Право государственной собственности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11

2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………

32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48

Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Дип гос собственность чистая.doc

— 557.50 Кб (Скачать документ)

Преобладающим методом  приватизации ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, Албании, Латвии и Литве. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Массовая приватизация в этих странах привела к быстрому и простому пути завершения больших в масштабах национальной экономики программ приватизации, которые необходимы в экономиках переходного периода.

Практика Болгарии и  Румынии выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации, когда государство во многом теряет возможность контролировать государственные предприятия, имущество становилось объектом злоупотреблений. В связи с этим особую актуальность во многих странах приобрела ускоренная приватизация государственной собственности.

Анализ как позитивного, так и негативного опыта стран, проводивших приватизацию государственной  собственности, позволил Казахстану избежать некоторых ошибок по разгосударствлению и приватизации государственного имущества в республике. Однако полностью избежать издержек на сложном пути приватизации госсобственности не удалось ни одной стране, в том числе и нашей. Поэтому в каждый последующий этап программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике вносились коррективы, ставились новые актуальные задачи, расширялась и дополнялась законодательная база, что обеспечивало снижение издержек и негативных последствий.

Программы приватизации государственной собственности в Республике Казахстан были разработаны с учетом собственных конкретных условий, которые сочетали различные способы приватизации.

Значительную консультационную и финансовую помощь в проведении экономических реформ в республике, в проведении приватизации государственной собственности оказывали Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие мировые институты развития. Однако и у них не было готовых рецептов для отдельно взятой страны, осуществляющей приватизацию.

Наряду с вышеназванными институтами развития, практическую консультационную помощь Казахстану в  вопросах приватизации оказали многие иностранные компании и консалтинговые организации, международные банки. В их числе по программе Малой  приватизации – корпорация КАРАНА, по программе Массовой приватизации – проект оказания консультационной помощи, финансируемый ЮСАИД, в приватизации по индивидуальным проектам – Европейский банк  реконструкции и развития, КРМG/Группа Барентс, Морган  Гренфилд, Прайс Уотерхаус, Пеппер, Хамильтон и Шитц, Банк Париба и другие, в приватизации агропромышленного комплекса – Евроконсалт, по антимонопольной деятельности и холдингам – БУЗ Ален S Гамильтон, по инвестиционно-приватизационным фондам – Консорциум Европейского Союза, по рекламному обеспечению и связям с общественностью - Берсон и Марселлер и многие другие.

Начиная с 1995 года, процесс  приватизации в республике значительно  активизировался, возросла численность  выводимых на приватизацию объектов и государственных пакетов акций, приватизацией были охвачены практически все отрасли экономики.

Многие предприятия  имели свою особую специфику. Государственным  комитетом Республики Казахстан  по приватизации было принято решение  о предварительном апробировании  способов приватизации на пилотных торгах. С этой целью проводились пилотные (экспериментальные) торги по апробации голландского метода торгов в гг.Караганде и Акмоле, открытые инвестиционные тендеры по продаже объектов  здравоохранения в Южно-Казахстанской области и в г.Алматы, по продаже объектов образования в Жамбылской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Семипалатинской областях, по приватизации плодоовощных баз в г.Петропавловске и г. Шымкенте, по приватизации ОРСов, УРСов в г.Караганде, также аптек, автозаправочных станций в каждом областном центре. И только после их проведения и тщательной отработки всех возникающих проблем, утверждались и вводились в действие правила торгов.

Основными инструментами  в реализации программ приватизации государственной собственности  являлись различные виды торгов. При этом наибольший удельный вес занимали открытые торги в виде аукционов. Наряду с этим проводятся инвестиционные и коммерческие тендеры, предполагающие выполнение покупателями определенных обязательств перед государством в установленные сроки. Кроме того, на начальных этапах приватизации, с целью ее ускорения, а также сохранения объема социальных услуг населению, в зависимости от специфики приватизируемых предприятий, проводились продажа объектов с сохранением условий аренды до завершения ее сроков, прямая продажа социально значимых объектов в сельской местности, в малонаселенных пунктах, реализация не пользующихся спросом неликвидных объектов без установления минимальной цены.

Разнообразие инструментария, используемого при подготовке к приватизации и ее проведении, позволили учитывать как специфику приватизируемых предприятий, отрасли, так и текущие потребности государства, менталитет населения.

Реализация масштабной программы разгосударствления и  приватизации государственной собственности в первые годы государственного суверенитета и независимости стала основой экономических реформ, проведенных в республике. Позитивным результатом этой работы стало то, что в республике сформирован и успешно функционирует частный сектор экономики, образован новый социальный слой частных предпринимателей, многие из которых состоялись как эффективные частные собственники, производящие конкурентоспособные товары и услуги. Поступившие от приватизации средства в кризисный период переходной экономики были направлены на решение самых неотложных задач государства и способствовали преодолению как социального, так и экономического спада, характерными особенностями которого были нехватка финансовых ресурсов, высокий уровень дефицита государственного бюджета.

Республика Казахстан, благодаря успешно реализованным  комплексным программам реформ, завоевала  статус государства с эффективно действующей и динамично развивающейся  рыночной экономикой.

Анализ результативности программы разгосударствления и  приватизации позволяет сделать определенные выводы и обобщения.

1. Успеху в реализации  программы способствовала прежде  всего системность в организации  столь крупномасштабной работы: последовательная, настойчивая, целенаправленная  реализация продуманного комплекса  политических, идеологических, организационных и практических мер со стороны государства. Это, прежде всего, принятие соответствующих политических решений Президентом страны и Парламентом, четкая бескомпромиссная ориентация Правительства и всех исполнительных органов власти на их реализацию. Затем оперативная организационная составляющая, как создание центрального государственного органа и региональных структур с вертикальной подчиненностью для обеспечения реализации единой  государственной политики приватизации, широкое  освещение всех процессов приватизации в средствах массовой информации, вовлечение в процессы приватизации всего населения через наделение жилищными и приватизационными купонами, разъяснительная работа среди населения, назначение на начальном этапе председателей территориальных комитетов госимущества и приватизации заместителями Акимов регионов.

2. Своевременное и  качественное законодательное, программное,  нормативно-правовое обеспечение,  разработка механизмов реализации  программ и системная работа по их выполнению.

3. Привлечение к разработке  программ отечественных ученых  и практиков, также привлечение  консультантов с мировой практикой.  Но здесь следует отметить, что  даже самые замечательные консультанты  не смогли бы ничего сделать,  не будь на то собственной  воли государства на реализацию принятого курса реформ.

4. Проведение жесткого  мониторинга реализации программ  приватизации как в целом по  республике, так и по каждому  региону в отдельности. Осуществление   постприватизационного контроля  за деятельностью приватизированных предприятий.

В книге Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь» подведены итоги и даны оценки реализованным в республике программам разгосударствления и приватизации государственной собственности  в период с 1991 по 2000 годы.

В частности, Н.А. Назарбаев  отметил: «Приватизация стала самой  противоречивой страницей в современной  истории Казахстана. Ни в одной  из бывших социалистических стран этот период истории не получил однозначной  оценки. В отличие от Польши, Венгрии и Чехии, мы проводили приватизацию одновременно со строительством государственных институтов. Если в Восточной Европе западные инвесторы были готовы перенести своe производство и лоббировали скорейшую продажу государственной собственности, Казахстану приходилось иметь дело со своими партнерами в России, где царил «бандитский капитализм» [9, с. 174].

На начальном этапе  реформирования государственной собственности республики в 1991 году вся сфера торговли, общественного питания, бытового, коммунального, автотранспортного и другого сервисного обслуживания населения, т.е. вся сфера услуг, в том числе социальные услуги, как медицинские, образовательные и культурные оказывались только государственными предприятиями и учреждениями. Численность работающих в них людей не превышала, в основном, 200 человек.

Период начала экономических  реформ в республике характеризовался тотальным дефицитом практически  на все виды потребительских товаров, услуг. Наиболее острым был дефицит  продовольственных, промышленных  товаров для населения. В связи с этим актуальной была проблема обеспечения населения потребительскими товарами и услугами, создания конкурентного рынка в этом секторе экономики. Необходимо было в сравнительно короткие сроки демонополизировать негибкую заскорузлую государственную торговую сеть, сферу общественного питания, бытового, транспортного обслуживания населения.

Ситуация усугублялась еще и тем, что из-за отсутствия финансирования многие из вышеназванных  предприятий простаивали, приходили  в непригодность, растаскивалось государственное имущество, не выплачивалась заработная плата, сокращались штаты работников. Спасти предприятия могла только быстрая приватизация, передача их собственникам.

В связи с этим разгосударствление и приватизация государственной собственности в республике началась в 1991 году с приватизации именно вышеназванных предприятий. Впоследствии, с принятием 5 марта 1993 года Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы приватизация этих предприятий получила название  Малой приватизации (согласно принятой в Казахстане градации предприятий по численности работающих людей). Реализация программы Малой приватизации имела важное значение в реформировании экономики Казахстана, практически эта программа стала началом всего приватизационного процесса в республике.

Малая приватизация являлась наиболее объемной по количеству объектов и разноплановой по специфике  их приватизации. При большом количестве подлежащих приватизации объектов, каждая группа имела свою специфику, свою модель приватизации и для нее разрабатывались соответствующие правила и нормативные документы. Кроме того, каждый этап реализации программы Малой приватизации также имел свою специфику.

Так, на первом ее этапе  в период с 1991 по 1992 годы, когда преобладала коллективная форма приватизации, часть государственного имущества предприятий передавалась трудовому коллективу на безвозмездной основе, а остальная часть продавалась этому же коллективу с предоставлением рассрочек. Инфляционные и гиперинфляционные процессы, характерные для экономики того периода, превратили суммы рассрочек в бесценок. Государство имело только издержки от приватизации своей  собственности. Кроме того, коллективная форма собственности не способствовала появлению реального хозяина предприятия, не изменила положения дел на предприятиях.

В связи с этим, в  реализацию программы Малой приватизации были внесены существенные изменения. С принятием Национальной программы  разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы Малая приватизация стала осуществляться в основном за денежные средства, через аукционы и конкурсы.

Государственный реестр объектов государственной собственности  по малым предприятиям на начало приватизации в 1991 году содержал 13704 объекта, подлежащих приватизации.

За период с 1991 по 1992 год, на первом этапе реализации программы  приватизации, по республике был продан 4771 объект.

На втором этапе реализации программы приватизации, в период с 1993 по 1995 годы, было приватизировано 6037 объектов.

На третьем этапе реализации программы приватизации, в период с 1996 по 01.08.1997 года, были приватизированы 6262 объекта.

Задача, поставленная Главой государства, о завершении Малой  приватизации, в основном к 1 августа 1997 года, была выполнена. В ее рамках 17070 объектов государственной собственности, из числа малых предприятий, и более 11 тысяч единиц автотранспортных средств, были проданы в частную собственность.

Однако приватизация малых предприятий, появившихся  в результате структурной перестройки  экономики на последующих этапах реализации программ реформирования государственной собственности, продолжалась.

В период со второй половины 1998 года по 2000 год по программе Малой  приватизации были приватизированы  свыше 5 тысяч объектов.

С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы был придан новый импульс процессам приватизации, особенно Малой приватизации. Характерным для второго этапа приватизации явилось увеличение продаж, максимальная демонополизация производственной сферы и сферы услуг и потребления. Если в 1991-1992 годы на торги по республике выставлялись в среднем ежемесячно по 200 объектов малых предприятий, то, начиная с 1994 года, на торги по республике ежемесячно выставлялись до 300 объектов, 1995 году – ежемесячно по 500 и более объектов и столько же единиц автотранспортных средств, а в 1996 году – ежемесячно по 800 и более объектов и более 700 единиц автотранспортных средств.

В 1995-1997 годах программа  Малой приватизации была значительно  расширена в связи с демонополизацией заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий  агропромышленного комплекса, реорганизацией государственных акционерных и холдинговых компаний, акционерных обществ и коллективных предприятий, в их числе таких, как «Мунай онимдери», «Фармация» и др. Была проведена реструктуризация автотранспортных предприятий республики. Были выведены на приватизацию предприятия системы Управлений (Отделов) рабочего снабжения и других хозрасчетных предприятий торговли, общественного питания министерств, ведомств, объединений, управлений, трестов и других хозяйствующих субъектов, которые ранее не были приватизированы, также государственные предприятия оптового и оптово-розничного звеньев торговли непродовольственными товарами и плодоовощной продукцией.

Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан