Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11
2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………
32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан
40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48
Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………
Кроме того, в республиканский бюджет перечислено 2 082,3 млн. тенге перечислено акционерным обществом «Интергаз Центральная Азия» в соответствии с Договором концессии внутренней и международной газотранспортных систем и хозяйственной деятельности от 14 июля 1997 года.
За 2010 год поступления в республиканский бюджет от аренды имущества республиканской государственной собственности составили 3 711,2 млн. тенге [10].
На 1 января 2011 года на контроле центрального аппарата Комитета и его территориальных подразделений находилось 45 договоров купли-продажи объектов государственной собственности.
В соответствии с разработанным Годовым планом государственных закупок товаров, работ и услуг Комитета на 2010 год 25 марта 2010 года объявлен конкурс по государственным закупкам консалтинговых услуг по оценке выполнения инвестиционных и других обязательств по договорам купли-продажи и доверительного управления.
По итогам конкурса по государственным закупкам консалтинговых услуг по оценке выполнения инвестиционных и других обязательств заключено 9 договоров на оказание консалтинговых услуг с общей суммой 14 955 тыс. тенге. По 2-м договорам купли-продажи проверка была осуществлена территориальными комитетами. По оставшимся 14 договорам купли-продажи проверка обязательств не требовалась в связи с отсутствием невыполненных обязательств и планируемой передачей на местный уровень.
В течение 2010 года были заключены
5 договоров купли-продажи
Завершена проверка выполнения обязательств по всем запланированным договорам купли-продажи. Заключено 1 дополнительное соглашение к договору купли-продажи объекта республиканской государственной собственности в связи со сменой продавца.
С постприватизационного
контроля снято 2 договора купли-продажи
объекта республиканской госуда
По состоянию на 1 января 2011 года на постприватизационном контроле центрального аппарата Комитета и его территориальными подразделениями находится 45 договор купли-продажи объектов государственной собственности.
Вместе с тем в
отчетном периоде было подготовлено
и направлено в суд заявление
о возврате в государственную
собственность ранее приватизир
Кроме этого значительно активизирована работа по вопросам компании «AES». По результатам встречи Министра финансов с топ менеджментом компании принято решение о подписании сторонами Меморандума о взаимопонимании, в котором на урегулирование разногласий путем подписания нового соглашения, соответствующего действующему законодательству РК, отводится 90 дней со дня подписания Меморандума [10].
Государственный мониторинг собственности. В отчетном периоде завершена работа по обновлению перечня объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, утвержденного постановлением Правительства РК от 30 июля 2004 года № 810, проведенная в соответствии с нормами Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», подписанного Указом Президента РК от 12 февраля 2009 года № 131-IV ЗРК [11].
Постановлением Правительства РК «О внесении изменений в постановление Правительства РК от 30 июля 2004 года № 810» от 15 апреля 2010 года №311 утвержден обновленный перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности.
Во исполнение поручений данных Главой государства на 23 пленарном заседании Совета иностранных инвесторов 4 июня 2010 года в рамках государственной программы форсированного индустриального- инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы в третьем квартале 2010 года было принято решение о проведении государственного мониторинга собственности на 24-х АО и ТОО (с аффилиированными и структурными подразделениями-84 объекта), в т.ч. 54 объектах, определенных Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
С целью выполнения указанной
задачи был осуществлен
Завершена работа по согласованию форм оперативной отчетности и работа по обработке и внесению ежегодной оперативной периодической информации о деятельности объектов мониторинга согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 311, в электронную базу данных государственного мониторинга собственности. В государственные органы направлены предложения о предоставлении доступа к базе данных.
Приватизация
объектов республиканской
Таким образом, за годы независимости в Казахстане проведена значительная работа по структурированию, систематизации и учету государственной и частной собственности. Специальное внимание к регулированию права собственности, на наш взгляд, позволит Казахстану и в дальнейшем осуществлять прогрессивное развитие на внутреннем и внешнем рынках, сохраняя приверженность реализации основных прав и свобод человека.
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан
Согласно статье 192 Гражданского кодекса Республики Казахстан, государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности [12].
Республиканская собственность состоит из:
1) государственной казны;
2) имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Государственную казну Республики Казахстан составляют средства республиканского бюджета, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 Гражданского кодекса Республики Казахстан, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами.
Собственником государственного имущества выступает сама Республика Казахстан, которая, определяя в законодательном акте полномочия Правительства, наделяет его правомочиями пользования, владения и распоряжения государственным имуществом [13].
Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Местную казну составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами.
Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.
Областным бюджетом, бюджетами
города республиканского значения, столицы
является централизованный денежный фонд, формируемый
за счет поступлений, определенных Бюджетным
кодексом Республики Казахстан, и предназначенный
для финансового обеспечения задач и функций
местных государственных органов областного
уровня, города республиканского значения,
столицы, подведомственных им государственных
учреждений и реализации государственной
политики в соответствующей административно-
Областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения, столицы утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы [14].
Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на:
1) областную (города республиканского значения, столицы);
2) районную (городов областного значения).
Имущество, находящееся
в государственной
В целях усиления контроля за эффективностью использования объектов государственной собственности, переданных в пользование юридическим и физическим лицам, Правительство Республики Казахстан 6 августа 1999 года постановило центральным и местным исполнительным органам, ведомствам, юридическим лицам с государственной формой собственности при заключении договоров (контрактов) о передаче юридическим и физическим лицам объектов государственной собственности (в аренду, доверительное управление и др.) предусматривать обязательство этих лиц по ежеквартальному предоставлению ими отчетов по всем сделкам, связанным с объектами государственной собственности, в комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган [15].
Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» определены следующие положения:
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Республики Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательными актами.
Статья 26 Земельного кодекса Республики Казахстан определяет, что в государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны, занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населенных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность [17].
Не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые:
Не могут
быть предоставлены в раздельную
собственность граждан и
Земельные участки,
зарезервированные в
Важнейшей нормой является положение о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан эти земельные участки могут находиться в частной собственности.
Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан