Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной  деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие, основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют  творческую активность детей.

Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях  и по возможности в семье.

 

1.3 Использование игровых  приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

 

В обучении детей дошкольного  возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые  поднимают у них интерес к  содержанию обучения, обеспечивают связь  познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

Игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.

Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Существует много различных  подходов в использовании игры в  дошкольном возрасте. То, что дети легко  обучаются «играючи», заметили и  доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.АФлериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др.

В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М.Богуславская), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), воображение (Г.Д.Луков), процессы мышления (, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре.

А.НЛеонтьев указывает на то, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями обучающий  эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать «...как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович).

Воспитатель должен знать  существенные особенности игровых  методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов  и приемов, учитывать знания детей  об окружающем, их интересы к различным  явлениям жизни, игровой опыт детей  и четко представлять задачи руководства  изобразительной деятельностью, следовательно, конкретные задачи использования игровых  приемов на каждом занятии. Рассмотрим все эти условия более подробно.

Какова же специфика игровых  приемов обучения?

Мы согласны с мнением  психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах - это своеобразная формулировка, определение  цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии  событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить  новые задачи, придумывать игровые  действия и способы их выполнения.

А.Н.Леонтьев писал, что в условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на елке...»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок  продуктивного действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку - по столу - движется корабль и т.п.); изобразительным действием (ритмичные  движения кистью - мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно на элеватор... би-би-би).

Таким образом, игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых  задач и выполнения соответствующих  игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Мы согласны с мнением  Г.Г.Григорьевой, которая отмечает, что в каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание продумывается педагогом, но обязательно с учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной  стороны, и особенностей изобразительной  деятельности - с другой. Только в  этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских  чувств, настроения.

Все игровые приемы условно  можно разделить на две большие  группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые  ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

Рассмотрим сначала, как  игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют  с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и  возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как  сценаристы, и как режиссеры, и  как актеры.

Прием обыгрывания предметов  или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового  материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный  материал (кисточки, краски, карандаши  и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так  как учитывает присущий ребенку  интерес к предметам и действиям  с ними.

Используя этот прием, можно  учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся  с возрастом и развитие интересы детей. Это те интересы, которые лежат  в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и  т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.

Поэтому такой прием (обыгрывание  игрушек) вполне может быть использован  в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что  при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению  людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать  при обыгрывании игрушки (предмета).

Какие задачи руководства  изобразительной деятельностью  можно решать с помощью этого  приема?

Как правило, такой прием  используется непосредственно перед  началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей  работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием, который  предлагает Т.Н.Доронова, - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием  обыгрывания готового (завершенного) изображения?

Как правило, этот прием применяется  по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения  и определяется содержанием действий, осуществляемых с реальным предметом  в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят  от того, является изображение объемным или плоскостным. Рисунок можно  обыграть с помощью игрушек. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове.

Взрослому при использовании  этого приема очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения действия более интересны и доступны детям. Маленькие дети с удовольствием  обыграют свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволят педагогу живо, убедительно и интересно  провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые  действия не только вызывали интерес  к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов.

Педагогу можно использовать и такой прием, как обыгрывание  незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать  сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство  процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель  ставит следующие задачи: игровой  анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

В зависимости от сложности  создаваемого изображения различаются  игровое упражнение, сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое  инсценирование сюжета. В том случае, если обыгрываемое изображение простое, состоит из одной части, оно выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, с одной стороны, и совпадения игрового и изобразительного действия - с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков.

В игровых упражнениях  внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко  совпадает с рисунком продуктивного  действия. Иногда прямое совпадение рисунка  действия отсутствует, но сходен результат.

В руководстве изобразительной  деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с  ролевым поведением детей и взрослых.

Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения  обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные  действия человека (игрового персонажа) или взаимоотношения. В зависимости  от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной  деятельности. Вследствие этого они  близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.

Придумывая игровые приемы, воспитатели часто ориентируются  только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются  на любое игровое воздействие. Интересна  уже сама возможность поиграть в  условиях строго регламентированной деятельности на занятии.

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности