Право государственной собственности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11

2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………

32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48

Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Дип гос собственность чистая.doc

— 557.50 Кб (Скачать документ)

Земельные участки  из земель, находящихся в государственной  собственности, могут быть:

1) проданы или  переданы безвозмездно в частную  собственность; 

2) предоставлены в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательских корпораций, имеющих статус национальной компании;

3) предоставлены  в постоянное или временное  землепользование;

4) реализованы в иных  правовых формах в случаях,  предусмотренных Земельным кодексом  Республики Казахстан, иными законодательными  актами Республики Казахстан или международными договорами [17].

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены положения о стратегических объектах. Так, согласно статье 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан.

К стратегическим объектам могут быть отнесены: магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы; национальная электрическая сеть; магистральные линии связи; объекты телерадиовещания (производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем телевизионного и радиовещания); нефтеперерабатывающие производства; энергопроизводящие объекты мощностью не менее 50 мегаватт; национальная почтовая сеть; международные аэропорты; морские порты, имеющие статус международного значения; аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты, пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Стратегические объекты могут находиться в государственной и частной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Так, например, согласно статье 11 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан:

1) формирует перечни:

стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилиированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;

стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;

2) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан;

3) образует при Правительстве Республики Казахстан комиссию по стратегическим объектам [18].

В частности, принято постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2008 года № 651 «Об утверждении перечней стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилиированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства и стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц» [19]. (Приложение А)

Обременение стратегических объектов правами третьих лиц либо их отчуждение возможно на основании решения Правительства Республики Казахстан о выдаче разрешения и в порядке, определяемом законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

В случае намерения гражданина или негосударственного юридического лица произвести отчуждение стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект либо отчуждения стратегического объекта реабилитационным либо конкурсным управляющим, либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во внесудебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта Республика Казахстан обладает приоритетным правом на приобретение стратегического объекта на условиях, определенных законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

Рыночная стоимость стратегического объекта определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности и законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

Порядок использования приоритетного права на приобретение стратегического объекта определяется законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными юридическими лицами.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственном имуществе» государственными юридическими лицами являются государственные предприятия и государственные учреждения [16].

Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О государственном предприятии» к государственным относятся предприятия:

1) основанные на праве  хозяйственного ведения; 

2) основанные на праве  оперативного управления (казенное  предприятие).

В зависимости от вида государственной собственности  предприятия подразделяются на:

1) предприятия, находящиеся  в республиканской собственности,  республиканские государственные  предприятия; 

2) предприятия, находящиеся  в коммунальной собственности,  коммунальные государственные предприятия [20].

Передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в следующем порядке:

1) республиканские государственные  предприятия и республиканские  государственные учреждения (далее  - республиканские юридические лица) как имущественные комплексы, акции акционерных обществ и доли государства в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, находящиеся в республиканской собственности, передаются в коммунальную собственность по решению Правительства Республики Казахстан на основании ходатайства акима области (города республиканского значения, столицы);

2) имущество республиканских  юридических лиц передается в  коммунальную собственность на  основании ходатайства акима  области (города республиканского  значения, столицы):

  • при балансовой стоимости десять тысяч и более размеров минимальных расчетных показателей на дату передачи - по решению Правительства Республики Казахстан;
  • при балансовой стоимости менее десяти тысяч размеров минимальных расчетных показателей на дату передачи - по решению Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, согласованному с государственным органом, являющимся органом государственного управления (либо уполномоченным органом) республиканским юридическим лицом, на балансе которого находится передаваемое имущество;

3) коммунальные государственные  предприятия и коммунальные государственные  учреждения (далее - коммунальные  юридические лица) как имущественные  комплексы, акции акционерных  обществ и доли государства в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, находящиеся в коммунальной собственности, передаются в республиканскую собственность на основании постановления акимата области (города республиканского значения, столицы) и постановления Правительства Республики Казахстан о принятии в республиканскую собственность;

4) имущество коммунальных  юридических лиц передается в  республиканскую собственность  на основании постановления акимата  области (города республиканского  значения, столицы), согласованного с Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан и государственным органом, являющимся органом государственного управления (либо уполномоченным органом) республиканским юридическим лицом, на баланс которого передается имущество.

После принятия решения  о передаче государственного имущества  из одного вида государственной собственности  в другой, в срок не более 30 дней оформляется  акт приема-передачи имущества (передаточный акт), подписываемый уполномоченными должностными лицами передающей и принимающей сторон и утверждаемый руководителями органов, уполномоченных на распоряжение республиканским и коммунальным имуществом.

Акт приема-передачи (передаточный акт) составляется в четырех экземплярах  на государственном и русском языках, по одному экземпляру для каждой из сторон, участвующих в оформлении акта приема-передачи (передаточного акта) [21].

Имущество предприятия составляют все активы предприятия, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Имущество государственного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками предприятия.

Имущество государственного предприятия формируется за счет:

1) имущества, переданного ему собственником;

2) имущества (включая  денежные доходы), приобретенного  в результате собственной деятельности;

3) иных источников, не  запрещенных законодательством. 

Государственные предприятия  не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, относящегося к основным средствам, а также принадлежащих им акций.

В решении об изъятии  имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, уполномоченный орган вправе установить государственному предприятию сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу с последующим списанием с баланса.

При передаче в порядке, установленном законодательством, государственного предприятия из республиканской в коммунальную собственность или наоборот, либо из подчинения одного органа государственного управления другому такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения (право оперативного управления) на принадлежащее ему имущество [20].

Государственное предприятие  в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и является объектом права государственной собственности.

В состав предприятия  как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

Совершение в отношении  республиканского государственного предприятия  сделок (залога, аренды и других), где  предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, производится по решению Правительства Республики Казахстан, а в отношении коммунального предприятия - по решению местного исполнительного органа.

Договор купли-продажи, передачи в залог и управление государственных  предприятий должен содержать соответствующую  отметку реестродержателя.

Государственное учреждение – некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [16].

Согласно статье 161 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» государственное учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете [16].

Деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), которым законами Республики Казахстан предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, подлежат зачислению в соответствующий бюджет, за исключением денег от реализации товаров (работ, услуг), производимых государственными учреждениями в сферах образования, сортоиспытания, ветеринарии, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, а также государственными библиотеками, государственными музеями и музеями-заповедниками, в соответствии с законами Республики Казахстан.

Уполномоченный орган  по государственному имуществу (местный исполнительный орган) вправе по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли изъять закрепленное за государственным учреждением имущество либо перераспределить его между другими государственными юридическими лицами, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан