Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11
2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………
32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан
40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48
Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………
Государственные органы,
которые являются таковыми в силу
Конституции Республики Казахстан,
конституционных законов
Государственные органы,
определенные в качестве юридического
лица, рассматриваются в качестве
государственных учреждений в том
случае, если они выступают в гражданско-
Рассмотрение правовых
основ классификации
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав
Согласно статье 19 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» основаниями приобретения Республикой Казахстан прав на республиканское имущество являются:
1) поступления в республиканский бюджет;
2) приобретение имущества республиканскими юридическими лицами;
3) конфискация;
4) передача имущества в состав республиканского имущества из состава коммунального имущества;
5) приобретение и создание имущества на основании гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд и другие договоры);
6) реализация приоритетного права на приобретение стратегических объектов;
7) изъятие бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры, культурных ценностей по решению суда;
8) приобретение права государственной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в частной собственности, при переоформлении прав на него;
9) наследование, дарение или иная безвозмездная передача либо иное безвозмездное поступление (переход) имущества негосударственных юридических лиц и физических лиц в состав республиканского имущества;
10) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд;
11) возврат исполненного Республикой Казахстан по обязательству до момента расторжения или изменения договора;
12) возврат имущества, переданного по сделке, признанной недействительной;
13) иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Основаниями приобретения
административно-
1) поступления в местный бюджет;
2) приобретение имущества коммунальными юридическими лицами;
3) поступление в состав коммунального имущества бесхозяйного и конфискованного имущества;
4) передача имущества в состав коммунального имущества из состава республиканского имущества;
5) приобретение и создание имущества на основании гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд и другие договоры);
6) приобретение прав на самовольную постройку по решению суда;
7) изъятие бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры, культурных ценностей по решению суда;
8) наследование, переход выморочного имущества, дарение или иная безвозмездная передача либо иное безвозмездное поступление (переход) имущества физических лиц и негосударственных юридических лиц в состав коммунального имущества;
9) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд;
10) возврат исполненного административно-
11) возврат имущества, переданного по сделке, признанной недействительной;
12) иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан [16].
Приобретение имущества государственными юридическими лицами в результате производственно-хозяйственной деятельности или по иным основаниям, не запрещенным законами Республики Казахстан, является основанием для приобретения государством прав на это имущество и отнесения его к государственному имуществу.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению соответствующих местных исполнительных органов городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, на территории которых они выявлены. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в районную коммунальную собственность. Земельный участок принимается на учет как бесхозяйная недвижимая вещь по заявлению соответствующего уполномоченного органа города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, на территории которого он выявлен, в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан [17].
Не могут быть поставлены на учет и переданы в районную коммунальную собственность бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся у физических лиц или негосударственных юридических лиц, которые владеют таким имуществом, как своим собственным.
В любое время до возникновения права собственности другого лица на такое имущество собственник вправе обратиться с заявлением о снятии с учета принадлежащей ему недвижимой вещи как бесхозяйной и вновь принять ее в свое фактическое владение.
Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в государственную собственность в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством.
Государственное юридическое лицо, в землепользовании которого находится земельный участок, где находится брошенная вещь, размер стоимости которой явно ниже двадцатикратного размера месячного расчетного показателя, действующего на дату обнаружения брошенной вещи, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, обращает эти вещи в свое хозяйственное ведение или оперативное управление, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в хозяйственное ведение или оперативное управление.
В случае обнаружения такого имущества на землях, находящихся в государственной собственности и не переданных в землепользование, оно поступает в местную казну по решению местных исполнительных органов районов, городов областного значения при необходимости принятия имущества в состав районного коммунального имущества.
Основными критериями при рассмотрении вопроса о необходимости принятия имущества в состав районного коммунального имущества являются:
1) экономическая целесообразность;
2) назначение и использование имущества после принятия в состав районного коммунального имущества.
Приобретение имущества за счет бюджетных средств осуществляется на основании совершения гражданско-правовых сделок о приобретении имущества, выполнении работ или оказании услуг (купля-продажа, подряд, возмездное оказание услуг и другие сделки) с соблюдением требований и правил Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» [22].
Приобретение акций акционерных обществ и долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, оплата акций акционерных обществ и вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью за счет бюджетных средств осуществляются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и иными законами.
Приобретение имущества при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд осуществляется за счет бюджетных средств или иного государственного имущества в соответствии с законами Республики Казахстан. Имущество, которое государство приобретает при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд, поступает в государственную или местную казну.
С учетом социально-экономической целесообразности самовольная постройка, возведенная лицом на земельных участках (на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству), принадлежащих государству и не находящихся в землепользовании, может быть передана в районную коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом [16].
В случаях, когда собственник памятников истории и культуры, культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти памятники и ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие памятники и ценности по решению суда изымаются у собственника государством путем выкупа.
При выкупе памятников истории и культуры, культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - в судебном порядке. Изъятие у собственника бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры производится по результатам осуществления государственного контроля в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия.
Презумпция права государственной собственности. Если отсутствует спор о признании права собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, поставленное на баланс государственного юридического лица до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Республике Казахстан, право государственной собственности на это имущество, в случае отсутствия необходимых правоустанавливающих документов, может быть подтверждено документами уполномоченного органа по государственному имуществу (местного исполнительного органа) о нахождении такого имущества в составе государственного имущества. В случае возникновения спора признание права собственности на указанное имущество осуществляется в судебном порядке на основании иска заинтересованного лица.
Все памятники истории и культуры, а также памятники градостроительства и архитектуры, археологии, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся собственностью физических и юридических лиц, являются собственностью Республики Казахстан.
Важной формой приобретения
права государственной
Реквизиция при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в исключительных случаях при отсутствии или недостаточности государственного резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, созданного для обеспечения гарантированной защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Реквизиция при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера ограничивается зоной чрезвычайной ситуации (определенной территорией, на которой возникла чрезвычайная ситуация) и (или) периодом чрезвычайного положения, вводимого в зоне чрезвычайной ситуации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Не допускается реквизиция при чрезвычайных ситуациях вне зоны чрезвычайной ситуации или периода чрезвычайного положения.
Реквизиция при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера допускается в отношении имущества физических и юридических лиц независимо от гражданства и места государственной регистрации, необходимого для обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера реквизиция допускается в соответствии с планами местных исполнительных органов о первоочередных действиях по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [23] и иными законами Республики Казахстан.
При введении режима чрезвычайного положения в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера реквизиция допускается на основании и в соответствии с указом Президента Республики Казахстан о введении режима чрезвычайного положения для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Реквизиция при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера допускается также при проведении необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ на основании решения руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан