Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.
Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «Юриспруденция»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
Допущено к защите в ГАК
Зав. кафедрой гражданского
права и процесса,
к.ю.н., доцент
_________________ И. В. Тордия
«_____»_ _____________ 2011 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Выполнила
студентка 4 курса
дневного отделения
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Тюмень 2011
Список сокращений_____________
Введение______________________
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института
авторского права в России
и в зарубежных странах _______
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских
прав__________________________
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав ______________________________
2.1.1 Личные неимущественные
2.1.2 Имущественные авторские права
______________________________
2.1.3 Иные авторские права _________
2.2 Правовое регулирование
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ______________________________
Список использованных
источников ______________________________
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВС РФ — |
Верховный Суд Российской Федерации |
ВТО — |
Всемирная торговая организация |
ВОИС — |
Всемирная организация интеллектуальной собственности |
ГК РФ — |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
ГПК РФ — |
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации |
КоАП РФ — |
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации |
СЗ РФ — |
Собрание законодательства Российской Федерации |
СЗ РСФСР — |
Собрание законов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики |
СНК — |
Совет народных комиссаров |
СУ РСФСР — |
Собрание узаконений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики |
ТРИПС — |
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности |
УК РФ — |
Уголовный кодекс Российской Федерации |
ЦИК — |
Центральный исполнительный комитет |
Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства – обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.
(Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве.)
В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом1. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Она является составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, как правило, следствием недостаточного развития нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, слабому государству. В связи с этим, правовое регулирование авторских прав принадлежит к числу наиболее важных и сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость, требующее определенных правовых корректировок.
Институт авторского права в России появился в начале XIX века (1828г.)2, где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности. Таким образом, с того дня прошло примерно сто восемьдесят лет, но это сравнительно небольшой отрезок времени, за который можно было бы увидеть качественные изменения в развитии отрасли права, отвечающие требованиям и пожеланиям современного общества.
За последние годы в научном обществе проявился несомненный и значительный интерес к авторскому праву по ряду объективных и субъективных причин, связанных с быстрыми темпами развития современного общества, его потребностей, а также с изменениями в законодательстве, регулирующими авторские права и их защиту. Так же можно отметить, что в условиях развития информационных технологий многие произведения стали доступными для массового, порой незаконного, использования. Можно предположить, что авторы, исследующие институт авторского права, по мнению С.А. Сударикова, достаточно некорректно подходят к толкованию как законодательства, так и книг, статей об авторском праве, тем не менее, также, по мнению автора, в России с момента появления законодательства об интеллектуальной собственности все же имеются высококлассные специалисты в сфере авторского права3. Поэтому, необходимо отметить, что в настоящее время в России отсутствует «информационный голод» в отношении авторского права. Проблема заключается в правильном понимании содержания информационных источников.
К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др.
В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, О.С. Иоффе, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, С.А. Чернышевой и другими. Анализ правового регулирования авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы реализации и защиты авторских прав.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.
Методологической основой проделанного нами исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы. Были использовали следующие общенаучные и частнонаучные методы: исторический, логический, системный, сравнительно - правовой. Опираясь на приемы формальной логики, проанализированы тексты правовых норм. Были изучены и сравнены точки зрения различных ученых - цивилистов, работающих над вопросом охраны прав авторов в РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА
Рассматривая историю
становления института
Имперский период связан с тем, что первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году, а в Российской империи первое законодательство в области авторского права было принято 22 апреля 1828 г. и относилось оно к сочинителям и издателям книг. 8 января 1830 г. появилось «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей», 9 января 1845 г. - «Правила о музыкальной собственности», а 1 января 1846 г. - «Положение о собственности художественной»4. С 1887 г. все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской Империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств»5.
Рассматривая и сравнивая отечественную и зарубежную историю развития авторского права можно заметить, что английское законодательство, регулирующее авторские права, возникло намного раньше российского. Связано это было с тем, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права. В России господствовала цензура.
Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» был принят 20 марта 1911 г.6. Этот прогрессивный для своего времени закон лишь в некоторых отношениях не следовал международным нормам. В частности, допускался свободный перевод зарубежных произведений, не устанавливалась охрана кинематографических произведений и т. д. Эти и другие особенности Закона Российской империи «Об авторском праве» не соответствовали положениям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 18867, к которой большинство интеллектуальной элиты России не считало необходимым присоединяться, поскольку выгоды членства в Бернском союзе были не ясны, а потери для переводчиков и просветителей - несомненны.
Про советский период можно сказать то, что 29 декабря 1917 г. в свет вышел Декрет «О государственном издательстве»8. Декрет, учитывая «книжный голод в стране», предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить, в первую очередь, дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако, и в отношении других писателей, декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией, сроком не более чем на пять лет, сочинения, которые подлежат изданию9.
Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений