Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов  и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях  Н.П.Сакулина.

Одним из важнейших условий  формирования творческой активности является целенаправленная предварительная  работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной  деятельности, и в частности перед  рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты:

активность самого воспитателя как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности);

последовательное овладение  детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.

Под предварительной работой, способствующей формированию творческой активности, интереса к изобразительной  деятельности, развитию творчества, мы понимали следующее:

наблюдение предметов  и явлений природы и окружающей действительности;

чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном;

рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного декоративно-прикладного  искусства и т. д.;

целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений;

тщательное обследование образца, натуры (на занятиях и в  ходе подготовки к ним);

анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при  изображении похожих предметов.

К предварительной работе отнесли и такие виды работы, которые  были направлены на совершенствование  навыков и умений:

введение на занятиях по рисованию некоторых упражнений, разработанных Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой;

использование вспомогательных  линий, набросков (графитным карандашом, с применением ластика для  исправления ошибок).

Для чего нужна такая предварительная  работа и что она дает для формирования творческой активности детей на занятиях по изобразительной деятельности?

Известно, что дети дошкольного  возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок  должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает свое внимание на тех характерных сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке.

Предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить  специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач.

Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель  читает сказку, то в беседе он может  своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма  или внешнего вида героев, которые  детям нужно будет отразить в  рисунке.

Не обязательно перед  каждым занятием по рисованию проводить  все виды предварительной работы. Достаточно двух-трех из них, например: чтения художественного произведения, рассматриваний иллюстраций; или наблюдения в природе, использования диафильмов и грамзаписей; или тщательного  обследования образца в ходе подготовки к занятию, анализа датских работ, выполненных на предыдущем занятии, и введения определенных упражнений.

Попытаемся подробнее  раскрыть методику организации разных видов предварительной работы, осуществляемой на занятиях по рисованию и в ходе подготовки к ним.

Цель наблюдения - формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Важно научить ребенка не просто смотреть на предмет, но и видеть его, т.е. превратить процесс непроизвольного  наблюдения предметов и явлений  в произвольный, целенаправленный, управляемый. Эту цель подчеркивала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Ею была выяснена также длительность и устойчивость наблюдений, определены условия, способствующие целенаправленному наблюдению:

раскрытие не только эстетической, но и познавательной стороны наблюдаемого предмета;

устранение в ходе наблюдения побочных раздражителей;

организация повторных наблюдений, в ходе которых можно углубить знания ребенка о предмете;

использование художественного  слова.

Мы полагаем также, что  необходимым условием формирования творческой активности у детей в  ходе наблюдения за предметом или  явлением окружающей действительности, является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка.

Иногда воспитатель может  сообщить детям интересные сведения относительно предмета, который они  будут рисовать. При этом в рассказе педагога должно быть выражено и его  эмоциональное отношение к данному  предмету, выделено то главное, существенное, что необходимо передать в рисунке.

При организации предварительной  работы, как рассматривание произведений изобразительного искусства; воспитателю  следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, разнообразными по использованию  средств художественной выразительности, доступными для понимания детей  среднего дошкольного возраста.

Связь занятий по рисованию  с музыкальными занятиями также  способствует углублению творческой активности у дошкольников.

Музыкальное произведение помогает формированию умений у детей использовать средства художественной выразительности. Музыкальное произведение может  звучать и во время занятия  по рисованию. При слушании музыки у  ребенка рождаются свои образы тех  или иных героев сказок, рассказов.

К предварительной работе мы отнесли и некоторые приемы, используемые непосредственно на занятиях по рисованию и другим видам изобразительной  деятельности. Это обследование, анализ детских работ, выполнение определенных упражнений, предварительный набросок, использование вспомогательных  линий.

Обследование осуществляется в начале занятия с помощью  вопросов воспитателя. Вначале педагог  обращает внимание детей на характер образа. Затем в предмете выделяется главная, чаще самая крупная часть, затем дети определяют части предмета, их месторасположение, относительную  величину, что позволяет глубже познать  предмет, явление, и лучше отобразить его в рисунке.

При обследовании можно использовать и обрисовывающий жест (воспитатель  показывает, а вызываемые к мольберту  дети повторяют).

Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова считают, что обследование предметов, композиций должно вестись в той же последовательности, в какой будет передаваться изображение.

Эффективным методом является проведение в начале последующего занятия  краткого анализа детских работ, выполненных на предыдущем занятии. Вопросы к анализу должны быть поставлены так, чтобы они способствовали раскрытию удач и недостатков  в детских работах. При этом вопросы  должны соответствовать программным  задачам данного занятия: композиционное построение рисунка, или передача формы  предмета, или цветовое соотношение  и т. д.

Постановка перед детьми творческих заданий может осуществляться как накануне, так и в ходе занятия. Задания должны быть краткими и преследовать конкретную цель. Они могут быть направлены на цветовое восприятие предметов, их композиционное построение, на сравнение  предметов по форме. Такие задания  позволят ребенку создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать  творческую активность детей можно  с помощью всевозможных упражнений (прорисовка предмета или его элементов  пальцем, кистью, карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге, выполнение узора на дополнительных маленьких  листочках бумаги).

При выполнении таких упражнений допустимо даже в средних группах  вводить прием пассивных движений (охватив руку ребенка, рисовать вместе с ним), чтобы показать силу нажима на карандаш или амплитуду '(размах) движения.

Таким образом, предварительная  работа направлена на формирование творческой активности дошкольников, на осуществление  органичной взаимосвязи между разными  видами детской деятельности.

Интерес и уважение педагогов  и родителей к детскому творчеству также способствует развитию творческой активности. К рассказам, сказкам, которые  придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Созданные тексты и иллюстрации можно оформлять  в книжки, и затем читать и рассматривать  всем вместе.

Таким образом, приемы педагога - вопросы и предложения, наводящие  детей на дополнение и обогащение воображения, направлены на активизацию  творческой фантазии, что позволяет  детям достигать более интересного  и выразительного изображения.

Одним из наиболее важных условий  развития творческой активности детей  является разнообразие и вариативность  работы с детьми на занятиях. Новизна  обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся  задания, возможность выбора и еще  многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную  деятельность разнообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - активно искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание активно и созидательно трудиться.

Одним из основных условий  развития творческой активности дошкольника  является широкий подход к решению  проблемы. Безусловно, что игра и  художественная деятельность представляют для этого большие возможности.

Другое важнейшее условие  проявления творческой активности в  художественной деятельности - это  организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального  опыта, который послужит основой  для возникновения замыслов и  будет материалом, необходимым для  работы воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной  деятельности проводят специалисты. В  связи с этим особенно важно, чтобы  такой специалист хорошо знал детей  группы и каждого ребенка в  отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности. Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.

Чем больше взрослых людей  работает с детьми; тем большее  взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное  психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единая позиция  педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий  развития детской творческой активности.

Поскольку творчество - это  всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка  при целенаправленном формирований творческих способностей необходим.. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда  «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что  делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это  возможно, если на занятии или в  самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его  при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творческой активности является комплексное  и системное использование методов  и приемов.

Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных  мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются  знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать  любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в, разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

Очень важно, чтобы предъявляемые "взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение  действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной  постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка.

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности