Имущественные права несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:17, диссертация

Описание

Вопросы защиты имущественных прав и законных интересов являются актуальными для современной юридической науки, в частности гражданского, семейного, жилищного и наследственного права.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Понятие и виды имущественных прав несовершеннолетних
9

1.1. Понятие имущественных прав несовершеннолетних
9

1.2. Виды имущественных прав несовершеннолетних
43

1.3. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по российскому законодательству
69

Глава 2. Осуществление и защита имущественных прав несовершеннолетних
95

2.1. Осуществление и защита жилищных прав несовершеннолетних
95

2.2. Осуществление и защита наследственных прав несовершеннолетних
113

2.3. Осуществление и защита права предпринимательской деятельности несовершеннолетних
128

Заключение
147

Список литературы
153

Работа состоит из  1 файл

Диссер!!! несовершеннолетние.doc

— 766.50 Кб (Скачать документ)

 Дети являются одной из самых незащищенных групп населения, как в социальном, так и в правовом аспекте. В связи с этим в последнее время особое внимание уделяется ребенку и как личности, и как члену общества, которое наделяет его определенными правами. В России провозглашено, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой, вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.

В ст.2 Конституции РФ закреплена обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина. Выполнять эту обязанность  призваны как Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране признанные законом общественные объединения43.

В современных условиях Россия рассматривает себя частью мирового сообщества. Среди национальных механизмов и средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции, ст. 46 которой предусматривает, что решение или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст. 48)44.

Рассматривая гражданско-правовое положение несовершеннолетних в  российском государстве, по нашему мнению, необходимо выделять, как минимум  два аспекта изучения, международно-правовой и национально-правовой. Необходимость учета международно-правового аспекта связна во-первых, с признанием примата норм международного права, закрепленного в Конституции России, а во-вторых с тем, что несовершеннолетние, как одна из разновидностей категории уязвимых слоев населения, являются предметом международно-правового сотрудничества. Так рассматривая жалобу о нарушении наследственных и некоторые других имущественных прав ребенка, рожденного вне брака, и его матери Европейский суд по правам человека установил, что Паула Маркс смогла узаконить факт своего материнства только с помощью процедуры, предусмотренной ст. 334 Гражданского кодекса, а именно путем признания собственного ребенка. Признание носит декларативный, а не атрибутивный характер. Оно не подтверждает статус ребенка, а лишь фиксирует факт. Признание не может быть отозвано и имеет обратную силу с даты рождения. Процедура признания является достаточно простой. Заявление о признании может иметь форму нотариального акта и может быть добавлено в любое время и без дополнительных расходов в свидетельство о рождении, выдаваемое в бюро записи актов гражданского состояния (см. п. 14 выше).

Необходимость прибегнуть к такой процедуре объясняется  тем, что материнство не признается по факту рождения. Более того, незамужняя мать в Бельгии сталкивается со следующей альтернативой: если она признает своего ребенка (пожелав сделать это), то этим она навредит ему, поскольку ее право дарить или завещать ребенку собственное имущество будет ограничено. Если же мать хочет сохранить возможность распорядиться своим имуществом в пользу собственного ребенка, то она вынуждена отказаться от установления с ребенком семейно-правовых отношений (см. п. 18 выше)45.

Проблема защиты прав несовершеннолетних, детей всегда вызывала пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. В преамбуле Декларации о правах ребёнка, принятой в 1959 году, говорится, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. В силу этого человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет46.

Комиссия ООН по правам человека в 1989 году подготовила новый текст Конвенции "О правах ребёнка"47. Дополненный международно-правовой акт не просто декларирует права детей, но на основе юридических норм фиксирует меры защиты их прав. Принятая Конвенция 1989 года в отличии от Декларации о правах ребёнка 1959 года более детально регулирует правовое положение детей. Здесь предусмотрены практически все вопросы, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны своё национальное законодательство привести в соответствие с нормами Конвенции. Согласно Конвенции ребёнок признаётся частью государства. Недопустима его дискриминация, преобладает гармоничное развитие Личности на основе общечеловеческих ценностей. Интересы детей имеют приоритет перед потребностями государства, общества, религии. Также под особую заботу государство берёт социально депривилегированные группы детей, к которым относятся сироты, инвалиды, беженцы.

Рассмотрим основные принципы, на которых строится Конвенция  о правах ребенка. В соответствии со ст.1 Конвенции для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенцией определяются основные обязанности государств в сфере защиты прав детей. Так, в ней закреплено, что государства - участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

При этом государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Важно отметить, что Конвенция провозглашает  ребёнка полноценной и полноправной личностью. Она утверждает необходимость внимательного подхода к интересам детей и определяет законодательные и административные гарантии государства по обеспечению прав ребёнка. Фиксируются права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу, неразлучение, а также на воссоединение с семьей.

В данном документе признаётся, что семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Для полного и гармоничного развития личности ребёнка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Именно поэтому большое значение в Конвенции уделяется роли семьи в воспитании детей.

Международно-правовое положение ребенка определено и Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей48. В ней особо подчеркивается, что каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Они подвергаются неисчислимым страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги; будучи инвалидами или жертвами халатности, жестокости и эксплуатации.

Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса - от голода и отсутствия дома, от эпидемий и  неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых (п.4,5).

Для решения  описанных в Декларации проблем  ставятся задачи улучшения здоровья и питания, помощь инвалидам; укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них; обеспечить безопасное материнство, так как не редки случаи со смертельным исходом; всем детям должна быть обеспечена возможность реализовать свои потребности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

Важную роль в системе  международно-правового сотрудничества по защите  прав детей играют Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)49. В соответствии с ними государства - члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (п.1.2).

Государствам следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом (п.1.3).

Перейдем к национально-правовому аспекту закрепления гражданско-правового статуса несовершеннолетних. Еще в российском дореволюционном гражданском законодательстве устанавливались особенности дееспособности несовершеннолетних подданных.  Сохраняя отпечаток сословных установлений Екатерины II (указы по опекунским делам), оно различало следующие грани возрастов:

1) малолетство - от  рождения до 14 лет (полная недееспособность  и необходимость опеки, ст. 217 т.  Х ч. I Свода законов), и от 14 до 17 лет (возможность испросить себе попечителя с теми же качествами, какие отличают опекуна, ст. 219);

2) несовершеннолетние - от 17 до 21 года (можно вступать в управление  имуществом, но нельзя делать  долгов или распоряжаться капиталами  и т. п. иначе, как с согласия  и за подписью попечителя, ст. 220);

3) совершеннолетие - от 21 года дает  полную цивильную дееспособность (ст. 281).

Ю.С. Гамбаров по этому поводу писал, что у нас нет грани возраста в 7 лет, и в пределах всего возраста до совершеннолетия юридическое значение принадлежит только возрасту в 17 лет, по одну сторону которого стоят недееспособные малолетние, а по другую - ограниченно дееспособные несовершеннолетние; возраст в 14 лет не имеет значения, так как с ним не изменяется ничего в юридическом положении малолетнего. По его мнению спорные в нашей литературе вопросы о возможности для малолетнего приобрести что-либо по сделкам, которые не обязывают его ни к чему, и о возможности для несовершеннолетнего вступать помимо согласия попечителя в сделки по управлению своим имуществом - должны быть разрешены в утвердительном смысле50. Из содержания всех относящихся к этим вопросам законов, и особенно мнения Государственного Совета 12 дек. 1830 г., послужившего одним из источников ст. 219 т. Х, ясно видно, что ограничения дееспособности малолетних и несовершеннолетних установлены исключительно с целью ограждения интересов этих самых лиц и поэтому уже не могут препятствовать ни приобретениям малолетних, ни действительности тех сделок, без которых немыслимо предоставленное несовершеннолетним самим законом управление их имуществом. Как отмечал К.Н. Анненков в этом же смысле высказываются и наша судебная практика, и проект Гражданского уложения51.

Д.И.Мейер писал о том, что наше законодательство признает физических лиц способными к гражданской деятельности по достижении двадцати одного года от рождения: отсюда начинается возраст совершеннолетия. Но, по его высказыванию, «не вдруг наступает зрелость, а постепенно»52.

Внимание к проблемам  гражданско-правового положения  несовершеннолетнего уделялось и представителями советской цивилистики. Так А.И.Пергамент обращала внимание научной общественности на то, что правовое положение несовершеннолетних до настоящего времени исследовалось в советской правовой литературе преимущественно цивилистами. Сюда относятся вопросы о правоспособности и дееспособности, о представителях несовершеннолетних — опекунах и попечителях. Лишь отдельные вопросы, как, например, об алиментных правах, о патронате, усыновлении, рассматриваются в советском семейном праве. В некоторых отраслях советского права (в трудовом, колхозном и др.) также исследуется правовое положение несовершеннолетних в трудовом, колхозном и других правоотношениях. Однако полного исследования правового положения несовершеннолетних мы не встречаем. Между тем исследование правового положения несовершеннолетних — частично в гражданском, семейном, трудовом и других отраслях права — приводит иногда к неправильному разрешению отдельных вопросов, например к чисто цивилистической конструкции института представительства интересов несовершеннолетних опекунами и попечителями53.

Современными учеными  гражданско-правовое положение несовершеннолетних рассматривается в контексте  структурных изменений системы  российского права и законодательства. Особое внимание при этом обращается на соотношение предметов правового регулирования гражданского и семейного права. Так Г.Ф.Чернова справедливо обращает внимание на то, что в настоящее время в нашей стране происходит сближение отношений, регулируемых нормами семейного права, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло своё внешнее проявление в том, что целый ряд норм, включённых ранее в брачно-семейное законодательство, сейчас находится в Гражданском кодексе России. Следует также отметить, что значение норм семейного права в регулировании семейно-брачных отношений как никогда возросло, так как семья является экономической ячейкой общества и между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. В силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Например, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведённых одним членом семьи в пользу другого, поэтому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного права54.

Информация о работе Имущественные права несовершеннолетних