, запугивали лишением премий, льгот и даже увольнением. Отмечались случаи принуждения и неопределенного круга избирателей6. Так, один из кандидатов в депутаты, являясь руководителем предприятия, угрожал жителям избирательного округа, что в случае его провала на выборах в данном избирательном округе будут сокращены рабочие места на руководимом им предприятии, а населенные пункты не будут снабжаться продуктами питания, изготовляемыми на этом предприятии.

Информация о работе Преступления против избирательных прав граждан в уголовном законодательстве РФ