Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа
Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография
детский художественный творчество изобразительный
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Формирование у детей
творческих способностей предусматривает
наряду с приобретением ими
В.Б.Косминская говорит о том, что эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движения. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.
В.Б.Косминская считает, что большое внимание в построении всей системы формирования творческой активности должно уделяться воспитанию умственной активности ребёнка.
В процессе рисования, лепки,
аппликации ребенок испытывает разнообразные
чувства: радуется красивому изображению,
которое он создал сам, огорчается,
если что-то не получается. Но самое
главное: создавая изображение, ребенок
приобретает различные знания; уточняются
и углубляются его
самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Свое понимание творчества
известный исследователь А.
комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Чем же характеризуется творчество?
Б.М.Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».
В процессе рисования, ребенок
испытывает разнообразные чувства.
Как мы уже отмечали, он радуется
красивому изображению, огорчается,
если что-то не получается, старается
добиться удовлетворяющего его результата,
или наоборот теряется, опускает руки,
отказывается заниматься. Работая над
изображением, приобретает знания,
уточняются и
Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Б.М.Теплова, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество - создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выделяют доизобразительный период в развитии творческой активности. Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов.
По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите.
В творческой деятельности
ребенка следует выделять три
основных этапа, каждый из которых, в
свою очередь, может быть детализирован
и требует специфических
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.
Эффективное руководство возможно при условии, если педагог знает и учитывает те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, что самое главное, систематические развивает их.
О каких психических процессах идет речь? Из всех средств эстетического воспитания, всех видов художественной деятельности Т.Комарова выделила общие группы, составляющие основу творческих способностей.
. Важнейшее творчество -
развивать восприятие у детей
(зрительное, осязательное, кинестетическое),
формировать разнообразный
Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов (явлений). Чтобы развить эстетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического видения.
Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и др. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать.
Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдений находятся ежедневно. Их цель - расширить представления детей о мире, его изменчивости и красоте.
. Характеризуя мышление
ребенка, психологи обычно
Н.П.Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т.е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребёнку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения.
Исследователи детского творчества доказали положительное влияние активных методов обучения на формирование творческой активности.
Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких условий формирования тих самых творческих способностей - активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимым, но не единственным в деятельности художника.
Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике.
На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действенным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников творческую активность.
Необходимо остановиться на одном из условий формирования познавательной активности - предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется органичная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности (наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др.).
По мнению исследователей, формирование творческой активности у детей означает формирование устойчивых интересов к рисованию, умения активно применять полученные знания в жизни.
В сферу творческой активности
исследователи включают не только приобретаемые
детьми знания, но и процесс овладения
ими (а в изобразительной
К.Д.Ушинский писал: «Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.