Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

На занятиях творческого  характера в первой части обыгрывание  игрушек используется для того, чтобы  объяснить творческое задание, вызвать  желание придумать и выполнить  рисунок по-своему, интересно. Таким  образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.

При руководстве воплощением  замысла нет принципиальной разницы  в используемых игровых приемах  по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше - вопросы, поощрения.

При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые  приемы, что и в других типах  занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности  в тесной связи со средствами, используемыми  ребенком.

Вышеизложенная методика применения игровых приемов может  быть использована для руководства  изобразительной деятельностью  детей во всех возрастных группах. Это  обусловлено тем, что современное  обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых  знаний и ознакомления с новыми способами  изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые  можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов  и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к  поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Таким образом, как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного  возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления  окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение  к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В  этом игра во многом схожа с изобразительной  деятельностью. Отражая впечатления  в образах игры, изобразительной  деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать  воедино игру с изобразительной  деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с  изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более  интересной, привлекательной, вызовет  яркий эмоциональный отклик. Вот  почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может  применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению  одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие - народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Необычная атмосфера  создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями, у них формируются  творческие способности.

Другой прием - «участие»  в занятии какой-либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно  воспримут это.

Есть и третий прием: воспитанников  младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями

Игровая форма захватывает  детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному  воспитанию. И это понятно: ведь вся  группа объединена общей целью, единым -положительным - отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.

Важное место в жизни  ребенка, как средство обогащения, развития -занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игр. Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в рисунках. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления.

Мы пришли к выводу, что  изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными, эмоциями; своим рисунком ребенок рассказывает о том, во что  и как он играл. Задача педагога в  этой связи -помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать.

Задача «всесторонне развивать  детское творчество» решается и  во взаимосвязи рисования с игрой-драматизацией. Дети уже способны довольно легко  передавать в игре - жестами, мимикой, голосом - характер, действия, поступки героев. Чтобы игра прошла успешнее, они многое могут подготовить  самостоятельно, например декорации, детали костюмов, маски. 
Темой занятий по изобразительной деятельности могут стать и подвижные игры, незамысловатые по сюжетам, и дидактические. Их содержание легко передать в рисунке. Что примечательно: дети, как правило, рисуют животных - персонажей игры. Сам характер игры стимулирует к передаче героев в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки, гуси улетают от волка и т.д. Так возникают варианты. А это уже проявление творчества. Фактически в каждой возрастной группе можно отбирать сюжеты игр, доступные для изображения.  
В ходе дидактических игр дети приобретают знания о свойствах предметов, закрепляют сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство, различие; обогащаются их представления об окружающей жизни; формируются обобщенные представления об общих свойствах группы сходных предметов. И если дети овладели умением обобщать способы изображения предметов, то это дает им возможность самостоятельно и свободно передавать в рисунке другие предметы и явления действительности.

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

 

Рассмотрев понятие «творчество», мы определились с пониманием творчества, определили особенности взрослой творческой деятельности, а также отличие  детского творчества от взрослого. Рассмотрели различные подходы к пониманию детского творчества, и определились с условиями развития детского творчества.

Таким образом, изобразительная  деятельность только тогда может  приобрести творческий характер, когда  у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они, овладевая необходимыми для создания изображения навыками и умениями, проявляют активность, самостоятельность и инициативу в применении уже усвоенных приемов  работы к новому содержанию, в накоплении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении  своих чувств при помощи изобразительных  средств.

Давно известно, что игра занимает очень важное место в  жизни ребенка. Она захватывает  малыша, овладевая всеми его мыслями  и чувствами. Педагоги и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид  деятельности ребенка, она очень  важна для всестороннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются  и уточняются.

Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность  установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.

Поэтому методика использования  игровых приемов в значительной степени определяется и особенностями  сочетания на занятии так называемых учебных и творческих задач, в зависимости от того, какие у них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа:

  1. По сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения;
  2. По формированию навыков;
  3. Творческие.

Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно  направленным, обеспечивают принятие детьми цели, активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого  для освоения учебного содержания. Сочетание обучения и направленности деятельности на других является, по выражению Б.М.Теплова, одной из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию. Игровые же приемы помогают решать эти задачи в единстве, что мы и попытаемся доказать во 2 главе.

 

Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию  занятий по обучению рисованию

 

.1 Констатирующий эксперимент

 

Задача воспитателя дошкольного  учреждения - озарить душу ребенка  пламенем творчества и сделать этот пламень «вечным двигателем»  восхождения к совершенству, правом выразить в слове свою неповторимость. У М.Пришвина мы читаем: «Есть слова, которые, сцепляясь одно с другим, ведут как тропинки внутрь самого себя. Нужно целую вселенную в себе самом открыть, чтобы сказать эти простые слова».

Экспериментальное исследование было проведено с 15 октября по 18 декабря 2007 года в средних группах МДОУ «Загорский детский сад комбинированного вида» города Новокузнецка.

Цель: исследовать уровень  сформированности детского художественного творчества детей

Проведение исследования уровня сформированности детского художественного творчества детей было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития творческой активности и выявить влияние игровых методов на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

В начале экспериментальной  работы были изучена исходная степень  сформированности творческой активности у детей средней группы. Для этой цели был проведен констатирующий эксперимент.

В эксперименте участвовали  две группы детей в возрасте 4-5 лет, в количестве 5 человек в каждой группе. Эксперимент проводился в  период с октября по январь месяц.

Условия подбора детей  для участия в эксперименте: относительно ровная степень развитости изобразительных  и технических умений и навыков.

Контрольная группа: Экспериментальная  группа:

. Даша Ш. 1. Маша З.

. Влада М. 2. Полина Ч.

. Миша К. 3. Настя О.

. Денис С. 4. Данил Д.

. Максим П. 5. Кирилл К.

Для оценки уровня сформированности детского художественного творчества были взяты следующие критерии:

Высокий уровень. Ребенок  самостоятельно выполняет рисунок. Замысел возникает до начала рисования, формулируется в речи. В соответствии с ним выбирается формат, цвет бумаги, изобразительные и выразительные  средства. Замыслы устойчивы и  разнообразны.

Средний уровень. Ребенок  выполняет рисунок с помощью  взрослого, с его подачи. Замысел  возникает в процессе рисования. Для создания выразительного образа применяют сочетания цветов, но используется не весь спектр выразительных средств: цвет и форма.

Низкий уровень. Ребенок  не заинтересован в выполнении рисунка. Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования. Подбирают цвет, соответствующий  предмету.

Для выявления уровня сформированности детского художественного творчества была применена следующая методика:

Изучение особенностей рисования (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного  и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить  листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор  из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально  проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.

Первая серия. Ребенку  предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку  предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок  рисует самостоятельно. После окончания  рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:

?. Содержание рисунка

II. Особенности изображения

1.Передача формы:

  • простая или сложная;
  • передана точно, немного искажена или не удалась.
  • Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).
  • Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).
  • Композиция:

-вытянутое, окученное  изображение или нет единства;

-пропорциональное или  непропорциональное построение (отношение  по величине разных изображений);

- симметричное или несимметричное  построение;

  • ритмичное или неритмичное построение;
  • миниатюрное или увеличенное изображение;
  • расположение отдельных изображений, т.е. тип композиции:

а)«Рассыпчатая» композиция. Рисунок выглядит как набор случайно соединенных изображений предметов (плоскость листа выступает как поверхность земли, пола и др., но никак не обозначена). Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичныи статичны.

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности