Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11
2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………
32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан
40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48
Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………
Преобладающим методом приватизации ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, Албании, Латвии и Литве. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Массовая приватизация в этих странах привела к быстрому и простому пути завершения больших в масштабах национальной экономики программ приватизации, которые необходимы в экономиках переходного периода.
Практика Болгарии и Румынии выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации, когда государство во многом теряет возможность контролировать государственные предприятия, имущество становилось объектом злоупотреблений. В связи с этим особую актуальность во многих странах приобрела ускоренная приватизация государственной собственности.
Анализ как позитивного, так и негативного опыта стран, проводивших приватизацию государственной собственности, позволил Казахстану избежать некоторых ошибок по разгосударствлению и приватизации государственного имущества в республике. Однако полностью избежать издержек на сложном пути приватизации госсобственности не удалось ни одной стране, в том числе и нашей. Поэтому в каждый последующий этап программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике вносились коррективы, ставились новые актуальные задачи, расширялась и дополнялась законодательная база, что обеспечивало снижение издержек и негативных последствий.
Программы приватизации государственной собственности в Республике Казахстан были разработаны с учетом собственных конкретных условий, которые сочетали различные способы приватизации.
Значительную консультационную и финансовую помощь в проведении экономических реформ в республике, в проведении приватизации государственной собственности оказывали Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие мировые институты развития. Однако и у них не было готовых рецептов для отдельно взятой страны, осуществляющей приватизацию.
Наряду с вышеназванными институтами развития, практическую консультационную помощь Казахстану в вопросах приватизации оказали многие иностранные компании и консалтинговые организации, международные банки. В их числе по программе Малой приватизации – корпорация КАРАНА, по программе Массовой приватизации – проект оказания консультационной помощи, финансируемый ЮСАИД, в приватизации по индивидуальным проектам – Европейский банк реконструкции и развития, КРМG/Группа Барентс, Морган Гренфилд, Прайс Уотерхаус, Пеппер, Хамильтон и Шитц, Банк Париба и другие, в приватизации агропромышленного комплекса – Евроконсалт, по антимонопольной деятельности и холдингам – БУЗ Ален S Гамильтон, по инвестиционно-приватизационным фондам – Консорциум Европейского Союза, по рекламному обеспечению и связям с общественностью - Берсон и Марселлер и многие другие.
Начиная с 1995 года, процесс приватизации в республике значительно активизировался, возросла численность выводимых на приватизацию объектов и государственных пакетов акций, приватизацией были охвачены практически все отрасли экономики.
Многие предприятия
имели свою особую специфику. Государственным
комитетом Республики Казахстан
по приватизации было принято решение
о предварительном
Основными инструментами в реализации программ приватизации государственной собственности являлись различные виды торгов. При этом наибольший удельный вес занимали открытые торги в виде аукционов. Наряду с этим проводятся инвестиционные и коммерческие тендеры, предполагающие выполнение покупателями определенных обязательств перед государством в установленные сроки. Кроме того, на начальных этапах приватизации, с целью ее ускорения, а также сохранения объема социальных услуг населению, в зависимости от специфики приватизируемых предприятий, проводились продажа объектов с сохранением условий аренды до завершения ее сроков, прямая продажа социально значимых объектов в сельской местности, в малонаселенных пунктах, реализация не пользующихся спросом неликвидных объектов без установления минимальной цены.
Разнообразие инструментария, используемого при подготовке к приватизации и ее проведении, позволили учитывать как специфику приватизируемых предприятий, отрасли, так и текущие потребности государства, менталитет населения.
Реализация масштабной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в первые годы государственного суверенитета и независимости стала основой экономических реформ, проведенных в республике. Позитивным результатом этой работы стало то, что в республике сформирован и успешно функционирует частный сектор экономики, образован новый социальный слой частных предпринимателей, многие из которых состоялись как эффективные частные собственники, производящие конкурентоспособные товары и услуги. Поступившие от приватизации средства в кризисный период переходной экономики были направлены на решение самых неотложных задач государства и способствовали преодолению как социального, так и экономического спада, характерными особенностями которого были нехватка финансовых ресурсов, высокий уровень дефицита государственного бюджета.
Республика Казахстан,
благодаря успешно
Анализ результативности программы разгосударствления и приватизации позволяет сделать определенные выводы и обобщения.
1. Успеху в реализации
программы способствовала
2. Своевременное и
качественное законодательное,
3. Привлечение к разработке
программ отечественных ученых
и практиков, также
4. Проведение жесткого
мониторинга реализации
В книге Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь» подведены итоги и даны оценки реализованным в республике программам разгосударствления и приватизации государственной собственности в период с 1991 по 2000 годы.
В частности, Н.А. Назарбаев отметил: «Приватизация стала самой противоречивой страницей в современной истории Казахстана. Ни в одной из бывших социалистических стран этот период истории не получил однозначной оценки. В отличие от Польши, Венгрии и Чехии, мы проводили приватизацию одновременно со строительством государственных институтов. Если в Восточной Европе западные инвесторы были готовы перенести своe производство и лоббировали скорейшую продажу государственной собственности, Казахстану приходилось иметь дело со своими партнерами в России, где царил «бандитский капитализм» [9, с. 174].
На начальном этапе реформирования государственной собственности республики в 1991 году вся сфера торговли, общественного питания, бытового, коммунального, автотранспортного и другого сервисного обслуживания населения, т.е. вся сфера услуг, в том числе социальные услуги, как медицинские, образовательные и культурные оказывались только государственными предприятиями и учреждениями. Численность работающих в них людей не превышала, в основном, 200 человек.
Период начала экономических
реформ в республике характеризовался
тотальным дефицитом
Ситуация усугублялась еще и тем, что из-за отсутствия финансирования многие из вышеназванных предприятий простаивали, приходили в непригодность, растаскивалось государственное имущество, не выплачивалась заработная плата, сокращались штаты работников. Спасти предприятия могла только быстрая приватизация, передача их собственникам.
В связи с этим разгосударствление и приватизация государственной собственности в республике началась в 1991 году с приватизации именно вышеназванных предприятий. Впоследствии, с принятием 5 марта 1993 года Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы приватизация этих предприятий получила название Малой приватизации (согласно принятой в Казахстане градации предприятий по численности работающих людей). Реализация программы Малой приватизации имела важное значение в реформировании экономики Казахстана, практически эта программа стала началом всего приватизационного процесса в республике.
Малая приватизация являлась наиболее объемной по количеству объектов и разноплановой по специфике их приватизации. При большом количестве подлежащих приватизации объектов, каждая группа имела свою специфику, свою модель приватизации и для нее разрабатывались соответствующие правила и нормативные документы. Кроме того, каждый этап реализации программы Малой приватизации также имел свою специфику.
Так, на первом ее этапе в период с 1991 по 1992 годы, когда преобладала коллективная форма приватизации, часть государственного имущества предприятий передавалась трудовому коллективу на безвозмездной основе, а остальная часть продавалась этому же коллективу с предоставлением рассрочек. Инфляционные и гиперинфляционные процессы, характерные для экономики того периода, превратили суммы рассрочек в бесценок. Государство имело только издержки от приватизации своей собственности. Кроме того, коллективная форма собственности не способствовала появлению реального хозяина предприятия, не изменила положения дел на предприятиях.
В связи с этим, в реализацию программы Малой приватизации были внесены существенные изменения. С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы Малая приватизация стала осуществляться в основном за денежные средства, через аукционы и конкурсы.
Государственный реестр объектов государственной собственности по малым предприятиям на начало приватизации в 1991 году содержал 13704 объекта, подлежащих приватизации.
За период с 1991 по 1992 год, на первом этапе реализации программы приватизации, по республике был продан 4771 объект.
На втором этапе реализации программы приватизации, в период с 1993 по 1995 годы, было приватизировано 6037 объектов.
На третьем этапе реализации программы приватизации, в период с 1996 по 01.08.1997 года, были приватизированы 6262 объекта.
Задача, поставленная Главой государства, о завершении Малой приватизации, в основном к 1 августа 1997 года, была выполнена. В ее рамках 17070 объектов государственной собственности, из числа малых предприятий, и более 11 тысяч единиц автотранспортных средств, были проданы в частную собственность.
Однако приватизация малых предприятий, появившихся в результате структурной перестройки экономики на последующих этапах реализации программ реформирования государственной собственности, продолжалась.
В период со второй половины 1998 года по 2000 год по программе Малой приватизации были приватизированы свыше 5 тысяч объектов.
С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы был придан новый импульс процессам приватизации, особенно Малой приватизации. Характерным для второго этапа приватизации явилось увеличение продаж, максимальная демонополизация производственной сферы и сферы услуг и потребления. Если в 1991-1992 годы на торги по республике выставлялись в среднем ежемесячно по 200 объектов малых предприятий, то, начиная с 1994 года, на торги по республике ежемесячно выставлялись до 300 объектов, 1995 году – ежемесячно по 500 и более объектов и столько же единиц автотранспортных средств, а в 1996 году – ежемесячно по 800 и более объектов и более 700 единиц автотранспортных средств.
В 1995-1997 годах программа
Малой приватизации была значительно
расширена в связи с демонополи
Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан