Право государственной собственности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11

2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………

32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48

Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Дип гос собственность чистая.doc

— 557.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в республиканский бюджет перечислено 2 082,3 млн. тенге перечислено акционерным обществом «Интергаз Центральная Азия» в соответствии с Договором концессии внутренней и международной газотранспортных систем и хозяйственной деятельности от 14 июля 1997 года.

За 2010 год поступления в республиканский бюджет от аренды имущества республиканской государственной собственности составили 3 711,2 млн. тенге [10].

На 1 января 2011 года на контроле центрального аппарата Комитета и его  территориальных подразделений  находилось 45 договоров купли-продажи объектов государственной собственности.

В соответствии с разработанным  Годовым планом государственных  закупок товаров, работ и услуг  Комитета на 2010 год 25 марта 2010 года объявлен конкурс по государственным закупкам консалтинговых услуг по оценке выполнения инвестиционных и других обязательств по договорам купли-продажи и доверительного управления.

По итогам конкурса по государственным закупкам консалтинговых услуг по оценке выполнения инвестиционных и других обязательств заключено 9 договоров на оказание консалтинговых услуг с общей суммой 14 955 тыс. тенге. По 2-м договорам купли-продажи проверка была осуществлена территориальными комитетами. По оставшимся 14 договорам купли-продажи проверка обязательств не требовалась в связи с отсутствием невыполненных обязательств и планируемой передачей на местный уровень.

В течение 2010 года были заключены 5 договоров купли-продажи объектов государственной собственности. 

Завершена проверка выполнения обязательств по всем запланированным  договорам купли-продажи. Заключено 1 дополнительное соглашение к договору купли-продажи объекта республиканской государственной собственности в связи со сменой продавца.

С постприватизационного  контроля снято 2 договора купли-продажи  объекта республиканской государственной собственности в связи с передачей на местный уровень и 3 по решению комиссии по постприватизационному контролю в связи с выполнением обязательств.

По состоянию на 1 января 2011 года на постприватизационном контроле  центрального аппарата Комитета и его территориальными подразделениями находится 45 договор купли-продажи объектов государственной собственности.

Вместе с тем в  отчетном периоде было подготовлено и направлено в суд заявление  о возврате в государственную  собственность ранее приватизированного пакета акций АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения».

Кроме этого значительно  активизирована работа по вопросам компании «AES». По результатам встречи Министра финансов с топ менеджментом компании принято решение о подписании сторонами Меморандума о взаимопонимании, в котором на урегулирование разногласий путем подписания нового соглашения, соответствующего действующему законодательству РК, отводится 90 дней со дня подписания Меморандума [10].

Государственный мониторинг собственности. В отчетном периоде завершена работа по обновлению перечня объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, утвержденного постановлением Правительства РК от 30 июля 2004 года № 810, проведенная в соответствии с нормами Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», подписанного Указом Президента РК от 12 февраля 2009 года  № 131-IV ЗРК [11].

Постановлением Правительства  РК «О внесении изменений в постановление  Правительства РК от 30 июля 2004 года № 810» от 15 апреля 2010 года №311 утвержден  обновленный перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности.

Во исполнение поручений  данных Главой государства на 23 пленарном  заседании Совета иностранных инвесторов 4 июня 2010 года в рамках государственной  программы форсированного индустриального- инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы в третьем квартале 2010 года было принято решение о проведении государственного мониторинга собственности на 24-х АО и ТОО (с аффилиированными и структурными подразделениями-84 объекта), в т.ч. 54 объектах, определенных Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

С целью выполнения указанной  задачи был осуществлен государственный  закуп консалтинговых услуг способом электронного конкурса по 24 лотам. По итогам конкурсов заключено 24 договора на оказание консалтинговых услуг по анализу эффективности управления  объектами мониторинга на общую сумму 262 566 375 тенге. В рамках государственного мониторинга собственности осуществлен технический аудит.

Завершена работа по согласованию форм оперативной отчетности и работа по обработке и внесению ежегодной оперативной периодической информации о деятельности объектов мониторинга согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 311, в электронную базу данных государственного мониторинга собственности. В государственные органы направлены предложения о предоставлении доступа к базе данных.

Приватизация  объектов республиканской государственной  собственности. За 2010 год Комитетом и его территориальными подразделениями в соответствии с Графиком выставления на торги объектов республиканской собственности в 2010 году, утвержденным приказом Министра финансов от 10 февраля 2010 года № 50, выставлено 4 и продано два государственных пакета акций акционерных обществ, одна государственная доля в товариществе с ограниченной ответственностью, выставлен и продан один имущественный комплекс, а также было выставлено 696 и продано 647 объектов незавершенных строительством, недвижимости, машин, оборудования, транспорта и прочих объектов, находившихся в республиканской собственности? На общую сумму 885 887 тыс. тенге.

Таким образом, за годы независимости  в Казахстане проведена значительная работа по структурированию, систематизации и учету государственной и частной собственности. Специальное внимание к регулированию права собственности, на наш взгляд, позволит Казахстану и в дальнейшем осуществлять прогрессивное развитие на внутреннем и внешнем рынках, сохраняя приверженность реализации основных прав и свобод человека.

 

 

2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

 

Согласно статье 192 Гражданского кодекса Республики Казахстан, государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности [12].

Республиканская собственность состоит из:

1) государственной казны;

2) имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Государственную казну Республики Казахстан составляют средства республиканского бюджета, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 Гражданского кодекса Республики Казахстан, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами.

Собственником государственного имущества выступает сама Республика Казахстан, которая, определяя в законодательном акте полномочия Правительства, наделяет его правомочиями пользования, владения и распоряжения государственным имуществом [13].

Коммунальная  собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Местную казну составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами.

Областной бюджет, бюджеты  города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.

Областным бюджетом, бюджетами  города республиканского значения, столицы  является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

Областные бюджеты, бюджеты  города республиканского значения, столицы  утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы [14].

Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на:

1) областную (города республиканского значения, столицы);

2) районную (городов областного значения).

Имущество, находящееся  в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В целях усиления контроля за эффективностью использования объектов государственной собственности, переданных в пользование юридическим и физическим лицам, Правительство Республики Казахстан 6 августа 1999 года  постановило центральным и местным исполнительным органам, ведомствам, юридическим лицам с государственной формой собственности при заключении договоров (контрактов) о передаче юридическим и физическим лицам объектов государственной собственности (в аренду, доверительное управление и др.) предусматривать обязательство этих лиц по ежеквартальному предоставлению ими отчетов по всем сделкам, связанным с объектами государственной собственности, в комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган [15].

Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» определены следующие положения:

  • особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений;
  • передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой;
  • добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную;
  • передача имущества, находящегося в коммунальной собственности, из одного уровня местного государственного управления в другой [16].

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Республики Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательными актами.

Статья 26 Земельного кодекса Республики Казахстан определяет, что в государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны, занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населенных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность [17].

Не могут  находиться в частной собственности  земельные участки, занятые:

  • для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд;
  • особо охраняемыми природными территориями;
  • лесным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 4 статьи 128 Земельного кодекса Республики Казахстан;
  • водным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 2 статьи 133 Земельного кодекса Республики Казахстан ;
  • магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования;
  • территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания [17].

Не могут  быть предоставлены в раздельную собственность граждан и негосударственных  юридических лиц земельные участки, занятые:

  • пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения;
  • дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные участки общего пользования;
  • обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собственников земельных участков или землепользователей.

Земельные участки, зарезервированные в установленном  порядке для развития особо охраняемых природных территорий, магистральных железных дорог, автомобильных дорог общего пользования и магистральных трубопроводов, энергетики, а также предназначенные в соответствии с утвержденной архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией для строительства объектов административного и социального значения (аэропорты, аэродромы, вокзалы, станции, дороги общего пользования, административные здания государственных органов, больницы, школы, государственный жилищный фонд, парки, бульвары, скверы и другие объекты общественного пользования), могут предоставляться землепользователям для других целей на праве временного землепользования до их проектного освоения.

Важнейшей нормой является положение о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан эти земельные участки могут находиться в частной собственности.

Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан