Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского художественного творчества.
.1 Особенности развития детского художественного творчества
.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование (наличие мотивов и целеполагание).
.3 Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности.
Глава 2 Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Развитие детского художественного творчества на занятиях при обучении рисованию с использованием игровых приёмов.
.3 Выявление уровня развития детского художественного творчества средствами рисования.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 109.23 Кб (Скачать документ)

Из диаграммы не сложно увидеть, что уровень развития художественного  творчества повысилось у всех детей, немаловажную роль в этом сыграли  занятия по рисованию, в которых  дети экспериментальной группы могли  участвовать. Уровень детей экспериментальной  группы повысился значительно. Следовательно, если на занятиях по рисованию целенаправленно  использовать игровые приемы, то это  повысит уровень развития художественного  творчества детей.

Особенно хочется выделить, что Алена С. и Лена П., имеющие  на начальном этапе очень низкий уровень развития, в результате индивидуальной с ними работы значительно его  повысили.

В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы:

. Средние дошкольники  проявляют большой интерес к  игре, осмысленно воспринимают их.

. Отсутствие богатого  игрового и жизненного опыта  ограничивает творческие возможности  детей, которые не всегда могут  самостоятельно создать новую  линию в изображении в соответствии  с особенностями игры.

. Индивидуальная работа  с детьми имеет важное значение для формирования детского художественного творчества.

. Воспитатели не уделяют  должного внимания данной проблеме.

. Необходима специальная  работа по развитию детского  художественного творчества посредством  игровых приемов на занятиях  по рисованию.

Заключение

 

В связи с тем, что наша действительность требует от детей  творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности  мышления, пытливости, смекалки, инициативы, воображения, фантазии, то можно сказать, что развитие детской творческой активности является актуальной проблемой  и поэтому мы решили изучить в  теории и проверить на практике возможность  развития творческих способностей детей  среднего дошкольного возраста в  рамках программы Дороновой «Радуга», т.е. провести анализ состояния в теории и практике проблемы развития художественного творчества детей посредством рисования, определить последовательность включения отдельных методов и приемов, позволяющих обеспечить переход деятельности детей от репродуктивной к творческой, разработать серию занятий по рисованию с использованием игровых приемов, направленную на развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста, и тем самым проверить гипотезу, что если использовать игровые приемы на занятиях по рисованию, то можно повысить уровень художественного творчества детей дошкольного возраста в рисовании.

Для доказательства гипотезы были проведены теоретические изыскания  и практические исследования.

Теоретические изыскания  заключались в изучении объекта  и предмета исследования, рассмотрены  психолого-педагогические аспекты  изучения проблемы. Мы определились с  понятием детского творчества, его  особенностями, выявили условия, этапы  творческой деятельности, условия развития творческой активности. Затем мы определили значение рисования, его специфику, определили эффективность его влияния  на развитие художественного творчества. Были выделены условия формирования творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста, определены задачи и содержание обучения рисованию  и в связи с этим выделена методика руководства этой деятельностью. Таким  образом, мы теоретически доказали гипотезу нашего исследования и перешли к  проверке эффективности использования  игровых приемов на занятиях по рисованию  для развития художественного творчества детей на практике.

Практическим этапом исследовательской  работы стал педагогический эксперимент, проводившийся по методу экспериментальной  и контрольной групп. Он проводился в три этапа: 1 и 2 констатирующий и формирующий эксперименты.

На этапе первого констатирующего  эксперимента по итогам контрольного рисования по замыслу, на выбранную  ребенком тему, был определен начальный  уровень развития художественного  творчества детей среднего дошкольного  возраста в обеих группах.

На этапе формирующего эксперимента проводился ряд занятий  с использованием игровых приемов  и игровые упражнения. По окончанию  формирующего эксперимента был снова  определен уровень развития творчества в обеих группах через проведение контрольного занятия по той же теме. Была определена динамика развития творчества обеих групп, вычислена сравнительная  эффективность использования рисования  в развитии художественного творчества детей среднего дошкольного возраста. Таким образом была доказана гипотеза исследования, она положительная.

Данное исследование, направленное на решение сложной задачи - развитие творческой активности, подтвердило  нашу гипотезу как теоретически, так  и практически. Результаты исследования дают возможность утверждать, что  использование игровых приемов  на занятиях по рисованию в процессе обучения детей среднего дошкольного  возраста поможет развить их художественное творчество.

По результатам исследования можно выделить следующие методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию посредством игровых  приемов.

На занятии должно последовательно  осуществляться знакомство и обучение различным способам рисования, знакомство с материалом и оборудованием, выразительными возможностями рисования. Далее детям необходимо предоставить возможность реализовать собственный замысел. На любом этапе обучения, будь то изучение нового материала, закрепление или творческое занятие, должны использоваться разнообразные методы и приемы обучения.

На этапе обучения основными  методами должны выступать показ  способа изображения с сопутствующим  объяснением, метод беседы, содержащей вопросы как продуктивного, так  и проблемного характера, метод  частичного показа способов изображения. На этапе закрепления - показ и  объяснение ребенком способов выполнения, упражнение. Основными методами творческих занятий должны являться незаконченный  образец воспитателя, вопросы проблемного  характера, беседа, направленная на формирование замысла, указания к последовательности действий, напоминание способов изображения, игровые приемы. Занятия должны строиться  по принципу сочетания учебных и  творческих задач.

Библиография

 

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение, 1972.
  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. Для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Педагогика, 1985.
  5. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 1985.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. - М., 1995.
  7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  8. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
  9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/ Под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 1966.
  11. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1987.
  13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2-е издание - М.: Просвещение, 1982.
  14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  15. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Издательство Академии педагогических наук. - М., 1961.
  16. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.
  17. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

 

Приложение №1

 

Упражнение 1. Побег

Цель. Заинтересовать детей  действием гуашью, научить их регулярно  насыщать ворс кисти жидкой краской  и плавными движениями наносить на бумагу.

Материал. Баночки с гуашью ярких, привлекательных цветов и  оттенков.

Последовательность проведения. Воспитатель берет в руки краски и рассказывает: «В одной группе детского сада жили-были гуашевые краски. У каждой краски был свой домик-баночка, двери и окна которого были плотно закрыты. Краски никогда не встречались друг с другом, потому что в этой группе ни воспитатели, ни дети не любили рисовать.

Краски очень переживали по этому поводу: «Пройдет еще немного  времени, и мы засохнем. И никто  не узнает, сколько радости мы могли  бы доставить детям, если бы они начали писать нами». Не думайте, что я оговорилась, - настоящие художники рисуют карандашами, а пишут красками.

И однажды краски решили бежать. С большим трудом они выбрались  из коробки, скатились со стола на пол, по коридору и... оказались на улице.

Я увидела краски в тот  момент, когда они, несчастные и замерзшие, застряли в грязи (или сугробе, в  зависимости от состояния погоды в то время, когда проводится это  занятие). Я достала баночки с  краской из снега, успокоила и  согрела их. Думаю, что вы не откажетесь познакомиться с ними. Они так  долго мечтали о том, что хорошие, добрые дети возьмут их в руки, откроют  крышки и начнут писать».

Педагог побуждает детей  взять баночки с краской, рассмотреть  и открыть их. Затем организует работу каждого ребенка с одним  цветом, добиваясь регулярного насыщения  ворса кисти краской и плавности  движений.

Далее он предлагает детям  обменяться баночками с краской  и учит их правильно промывать  ворс кисти (вначале в большой  банке, а затем споласкивать в  маленькой баночке).

Знакомство детей с  красками должно продолжаться до тех  пор, пока они будут проявлять  интерес к работе с ними, но до наступления переутомления (15-18 мин).

По окончании работы счастливые краски благодарят детей. Педагог любуется плотными, бархатистыми тонами краски в работах детей.

Упражнение 2. Помогите мышонку

Цель. Продолжать вызывать у  детей интерес к работе краской. Учить тонированию (равномерному наложению мазков) при закрашивании круга.

Материал. Листы бумаги, в  центре которых круг (норка) и силуэт мышонка (наносится восковым мелком или графитовым карандашом), черная гуашь, игрушка кот (кукла бибабо).

Последовательность проведения. Педагог раскладывает на столе листы  бумаги с изображением норок с  мышами и рассказывает: «Жили-были мышата со своими мамами и папами. Узнал  об этом кот и решил поймать  и съесть их. Черная краска решила помочь малышам и спрятать их от кота. Если аккуратно, не заходя за край, закрасить  норку черной краской, то кот не заметит  мышонка и подумает, что норка  пустая. Но без вас она с этой работой не справится. Хотите помочь?»

Получив утвердительный ответ, педагог предлагает каждому ребенку  выбрать мышонка, которого он будет  спасать от кота, и подробно объясняет, что надо сделать.

Руководство и контроль за действиями детей педагог осуществляет в игровой форме. От лица игрушечного кота он делает попытку проникнуть в норку, если между мазками имеются промежутки и просматривается бумага.

В конце работы педагог  благодарит детей и предлагает им продолжить маскировку норки, изобразив  вокруг нее траву, цветы, кустарники.

Аналогичным образом дети могут помочь козленку, спрятав его  от волка, а затем прорисовать  отдельные предметы в домике козы.

Упражнение 3. Расчистим дороги

Цель. Продолжать вызывать у  детей интерес к работе гуашью. Упражнять в изображении округлых форм слитным, безостановочным движением.

Материал. Листы бумаги с  изображением дороги; маленькие игрушечные автомобили на каждого ребенка; гуашь  по выбору детей; игрушка милиционер.

Последовательность проведения. Воспитатель берет в руки листы  бумаги с изображением дороги и рассказывает: «В одном игрушечном городе прошел сильный снегопад, и все дороги засыпало снегом. Движение игрушечных машин было остановлено. Они смогут передвигаться только после того, как снег будет расчищен. Помогите им. Уберите снег и засыпьте дорожное полотно камешками.

Тот, кто подготовит дорогу к движению автотранспорта, может  выбрать любую понравившуюся  ему машину и поиграть с ней».

Получив согласие детей, педагог  предлагает им выбрать понравившуюся  дорогу и сразу же приступить к  ее расчистке. В этом им помогут краски. Цвет камешков дети выбирают по своему желанию. Камешки могут быть разного  размера, но располагать их надо как  можно ближе друг к другу.

Контроль и руководство  педагог осуществляет от лица игрушки  милиционера или сам принимает  на себя эту роль.

) На втором этапе педагог  предложил родителям провести  дома игровые упражнения.

Упражнение 1. Выставка-продажа  перчаток

Информация о работе Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности