Право государственной собственности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11

2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………

32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48

Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Дип гос собственность чистая.doc

— 557.50 Кб (Скачать документ)

2. Длительность сохранения  объектов в государственной собственности,  эффективность управления которыми  была сведена к минимуму, привела  к накоплению огромных по величине  пассивов (кредиторская задолженность). Многие объекты вследствие этого, а также по причине ухудшения технического состояния (не производились плановые ремонты, реконструкции, оснащение и др.) стали непривлекательными.

В качестве наглядности  изложенного приведу только два  примера: стартовая цена гастронома «Березка» в Торгайской области составила 400 тысяч тенге, при этом долговые обязательства составили 6400 тысяч тенге, многократно превысив цену объекта. Магазин № 23 по ул. С. Есовой в г. Кзыл-Орде при стартовой цене 24,0 тысячи тенге имел убытков на 201,0 тысяч тенге. С таким грузом долгов покупатель не торопился приобретать объект, так как не намерен был покрывать чужую бесхозяйственность или даже злоупотребление, вместо использования этих средств на развитие.

3. Высокая стартовая  цена объектов, образующаяся при ставшей регулярной в то время переоценке основных фондов, и отсутствие у продавца  необходимых полномочий на снижение цены в зависимости от спроса на продаваемые объекты, его состояния.

4. Имели  место и  психологические факторы – неготовность большинства населения к предпринимательству, к рыночным реформам.

Это были наиболее ключевые проблемы в сдерживании процесса приватизации, образовавшиеся к 1995 году.

Наряду с этим, темпы  приватизации снижались и по ряду субъективных причин.

С начала приватизации в республике имела место широкая практика передачи объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания и др. в аренду, как по инициативе местных администраций, так и территориальными комитетами по управлению государственным имуществом. Причем, как правило, в аренду были повсеместно переданы наиболее престижные объекты. По состоянию на 1 июля 1995 года в целом по республике в аренде (имущественном найме) находились 3026 объектов и они крайне мало передавались на продажу. Так, например, по городу Алматы  из находящихся в аренде 1588 престижных объектов на торги в 1995 году были переданы только 77. По Талдыкурганской области в аренде находились 75 престижных объектов торговли, в 1995 году ни один из них не был передан на продажу.

Кроме того, в ускорении Малой приватизации слабую заинтересованность проявляли местные администрации. Причины были в том, что законодательством не было предусмотрено поступление средств от продажи предприятий в местные бюджеты, в то время как средства от передачи в аренду направлялись в местные бюджеты. Наряду с этим через аренду сохранялось влияние на предприятия на местах.

Государственный комитет  по приватизации, обобщив сложившуюся  ситуацию, внес предложения в Правительство  о принятии дополнительных мер по активизации процесса приватизации в республике. 7 августа 1995 года вопрос был рассмотрен на заседании Правительства, и за № 1097 было принято специальное постановление Правительства «О мерах по обеспечению выполнения Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан в рамках малой приватизации».

Для активизации процесса приватизации возникла необходимость  корректировки некоторых законодательных  и нормативных актов, разработки и введения новых правил и процедур продажи объектов.

В 1995-1996 годах были введены в практику :

-голландские аукционы  на снижение цены объекта;

- продажа невостребованных  объектов по цене до 10,0% от ее  стоимости;

- продажа находящихся  в аренде объектов с сохранением  условий аренды до ее завершения;

- продажа неликвидных объектов под инвестиционные программы  без установления минимальной цены;

- прямая продажа объектов, имеющих важное социальное значение  в сельской местности и отдаленных  населенных пунктах, по которым  было прекращено финансирование, под условия их содержания и возобновления работы;

- продажа объектов  за приватизационные купоны;

- прямая адресная продажа  объектов, переданных в аренду  до 01.01.1996 года, при полном исполнении  их арендаторами условий договоров  аренды не менее 2-х лет.

В целях повышения заинтересованности местных органов власти, в 1996 году 50,0% средств от приватизации малых предприятий стали направляться в местные бюджеты.

Наряду с этим, Положение  об организации и проведении аукционов  по продаже объектов приватизации в  феврале 1996 года было расширено определением «второго покупателя». Участник, назвавший вторую по величине цену за объект на аукционе по английскому методу торгов, в случае отказа Лица, выигравшего торги, от покупки объекта, приобретал объект по предложенной им цене. Это способствовало увеличению продаваемости объектов за сравнительно высокие цены, так как конкурентность по цене на таких торгах была обычно высокой, также сокращались издержки государственного бюджета на организацию повторных торгов по невыкупленным объектам.

Применение голландского метода торгов (когда выставляются на продажу объекты, не менее двух раз выставлявшиеся и не проданные  на английских торгах, где торг идет на повышение цены объекта) позволило  до конца 1995 и в течение 1996 продать 1099 не проданных ранее при многократном выставлении на продажу объектов, имеющих плохое техническое состояние, отягощенных значительными долгами. Впоследствии этот метод торгов стал активно применяться и сыграл позитивную роль в ускорении приватизации.

Однако 700 объектов не были проданы и по голландской системе торгов. Среди них были объекты, которые выставлялись по 5-10 раз и не были проданы, а один объект побил все рекорды , был выставлен на торги 27 раз, цена за публикацию объявления о его продаже  превысила его фактическую цену.

В связи с этим, были внесены изменения в нормативную  базу, которые позволяли продавать  такие объекты без установления ограничения по минимальной цене.

Это позволило государству  снять бюджетное бремя по содержанию неликвидных, зависших объектов.

В целях ускорения  процессов приватизации, во исполнение Плана действий Правительства по углублению реформ и стабилизации экономики  в 1994-1995 годах, была введена продажа  объектов государственной собственности  в рамках Малой приватизации для  иностранных инвесторов.

С мая 1996 года был введен порядок продажи объектов приватизации в рассрочку.

Ускорению темпов Малой  приватизации способствовало также  то, что с начала действия Указа  Президента «О приватизации» с декабря 1995 года извещение о проведении торгов стало публиковаться за 15 дней до их проведения, тогда как до этого срок публикации составлял 30 дней.

Все эти меры диктовались  обстоятельствами того времени, они  способствовали ускорению темпов приватизации, позволили завершить в основном реализацию программы Малой приватизации, в соответствии с поручением  Президента, как отмечалось ранее, в обозначенный срок, к 1 августа 1997 года.

Весь сектор экономики, связанный с обеспечением жизнедеятельности  человека, разнообразной сферой его  потребления и услуг, стал частным, начал успешно функционировать в конкурентной рыночной среде. В настоящее время этот сектор экономики представлен сформированным за годы суверенного развития Казахстана средним классом, который придает устойчивость всей экономике, способствует политической и экономической стабильности государства и общества.

С нарастанием темпов приватизации, расширением методов  приватизации, одним из важнейших  направлений деятельности органов  по управлению государственным имуществом и приватизации становится организация постприватизационного контроля за приватизированными объектами.

Проведенный Департаментом  госимущества и приватизации анализ по методам приватизации объектов госсобственности за период с 1991 по 1998 годы, наиболее активный период приватизации, показал, что из общей численности приватизированных объектов 9,0 % проданы на инвестиционных тендерах, 15,0 % - на коммерческих конкурсах, 2,0 % через адресную продажу, 74,0 % - через аукционные торги.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 23 декабря 1995 года «О приватизации» объекты, приватизированные через инвестиционные и коммерческие тендеры, проданные в рассрочку, покупатели которых должны были выполнить инвестиционные и другие обязательства перед государством, подлежали контролю за исполнением условий договоров купли-продажи со стороны продавца. Органами госимущества и приватизации был организован  системный контроль за объектами, проданными с условиями.

Одной из программных  задач приватизации изначально являлось создание предпосылок для развития  малого и среднего бизнеса. Поддержка развития малого предпринимательства была активно продолжена и тогда, когда в республике уже было сформировано малое и среднее предпринимательство через приватизацию государственной собственности.

6 марта 1997 года  был  подписан Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу Закона, «О мерах по усилению государственной  поддержки и активизации развития  малого предпринимательства».

В соответствии с Указом были расширены полномочия территориальных комитетов госимущества и приватизации в части передачи помещений как государственной республиканской, так и коммунальной собственности под ведение бизнеса начинающим предпринимателям. Предприниматели приобрели возможность получить помещение или объект недвижимости:

-в аренду (по заключению  специально созданных комиссий  по рассмотрению заявок предпринимателей);

-в аренду через  тендер с правом  последующего  выкупа объекта;

-в аренду или доверительное  управление с правом последующей  безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых производственных  и офисных  помещений (через тендер);

-в аренду или доверительное  управление с правом последующей  передачи в собственность неиспользуемых  помещений по выбору самих  субъектов малого бизнеса.

Только за 2 года действия Указа субъектам малого предпринимательства были проданы 680 объектов. Переданы в аренду и доверительное управление на тендерах на условиях организации производственной деятельности 669 объектов, общей площадью 445 тыс.кв.м. и 154 объекта незавершенного строительства. Согласно поданных заявок переданы предпринимателям 407 выявленных ими пустующих и неиспользуемых объектов площадью 200,0 тыс.кв.метров [6].

Многие предприниматели  получили реальную возможность для  развития производственной деятельности.

Таким образом, программа  Малой приватизации была наиболее эффективной, системной, результативной и логически  завершенной составляющей государственной  программы разгосударствления и  приватизации государственной собственности, осуществленной в Республике Казахстан в 1991-2000 годы.

Благодаря успешной реализации программы Малой приватизации были созданы условия для укрепления института частной собственности, ставшего основой для перехода Казахстана к рыночной экономике, что в совокупности с другими факторами успешно проведенных преобразований и реформ, обеспечило экономическое возрождение Республики  Казахстан, обозначило четкие контуры государственной собственности.

 

 

 

 

2. Правовые и организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана

 

2.1 Государственная  собственность Республики Казахстан  в цифрах

 

По данным Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан по состоянию  на 1 января 2011 года, в республиканской государственной собственности находятся государственные пакеты акций 118 акционерных обществ и доли участия в 20 товариществах с ограниченной ответственностью (ТОО). Из них, 10 АО и ТОО находятся в процессе ликвидации, банкротства, либо не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, 5 организаций находятся в доверительном управлении [10].

Права владения и пользования  государственными пакетами акций 108 АО и государственными долями участия  в 18 ТОО переданы отраслевым министерствам  и ведомствам. В ведении Комитета находятся государственные пакеты акций 15 АО и государственные доли участия 2 ТОО, из них 3 объекта проходят процедуру ликвидации и банкротства.

За прошедший период было создано 7 акционерных обществ: учреждены АО «Казахстанский институт развития индустрии» «Тюркская академия», «Казмедтех», 4 акционерных общества созданы путем реорганизации государственных предприятий: «Национальный научный медицинский центр», «Научный центр урологии имени академика Б.У. Джарбусынова», «Национальный научный центр хирургии имени А.Н. Сызганова», «Казахский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт глазных болезней».

В целом следует отметить за последнее время обозначилась новые  тенденции в управлении государственными пакетами акций. Если все предшествующие годы мы либо учреждали акционерные общества, либо передавали их в оплату уставных капиталов холдинговых компаний, то в  течение 2010 года шел обратный процесс – передача пакетов акций, принадлежащих холдингам и иным юридическим лицам в государственную собственность. Были приняты в государственную собственность от АО «ФНБ «Самрук-Казына» акции АО «Национальный инвестиционный фонд», АО «Kaznex», акции  социально- предпринимательских корпораций. От АО «СПК «Жетicy» был принят в государственную собственность  пакет акций  АО «Хоргос».

Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан