Договор энергоснабжения и его правовое регулирование в Республике Абхазия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:06, дипломная работа

Описание

Роль энергоснабжения переоценить сегодня трудно. В наши дни оно стало неотъемлемой частью жизни современного общества, его нормального существования. Высокая социальная значимость энергоснабжения бесспорна. Бесспорна также и значимость энергоснабжения как правового института, поскольку в современном гражданском обороте договор энергоснабжения - один из наиболее распространенных.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава I.Понятие и основные элементы договора энергоснабжения.
1.1.Общая характеристика договора энергоснабжения…………….
1.2.Предмет договора энергоснабжения……………………………..
1.3.Стороны договора энергоснабжения……………………………..
Глава II.Содержание договора энергоснабжения……………………
2.1. Права и обязанности энергоснабжающей организации…………
2.2.Права и обязанности абонента по договору энергоснабжения….
2.3.Права и обязанности субабонента…………………………………
Глава III. Особенности заключения и расторжения договора
энергоснабжения………………………………………………………..
3.1.Порядок заключения договора энергоснабжения…………………
3.2.Разрешение разногласий……………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Диплом по энергоснабжению.docx

— 107.14 Кб (Скачать документ)

Отмечая недочеты в законодательном регулировании  энергоснабжения и сопряженные  с этим серьезные отрицательные  последствия для всей страны, следует  обратить внимание на необходимость  комплексного решения данной проблемы посредством изменения (дополнения) действующих норм ГК РА о договоре энергоснабжения, унификации соответствующей  нормативной базы, а также минимизации  регулирования энергоснабжения  подзаконными актами.

В ст.528 ГК РА, регламентирующей договор энергоснабжения, отождествляются абонент и потребитель. Но эти понятия необходимо разграничить, определив абонента как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической и (или) тепловой энергией по присоединенной к энергоснабжающей организации сети.

На практике множество предприятий и организаций  получают электроэнергию не непосредственно  от энергоснабжающих организаций, а  от их абонентов, т.е. являются субабонентами. Однако взаимоотношения между ними не урегулированы. В ст.534 ГК  РА говорится лишь, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность, абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.

Государственное регулирование на  оптовом рынке  электроэнергии осуществляет Государственная  комания «Черноморэнерго».. Она устанавливает тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентской платы за услуги, оказываемые  ею по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы Абхазии.

Таким образом, в настоящее время появился и  функционирует своеобразный феномен  – республиканский оптовый рынок  электрической энергии (мощности). Он функционирует как единое рыночное пространство и является сферой купли-продажи  электроэнергии, осуществляемой его  субъектами в пределах Единой энергетической системы Абхазии. Вместе с тем  данный рынок характеризуется жестким  государственным регулированием, заданностью  параметров и субъектов рынка, что  обусловлено как функционированием  в данной сфере естественных монополий, так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли-продажи электроэнергии ограничена конкуренция, отсутствует свободное ценообразование.

Взаимоотношения между субъектами оптового рынка  электроэнергии строятся на договорной основе. Однако содержание договоров  не раскрывается.

Одним из наиболее острых вопросов энергоснабжения  является неоплата энергии. Во многом это вызывается действующей нерациональной структурой договорных связей.

Мы предлагаем изменить структуру договорных связей энергоснабжения следующим образом. В качестве энергоснабжающей организации  будет выступать Госкомпания  «Черноморэнерго»,с которой абоненты будут непосредственно рассчитываться за потребленную энергию. Поскольку же линии электропередачи находятся в ведении горэлектросети или аналогичных организаций, с ними энергоснабжающая организация будет заключать возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли-продажи энергии. Данная структура договорных связей представляется оптимальной.

Не решен  в законодательстве и вопрос о  квалификации договора между абонентом  и субабонентом. В действовавших  ранее, а теперь отмененных Правилах пользования электрической и  тепловой энергией 1982 года данный договор  характеризовался как договор на пользование энергией. Между тем  с учетом изменения договорных связей одним из вариантов договорных отношений  с участием субабонентов может быть предложен следующий. Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.

Дополнение, внесённое в п. 2 ст. 535 ГК РА, предоставляет  энергосбытовой организации право  в одностороннем порядке прекратить или ограничить подачу энергии покупателю- юридическому лицу с соответствующим его предупреждением в случае нарушения покупателем обязательств по оплате энергии. Введение данного правила представляется совершенно неоправданным, поскольку предоставление энергосбытовой организации указанных правомочий противоречит общей природе гражданско- правовых договоров и ведёт к одностороннему произволу энергосбытовой организации в исполнении обязательств по договору с покупателем электроэнергии.

Сказанное свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого  республиканским оптовым рынком электроэнергии, нуждается в изучении и глубокой научной проработке. Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга – закона Республики Абхазия.

Отмечая недочеты в законодательном регулировании  энергоснабжения и сопряженные  с этим серьезные отрицательные  последствия для всей страны, следует  обратить внимание на необходимость  комплексного решения данной проблемы посредством изменения (дополнения) действующих норм ГК РА о договоре энергоснабжения, унификации соответствующей нормативной базы, а также минимизации регулирования энергоснабжения подзаконными актами.

 

 

 

 

 

 

                                  ЛИТЕРАТУРА:

                       I. Нормативно- правовые акты:

 

1. Гражданский  кодекс Республики Абхазия. Часть  1. От 13 июля 2006г.

2.Гражданский  кодекс Республики Абхазия. Часть2. От11 июня 2008г.

3.Постановление  Кабинета Министров Республики  Абхазия от 29 июня 2007г. №74 «О тарифах  на электроэнергию в Республике  Абхазия».

4. Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 27 мая 2005г.№110 «О порядке расчётов за электроэнергию в Республике Абхазия».

5.Постановление  Кабинета Министров Республики  Абхазия от 27 апреля 2007г.№53 «О внесении  изменений в Постановление Кабинета  Министров от 27 мая 2005г.№110 «О порядке расчётов за электроэнергию в Республике Абхазия».

 

 

                               II. Научная и учебная литература:

1.Алексеев С.С. Собственность и право: актуальные проблемы// Цивилистические записки: Межвуз. Сб. науч. Трудов. Вып.2. М. ; Екатеринбург. 2002

2.Андреева Л. Энергоснабжению- чёткое правовое регулирование.// Российская юстиция. 2001. №8.

3.Блинкова Е.В. Договор энергоснабжения и подобные ему договоры// Правовые вопросы энергетики. 2003.  №1.

4.Богданова  Е.Е. Особенности защиты прав  и интересов сторон в договоре  на энергоснабжение// право и экономика. 2003. №2.

5.Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах Минск. 1967.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества.

7.Витрянский В.В. Договор энергоснабжения  и структура договорных связей  по реализации и приобретению  электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. №3.

8.. Демидова З. Договор энергоснабжения// Закон. 2001. №11.

9.Егиазаров В.А., Игнатюк Н.А., Полупанов М.И. Договор энергоснабжения// Право и экономика. 2001. №7.

10. Жанэ А. Правовое регулирование энергоснабжения// Право и экономика. 2005. №1.

11.Жанэ  А.Д. Субъектный состав договора  энергоснабжения// Эж-Юрист. 2003. №2.

12.Железко Ю.С. Договорные условия электроснабжения и правила присоединения потребителей к электрическим сетям в части качества электроэнергии // Электрические станции. 2003. №9

13. Куликова Л. О договоре энергоснабжения// Хозяйство и право. 1996. №6.

14. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М, 1956.

15. Николина О.А.Стороны договора энергоснабжения. // Законодательство и экономика. 2006. №12.

16.Нестолий В.Г. Договор энергоснабжения- самостоятельный институт российского гражданского права/Юрид.ин-т ИГУ// Сибирский юрид. вестник. 2003. №3.

17.Осика Л.К. Учётная политика субъектов оптового и розничного рынков в сфере обращения электрической энергии// Экономика и финансы электроэнергетики. 2004. №1

18. Сейнаров Б.М. Договор энергоснабжения// Вестник ВАС РФ. 2000.№6.

19.Свирков С. А. Договорные  обязательства в электроэнергетике.  М. 2006.

20. Серков А.В. Субабонентский договор: проблемы и пути их решения// Энергетик. 2001. №1.

21.Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник. В 2 т. Т.2.(отв. Ред. О.М. Олейник).

22.Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы)М. 1990.

23.Шафир А.М. О предмете договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом// Правоведение. 1984. №1.

24.Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского  права. Тула. 2001.

25.Ясус М.В. Проблемы ограниченной  ответственности по договору  энергоснабжения// Законодательство  и экономика. 2001. №10.

 

 

Рабочая комиссия Парламента: «Рост тарифов на электроэнергию не может превышать 15 - 20% в год  и должен происходить на фоне повышения  пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы»

Рост тарифов на электроэнергию не может превышать 15 - 20% в год и должен происходить  на фоне повышения пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. До проведения ряда необходимых мероприятий  установить тариф для физических лиц в размере 40 коп за 1 кВТ/ч. Следует также провести технический  и финансовый аудит госкомпании  «Черноморэнерго». Эти и другие рекомендации сделала рабочая комиссия парламента по изучению ситуации в энергетической сфере Республики Абхазия, ознакомившись  с положением дел в отрасли.

 

Комиссия была создана 30 января 2013 года. В ее состав входят депутаты парламента Ахра Бжания, Кан Кварчия, Беслан Цвинария, Беслан Эшба, Леонид Чамагуа  и Гурам Барганджия.

 

***

 

Рекомендации и выводы о результатах работы комиссии Народного  Собрания – Парламента РА по изучению ситуации в энергетической сфере  Республики Абхазия

 

1.Комиссия в процессе  работы с представителями ГК  «Черноморэнерго» пришла к выводу, что назрела необходимость приступить  к разработке программы развития  энергетической отрасли. Считаем,  что данная программа даст  возможность определить направление  развития энергетики в Абхазии,  основных ее принципов, а также  объемы требуемых инвестиций, и  должна быть широко освещена  в средствах массовой информации.

 

2.Комиссия считает необходимым  принятие специального закона  об энергетике, который позволит  регулировать отношения в данной  отрасли.

 

3.Учитывая, что Постановление  Кабинета Министров Республики  Абхазия №71 от 05. 05. 2010 г. не исполнено,  руководству госкомпании и другим  ведомствам необходимо осуществить  все необходимые процедуры для  перерегистрации ГК «Черноморэнерго»  в Республиканское Унитарное  Предприятие.

 

4.Все мероприятия по  аренде, инвестированию в генерирующие  объекты энергетики должны проводиться  согласно решению Кабинета Министров  Республики Абхазия.

 

5.Комиссией предлагается  в настоящее время пересмотреть  установленные правила деятельности  в энергетической отрасли Республики  Абхазия, разделив их на два  независимых процесса:

 

эксплуатация основных средств (генерация, транспортировка, сетевое  и трансформаторное хозяйство и  т.д.);система сбыта (сбор денежных средств с абонентов и установление считывающих устройств за потребляемую электроэнергию). Для создания конкурентной среды считаем возможным участие в этом направлении негосударственных структур и организаций.

 

6.В связи с отсутствием  у руководства госкомпании убедительной  аргументации по поводу потерь  электроэнергии в 38% при транспортировке  и подаче электроэнергии потребителям, считаем необходимым назначить  независимый технический аудит.  При получении заключения технического  аудита и выявлении причин  этих потерь необходимо сделать  соответствующие выводы и предпринять  меры для их устранения.

 

7.На основании представленных  финансовых документов по количеству  поступивших денежных средств  за реализованную электроэнергию  можно констатировать, что и подразделения  ГК «Черноморэнерго», и СУЭС недостаточно  эффективно занимаются сбором  средств с физических лиц. Процент собираемости по Абхазии в среднем составляет порядка 45%.

 

Изучены представленные материалы  по расходной части, включающие в  себя штатное расписание, эксплуатационные расходы и т.д. На их основании  можно сделать вывод, что сотрудники, числящиеся в штате госкомпании, получают дополнительные средства в  рамках трудовых соглашений по выполняемым  подрядам ГК «Черноморэнерго». Эксплуатационные расходы, амортизационные отчисления, указанные в расходной части  госкомпании, представлены в нерасшифрованном виде, что не позволяет дать адекватную оценку её финансово-хозяйственной  деятельности.

Информация о работе Договор энергоснабжения и его правовое регулирование в Республике Абхазия