Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;
- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;
- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;
- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика права государственной собственности
5
1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....
5
1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан
11
2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………
32
2.1 Государственная собственность Республики Казахстан в цифрах….
32
2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан
40
2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..
48
Заключение ……………………………………………………………......
58
Список использованной литературы………………………………
Программа включила в себя 4 последовательных взаимосвязанных этапа, проведенных в относительно небольшой по историческим меркам период, начиная с 1991 по 2000 годы.
В 1991 году была начата и
реализована Программа
В 1993 году была начата и реализована Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы.
В 1996 году была начата и
реализована Программа
В 1998 году была начата и реализована Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы.
В дальнейшем, в развитие достигнутого в сфере реформирования государственного имущества, реализованы три Отраслевые программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации государственной собственности в 2001-2002 год, в 2003-2005 годы,2006-2008 годы.
Организационной основой для проведения реформирования государственной собственности стало создание уполномоченного государственного органа – Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом 20 декабря 1990 года. Затем 22 апреля 1991 года Указом Президента Казахской ССР «Вопросы Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом» были конкретизированы и определены полномочия комитета и ему переданы права по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью республики.
Комитет в то время был подчинен непосредственно Президенту Казахской ССР и подотчетен Верховному Совету республики.
Начиная с августа 1991 года, начали формироваться территориальные комитеты по управлению государственным имуществом, что обеспечило проведение единой государственной политики во всех регионах республики.
Впоследствии, на различных
этапах реализации государственной
программы разгосударствления и
приватизации, в зависимости от среднесрочных
программ и задач Правительства,
при структурных изменениях в
системе органов
18 марта 1995 года, в соответствии
с Указом Президента
21 марта 1997 года в
соответствии с Постановлением
Правительства Республики
На каждом этапе экономических
реформ вопросы разгосударствления
и приватизации государственной
собственности тщательно
28 апреля 1992 года Президентом
был подписан один из
Согласно Указу, в качестве
основной формы преобразования государственной
собственности в сфере
23 декабря 1995 года был
принят Указ Президента
В дальнейшем законодательная, нормативно-правовая и методическая база процессов управления государственным имуществом и приватизации постоянно развивалась, обновлялась и совершенствовалась. С 1993 года по 1997 год, ежегодно, проводилась систематизация всех принятых документов и был издан 6-томный сборник законодательных и нормативно-правовых актов, который стал настоящим настольным учебным и практическим пособием для всех работников, занимающихся вопросами разгосударствления и приватизации госсобственности в республике. В нем, как в зеркале, отраженны все этапы уникального и беспрецедентного опыта разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан.
Наряду с этим, были
также изданы отдельные тематические
сборники законодательных и иных
нормативно-правовых актов, такие как
«Рекомендации по приватизации имущества
государственных
Ретроспективный анализ нормативно-правовой базы, сопровождавшей процессы разгосударствления и приватизации, позволяет сделать вывод о значительной степени обеспеченности их законодательными и нормативно-правовыми актами. Это является результатом системной работы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, обеспечивших организационную и правовую основу для проведения базовых реформ в преобразовании государственной собственности.
Следует отметить, что новизна процесса разгосударствления и приватизации в республике потребовала глубокого изучения мирового опыта, особенно стран Восточной Европы, России, также Англии, Голландии, Италии и др.
Так, например, Венгерская республика в числе первых стран постсоциалистического лагеря предприняла шаги, направленные на стабилизацию экономики страны путем проведения экономических реформ. Процесс привлечения инвестиций и денационализации государственной собственности в стране начался в 1988-1990 годах.
Начало приватизации
в Венгрии сопровождалось трудностями,
обусловленными несовершенством нормативно-
Первым институтом управления процессом передачи государственной собственности в частные руки стало созданное в 1990 году Государственное агентство по приватизации, которым была разработана первая программа приватизации. В 1992 году было создано Акционерное общество по управлению государственным имуществом, которое осуществляло контроль за деятельностью предприятий, находящихся на балансе государства. В этом же году с целью оздоровления готовящихся к приватизации предприятий правительство приняло решение о предоставлении безвозмездных или льготных ассигнований (ссуд) этим предприятиям.
Параллельно этому правительство Венгрии предпринимало меры по созданию широкого слоя среднего класса отечественных предпринимателей, в котором оно видело одно из основных условий реанимации национальной экономики. Государство возместило ущерб лицам, пострадавшим в результате национализации, предоставило мелким предпринимателям льготные кредиты, лизинг, а также безвозмездные ссуды.
Однако проведенный анализ показал, что предпринятые меры не привели к желаемым результатам. Причиной послужило то, что полученное бесплатно или за условную плату имущество перепродавалось по заниженным ценам.
В 1994 году правительство Венгрии пересмотрело условия передачи государственных предприятий в собственность иностранных инвесторов. В соответствии с принятыми изменениями предприятия реализовывались только по предоставлению конкретного проекта финансирования.
В 1995 году Акционерное общество по управлению государственным имуществом и Государственное агентство по приватизации были объединены в Акционерное общество по приватизации и управлению государственным имуществом. Реализация разработанной в конце 1995 начале 1996 годов Программы передачи в иностранную собственность государственных компаний, в первую очередь предприятий энергоснабжения, телекоммуникаций и акционерного общества «Будапештский банк» принесла государству доход в 4 миллиарда долларов США, привела к стабилизации экономики, постепенному повышению курса акций выставляемых на продажу венгерских предприятий.
Свой успешный опыт приватизации Венгрия стала передавать другим странам, таким как Албания, Хорватия, Молдова и Украина.
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году.
В 1991 году началась разработка законодательства о приватизации с принятия Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ – Верховному Совету РФ.
Закон Российской Федерации о приватизации 1991 года предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.
Трудовым коллективам
предприятий предоставлялись
На протяжении 1993-2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами.
Первый этап – массовая (ваучерная) приватизация в 1992-1994 гг. Основная задача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности.
Ваучерная приватизация стала стержнем российской приватизационной программы. Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации. Проводились специализированные чековые аукционы, где предприятия покупались за приватизационные чеки. В результате ваучерной приватизации в частную собственность перешли до 70,0 % предприятий промышленности России.
Второй этап – денежная приватизация в 1994-1999 гг. Основная задача- пополнение доходной части федерального бюджета, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.
Третий этап – 1999-2003 гг.- целью государственной политики на этом этапе является кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом, совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой их которых ставились свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.
Малые предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. не более 1 млн. рублей, к которым не применялась процедура акционирования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Коллективами предприятий могли также заключаться с государством договора аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование, то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной собственности.
В Центральной и Восточной Европе также имели место очень существенные и быстрые изменения структуры собственности.
Информация о работе Право государственной собственности в Республике Казахстан