Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

 

Дипломный проект

Тема: Изучение использования  игровых приемов как средства развития творческой активности детей  в изобразительной деятельности

ПЛАН

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.

.1 Особенности развития  детского художественного творчества

.2 Специфика детского  изобразительного творчества и  его формирование (наличие мотивов  и целеполагание).

.3 Использование игровых  приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.

Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию  занятий по обучению рисованию

.1 Констатирующий эксперимент

.2 Развитие детского художественного  творчества на занятиях при  обучении рисованию с использованием  игровых приёмов.

.3 Выявление уровня развития  детского художественного творчества  средствами рисования.

Заключение

Библиография

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все  времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Данная проблема не нова в плане ее постановки, не нова она  и в плане доказательства необходимости  ее решения в дошкольном возрасте.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в  дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие  годы. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Идёт поиск видов деятельности, которая способствует формированию творческой активности. Изобразительная деятельность как никакая другая способствует развитию творческой активности.

Она по своим объективным  возможностям носит творческий характер. Данную проблему следует обсуждать  в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих  пор остаётся одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Проблемой развития творческой активности занимались многие ученые. Психологи (Л.С.Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Кириенко, А.Г.Ковалев, Л.А.Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А.Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А.Ветлугина выдвинула показатели качества продукции детского художественного творчества, обработала критерии оценки детского творчества Г.Гилфорда и Т.Торренса.

Однако при многообразии педагогических и психологических  исследований проблема развития творческих способностей средствами изобразительной  деятельности остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

В некоторых дошкольных учреждениях  сохраняется формальный подход к  усвоению знаний детьми по изобразительной  деятельности, особенно при обучении рисованию. Однообразное использование  одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность.

Педагоги часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных  свойств, фрагментарность знаний педагогов  не способствует формированию «ручной  умелости» - залогу будущей успешности у детей.

Возникают противоречия между  необходимостью формирование творческой активности и недостаточностью использования  педагогических средств с целью их развития в дошкольном образовательном учреждении.

Это позволило определить проблему: какие педагогические средства будут эффективными для развития творческой активности. Нам представляется, что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности».

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности  развития творческой активности детей  посредством составленных серий  занятий по обучению рисованию детей  среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс  развития творческой активности детей.

Предмет исследования: игровые  приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного  возраста.

Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного  возраста будет эффективно при условии:

  1. Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
  2. Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Исходя из гипотезы, задачи нашего исследования мы видим следующими:

  1. Проанализировать состояние проблемы формирования творческой активности детей в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить уровень развития творческой активности в изобразительной деятельности дошкольников.
  3. Разработать комплекс занятий, игр-упражнений с использованием игровых приемов, направленных на развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач, используем следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития художественного творчества детей;
  2. Проведение педагогического эксперимента с использованием диагностики показателей развития художественного творчества дошкольников;
  3. Математический анализ данных эксперимента, обработка результатов.
  4. Беседа

Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества

 

.1 Особенности развития  детского художественного творчества

 

Давно ученые пытались разгадать  загадку творчества. Первыми объектами  изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов  великих изобретений выделяли две  стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине XX века исследования творчества стали расширяться. Были составлены первые диагностические  задания, выявляющие уровень развития творчества. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей  и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

Нам в работе представляется необходимым рассмотреть понятие  творчество, творческая активность, этапы  развития творчества, условия формирования творческой активности.

Что это такое - творчество?

В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля творчество - творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.

Несколько другая трактовка  понятия творчества встречается  в словаре Ожегова. Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто  новое, оригинальное. Расположенность  к творчеству может выступать  в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической  и др. Масштаб творчества может  быть самым различным, но во всех случаях  происходит возникновение открытие чего-то нового, оригинального.

Творчеством созданы наука  и искусство, все изобретения  человеческой цивилизации, сами формы  жизни людей. Творчество в труде - это не редкость, не исключение, а  наиболее естественное, полноценное  выражение человеческих возможностей.

По определению А.В. Петровского, «творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материалов и духовных ценностей».

В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества.

Рассматривая понятие  «творчество», психолог Л.С.Выготский говорил, что это создание нового, а С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.

Несколько иную роль развитию творчества отводят А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров. Они выделяют в нем открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К.Тихомиров особую роль в творчестве отводил целеполаганию.

Я.А. Пономарев, рассматривая творчество, выделяет в нем такие  качества, как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности.

По мнению Б.Г. Ананьева, свойствами творческой личности являются глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива.

В последнее время (Г.Г.Григорьева) были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом  опыте приемов и способов решения  задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Таким образом, гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков их множества случайных  и способность быстро перестраиваться  с одной идеи на другую. Люди с  гибким умом обычно предлагают сразу  много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

В ходе исследований творчества были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению правильного решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в  обобщённом виде.

. Если в прошлом определённый  способ решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и в дальнейшем придерживаться  данного способы решения. При  встрече с новой задачей человек  применяет в первую очередь .

  1. Психологические затраты способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.
  2. Один из способов преодоления сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.
  3. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходима, как и ощущение правильности какого-либо движения для его освоения.
  4. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач 
    достигается при мотивации и соответствующем уровне эмоционального 
    возбуждения.  
  5. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его 
    подходы к процессу творчества.  

Таким образом, в творчестве важна проблема соотношения логического  и индивидуального. В процессе творчества важен лишь конечный результат. Путь, которым он достигнут, не имеет большого значения.

А.Н. Лук выделяет три признака творческого акта:

.Необходимость предварительных  знаний.

.Подсознательное ассоциирование  далёких понятий.

.Критическая оценка полученного  результата.

 

1.2 Специфика детского  изобразительного творчества и  его формирование

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности