Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

б)«Простой фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа в ряд (как на поверхности земли, пола и др.). Изображения иногда ритмизуются, связываются по положению соседства. Изображения статичны. Простой фриз может сочетаться с изображениями по всему листу, но земля никак не обозначена.

в)«Двойной фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа (земля), верхний край (небо). Изображения связаны по ритму или симметрии, не загораживают друг друга, относительно уравновешены по горизонтали листа. Движения передаются как изменение в положении конечностей, изредка головы при фронтальной постановке тела. Положения «близко» - «далеко» называются в речи. Усложнение - «тройной фриз» - выше по листу подрисовывается линия земли для размещения большего количества изображений.

г)«Широкая полоса земли». Графические построения располагаются на широкой полосе, которая выступает как поверхность земли, пола, реки и др. Линия горизонта располагается на середине листа или выше середины (высокая линия горизонта). Изображения строятся на широкой полосе. Наблюдаются случаи загораживаемости объектов, элементы перспективы, изображение элементарных движений, связанных с изменением всей фигуры (профильное изображение поворота ступней, движения рук).

д)«Центрированное расположение». Ребенок строит графические изображения на широкой полосе земли или на всем листе как на поверхности земли, пола. В центре располагается изображение значимого объекта. Дошкольник равномерно заполняет лист справа и слева по вертикальной линии. Композиционный центр является одновременно и смысловым. Наблюдаются элементы перспективы, изображаются элементарные движения.

-Количество событий, изображенных  на одном листе бумаги.

  1. Передача движений: статичное или динамичное изображение.
  2. Цвет:
  3. передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;
  4. преобладают насыщенные или бледные тона;
  5. многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.
  6. ???. Проявления творчества в рисунке
  7. 1.Замысел (для анализа второй серии):
  8. когда возникает: до начала рисования или в его процессе;
  9. изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;
  10. какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2.Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.

IV.Проявления самостоятельности

  1. Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая.
  2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.

V.Отношение к процессу и результату рисования

  1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.
  2. Отношение к готовому рисунку.
  3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.

Определяют частоту каждого  показателя у детей.

Систематизация материала, полученного в результате проведения констатирующего эксперимента позволила определить уровни развития творческой активности, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровни сформированности детского художественного творчества

УровниЭкспериментальная группа (% детей)Контрольная группа (% детей)Высокий--Средний3367Никий3367

Рис. 1 Уровни сформированности детского художественного творчества детей на первом этапе экспериментальной работы.

 

Данные таблицы свидетельствуют  о равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной  группах соотношение между детьми по уровню сформированности детского художественного творчества одинаково.

Таким образом, было выяснено, что работа по использованию игровых  приемов на занятиях по изобразительной  деятельности организована недостаточно. Педагогами не был использован полностью  их развивающий потенциал, в том  числе и для развития творческой активности. Итак, мы еще раз убедились  в том, что комплексная методика формирования творческой активности детей  среднего дошкольного возраста посредством  игровых приемов просто необходима.

 

2.2 Развитие детского художественного  творчества на занятиях при  обучении рисованию с использованием  игровых приёмов

 

Цель формирующего эксперимента: провести работу по развитию детского художественного творчества на занятиях по рисованию с использованием игровых  приемов.

Исходя из результатов  констатирующего эксперимента и  опираясь на исследования и разработки Т.Н.Дороновой, Г.Г.Григорьевой, Г.С.Швайко в этом направлении, была разработана методика проведения формирующего эксперимента.

) На первом этапе педагогом  с детьми экспериментальной группы  были проведены игровые упражнения (Приложение №1).

 

2.3 Выявление уровня развития  детского художественного творчества  средствами рисования

 

Цель второго констатирующего  эксперимента: исследовать уровень  развития детского художественного  творчества.

Проведение этого эксперимента было необходимо для того, чтобы  выявить, произошли ли какие-либо изменения, после проведения комплекса занятий  по формированию детского художественного  творчества посредством игровых  приемов за время проведенного формирующего эксперимента.

Для исследования уровня развития детского художественного творчества была вновь применена следующая  методика:

Изучение особенностей рисования (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного  и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить  листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор  из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально  проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.

Первая серия. Ребенку  предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку  предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок  рисует самостоятельно. После окончания  рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:

?. Содержание рисунка

II. Особенности изображения

1.Передача формы:

  • простая или сложная;
  • передана точно, немного искажена или не удалась.
  • Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).
  • Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).
  • Композиция:

-вытянутое, окученное  изображение или нет единства;

-пропорциональное или  непропорциональное построение (отношение  по величине разных изображений);

- симметричное или несимметричное  построение;

  • ритмичное или неритмичное построение;
  • миниатюрное или увеличенное изображение;
  • расположение отдельных изображений, т.е. тип композиции:

а)«Рассыпчатая» композиция. Рисунок выглядит как набор случайно соединенных изображений предметов (плоскость листа выступает как поверхность земли, пола и др., но никак не обозначена). Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичныи статичны.

б)«Простой фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа в ряд (как на поверхности земли, пола и др.). Изображения иногда ритмизуются, связываются по положению соседства. Изображения статичны. Простой фриз может сочетаться с изображениями по всему листу, но земля никак не обозначена.

в)«Двойной фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа (земля), верхний край (небо). Изображения связаны по ритму или симметрии, не загораживают друг друга, относительно уравновешены по горизонтали листа. Движения передаются как изменение в положении конечностей, изредка головы при фронтальной постановке тела. Положения «близко» - «далеко» называются в речи. Усложнение - «тройной фриз» - выше по листу подрисовывается линия земли для размещения большего количества изображений.

г)«Широкая полоса земли». Графические построения располагаются на широкой полосе, которая выступает как поверхность земли, пола, реки и др. Линия горизонта располагается на середине листа или выше середины (высокая линия горизонта). Изображения строятся на широкой полосе. Наблюдаются случаи загораживаемости объектов, элементы перспективы, изображение элементарных движений, связанных с изменением всей фигуры (профильное изображение поворота ступней, движения рук).

д)«Центрированное расположение». Ребенок строит графические изображения на широкой полосе земли или на всем листе как на поверхности земли, пола. В центре располагается изображение значимого объекта. Дошкольник равномерно заполняет лист справа и слева по вертикальной линии. Композиционный центр является одновременно и смысловым. Наблюдаются элементы перспективы, изображаются элементарные движения.

-Количество событий, изображенных  на одном листе бумаги.

  1. Передача движений: статичное или динамичное изображение.
  2. Цвет:
  3. передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;
  4. преобладают насыщенные или бледные тона;
  5. многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.
  6. ???. Проявления творчества в рисунке
  7. 1.Замысел (для анализа второй серии):
  8. когда возникает: до начала рисования или в его процессе;
  9. изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;
  10. какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2.Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.

IV.Проявления самостоятельности

  1. Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая.
  2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), 
    просьбами о помощи к взрослому.  

V.Отношение к процессу и результату рисования

  1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.
  2. Отношение к готовому рисунку.
  3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.

Определяют частоту каждого  показателя у детей.

Уровень развития детского художественного творчества детей (по тем же критериям, что и в  первом констатирующем эксперименте) после проведения эксперимента представлен  в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровни сформированности детского художественного творчества детей после экспериментальной работы

УровниЭкспериментальная группа (% детей)Контрольная группа (% детей)Высокий--Средний6740Никий3333

Рис. 2. Уровни сформированности детского художественного творчества после проведения экспериментальной работы

 

Итоги исследования: 3 ребенка (Лена П., Надя Ш., Света Г.) имели низкий уровень развития художественного  творчества, 2 ребенка (Саша Ф. и Алена  С.) имели средний уровень. Высокий  уровень развития художественного  творчества у детей экспериментальной  группы отсутствовал.

Рис. 3. Сравнительный анализ уровней сформированности детского художественного творчества в начале и после экспериментальной работы.

 

Вывод: в начале психолого-педагогического  эксперимента по выявлению влияния  игровых приемов процесс формирования детского художественного творчества детей было проведено исследование уровня сформированности детского художественного творчества (констатирующий эксперимент), результатом которого явилось получение данных об уровне детского художественного творчества (таблица 1, рис. 1). Исходя из результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования и разработки Т.Н.Дороновой, Г.Г.Григорьевой, Г.С.Швайко в этом направлении, была разработана методика проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс. При подведении итогов психолого-педагогическому эксперименту был проведен второй констатирующий эксперимент (контрольный срез), где вторично было проведено исследование уровня развития художественного творчества детей. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена динамика и эффективность процесса формирования детского художественного творчества посредством применения на занятиях по рисованию игровых приемов (рис. 3).

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности