Правовое регулирование авторских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.

Содержание

Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 542.00 Кб (Скачать документ)

Продолжил эту линию  декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР  от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений»10. Декрет предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным, в Декрете, ставкам.11 Декрет от 26 ноября 1918 г. отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств12.

Первый закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925 г. в форме постановления Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об основах авторского права»13.

В постановлении от 30 января 1925 г. «Об авторском праве»14 срок действия авторского права установлен в 25 лет с момента опубликования произведения. В 1928 г. срок действия авторского права был распространен на жизнь автора и 15 лет после его смерти. Не считался нарушением авторского права перевод зарубежного произведения, его использование для создания нового произведения и т. д.

В современный период новым этапом в развитии российского законодательства об авторском праве стали, ныне не действующие, законы от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»15 (далее - Закон об охране программ для ЭВМ) и от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»16 (далее - Закон об авторских правах).

Предметом регулирования  Закона об охране программ для ЭВМ стали два объекта авторских прав - компьютерные программы и базы данных. Закон соответствовал международным нормам того времени, в частности Директиве Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»3.

Проект Закона об авторских правах был разработан российскими специалистами на основе «Типового закона ВОИС об авторском праве и смежных правах», таким образом, через 82 года Россия получила законодательство, которое превосходило по уровню и объему охраны Закон Российской империи «Об авторском праве» 1911 г.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных  правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г. части 4 ГК РФ от 18 декабря 2006 № 230-ФЗ17 с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.

Детально изучив историю  развития института авторского права  в России, перейдем к рассмотрению данного института в зарубежных странах. На наш взгляд, необходимо рассмотреть венецианское, английское и французское авторское право для более полной картины становления института авторского права.

В частности, что касается венецианского авторского права, то Венецианская республика первой приняла в 1476 г. Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги18.  Считается, что имущественное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда автору книги «Феникс» была выдана привилегия, содержание которой свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю19.

В случае нарушения запрета  на перепечатку книг к нарушителю применялись меры наказания: конфискация  всех экземпляров книги и штраф за каждый экземпляр книги.

Привилегии Венецианской республики предоставляли издателю право на один из видов использования произведения - право на воспроизведение. Сам же автор никакими иными правами не наделялся. Другими словами, с самого начала система имущественного авторского права обеспечивала интересы правообладателей, а не авторов20.

Рассматривая английское авторское  право можно заметить, что перепечатка книг затронула все страны, в которых возникла полиграфическая промышленность. Наибольшее развитие полиграфическая промышленность получила в Англии.

В английском Законе «Об авторском праве» вместо выдаваемых издателям привилегий устанавливалась правовая охрана изданных книг от их перепечатки. Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования и регистрации. Этот срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора уже в его пользу. Другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования и регистрации. Эти права автор мог затем уступить любому иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием21.

Охрана от перепечатки книг предоставлялась  при условии внесения произведения в реестр гильдии книгоиздателей. Самовольная перепечатка охраняемой книги влекла за собой конфискацию контрафактной продукции и значительный штраф.

Влияние на становление института  авторского права на американском континенте оказал Закон США «Об авторском праве»22, вступивший в силу в 1790 г.

Значительные дополнения в законодательство об авторском  праве США были внесены и вступили в силу 28 октября 1998 г. С этого времени в США стал действовать Закон «Об авторском праве цифрового тысячелетия» (Digital Millennium Copyright Act - DMCA)23, который содержит положения для соответствия новым Договорам ВОИС.

Французская модель авторского права сложилась во времена Великой  французской революции. В 1791 г. был  принят «Декрет о праве на  постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений», а в 1793 г. - «Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков»24. Запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.

Французское авторское  право ввело принцип автоматической охраны, который означал, что возникновение правовой охраны не зависит от выполнения каких-либо формальностей. Французская модель авторского права признала личные неимущественные права, которым придан вечный и неотчуждаемый характер. Все авторское право признано естественным правом человека25.

Рассмотрев путь становление  авторского права в России и в зарубежных странах, можно сделать следующий вывод: историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних  столетий  можно   представить   как  поиск   некоего разумного  компромисса,  своего рода договоренности,  между автором и  обществом, с целью попытаться сбалансировать как потребности общества в использовании чужих идей  и  знаний,   так и  потребности  автора   в   справедливом вознаграждении и гаранте защиты своего творческого труда.

 

1.2. Источники  правового регулирования института авторского права

 

Авторское право - один из самых развивающихся гражданско-правовых институтов, представляющий собой сложную иерархию разноуровневых нормативных актов. Оно во многом предопределено влиянием норм международного права и в этом заключается его специфика.

В значительной мере авторское  право РФ, как и любой развитой стране, предопределяется положениями международных договоров.

Международные договоры и конвенции, как установлено в ч. 4 ст.15 Конституции РФ26 являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди таких международных  актов можно выделить:

1. Всемирную конвенцию об авторском праве от 6 сентября 1952 г.27 (далее Всемирная конвенция) (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.). В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. 28

Срок действия авторского права, согласно Всемирной конвенции, составляет период жизни автора и 15 лет после его смерти.

В настоящее время  около 100 стран являются членами  Всемирной конвенции в редакции 1952 г. и более 60 стран - в редакции 1971 г29.

Считается, что Всемирная  конвенция уступает  по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.30 (далее Бернская конвенция). Страны, участвующие в Бернской конвенции, образуют Бернский союз. Административные функции в отношении Бернской конвенции выполняет ВОИС.

Конвенция устанавливает минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и предоставляемые права, а также на срок охраны.

В настоящее время  членами Бернской конвенции являются 165 государств. РФ является членом Бернского союза с 13 марта 1995 г.

3. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.31. Многие положения Соглашения ТРИПС не были новыми, поскольку существовали в региональном и национальном законодательстве.

В договоре ВОИС по авторскому праву сформулированы следующие нормы авторского права: соблюдение положений Бернской конвенции; охрана формы выражения идей, процессов, методов функционирования или математических концепций; охрана компьютерных программ как литературных произведений; охрана компиляций данных или другой информации; прокат компьютерных программ, кинематографических произведений и произведений, воплощенных в фонограммах; право доступа к произведениям в цифровой среде и др.32.

4. Соглашение ТРИПС (подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 января 1995 г.)33 и др. Создание ВТО инициировано США и рядом экономически развитых стран для достижения мирными средствами целей, которых ранее достигались военным путем. С этой целью используется принцип глобализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализации - захват и контроль  товарных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Соглашение ТРИПС состоит из 73 статей. Статьи 1 - 8 образуют общий раздел, ст. 9 - 13 посвящены авторскому праву, ст. 14 -  смежным правам, ст. 15 - 39 - промышленной собственности, ст. 40 - 73 - обеспечению прав интеллектуальной собственности34.

В настоящее время  членами Всемирной торговой организации являются более 150 государств мира.

5. Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции РФ, ч. 1 ст. 44 которой гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом35.

6. Среди федеральных законов следует особо выделить ГК РФ36. На территории России действуют четыре части ГК РФ, в каждой из которых есть нормы, затрагивающие вопросы авторского права и смежных прав.

7. Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ37), административном (ст.7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ38) и процессуальном законодательстве.

8.  Среди федеральных законов как источников авторского права и смежных прав следует выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»39, Закон РФ от 17 ноября 1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»40 и др.

До введения в действие части 4 ГК РФ действовал Закон об авторских правах, который непосредственно регулировал авторские права, но в связи с введением 4 части ГК РФ, который вступил в законную силу с 1 января 2008 г., необходимость в Законе об авторских правах потеряла смысл и он утратил силу. Теперь регулирование авторских прав осуществляется ГК РФ41.

Некоторые изменения  произошли, но говорить о кардинальных переменах в регулировании авторского права не стоит, считаем, связано это с тем, что в 4 часть ГК РФ включены все основополагающие нормы, которые были закреплены в Законе  об авторском праве42. Главную роль необходимо уделить именно тем положения, которые не были зафиксированы в Законе об авторских правах и нашли отражение в 4 части ГК РФ. К ним можно отнести, например, распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав (ст. ст. 1234 и 1285 ГК РФ43). Раннее в законодательстве требовалось указывать в авторском договоре конкретные виды прав, способы использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи прав и т.д.

Как положительный момент, необходимо отметить норму о том, что, если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ). Таким образом, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится возможность взыскания компенсации за нарушения его прав. Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ44, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам ГК допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы.

Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений