Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
ность в области прав человека.
Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации
принципов, являющейся составной частью хельсинкско-
го Заключительного акта.
Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие
структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав го-
Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоян-
ных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и
10 непостоянных - избираемых ГА сроком на 2 года. На
него возложена главная
мира и безопасности. Совет действует от имени госу-
дарств - членов ООН и является главным исполнитель-
ным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном
разрешении споров. Решения по процедурным вопросам
в Совете принимают большинством в 9 голосов. По ос-
тальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов,
но это число должно включать голоса постоянных членов.
Компетенция.
Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
Подготовка планов регулирования вооружений.
Определение наличия угрозы миру, нарушения мира
или актов агрессии.
Выносит рекомендацию или принимает меры по при-
нуждению правонарушителя.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) -
несет ответственность за выполнение функций, изло-
женных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, из-
бираемых ежегодно ГА сроком на три года.
Компетенция.
Предпринимает исследования и составляет доклады
по межд. вопросам в области экономики, социальной
сфере, культуре, образовании, здравоохранении и ана-
логичных областях. \
Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
Заключает соглашения со специализированными уч-
реждениями и координирует их деятельность, получает
от них доклады.
Осуществляет связь с неправительственными межд.
организациями.
• Развивать дружественные отношения между нация-
ми на основе уважения принципа равноправия и са-
моопределения народов.
• Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении
межд. проблем экономического, социального, куль-
турного и гуманитарного характера.
• Быть центром для согласования действий наций в
достижении этих общих целей.
Принципы ООН:
- суверенное равенство всех ее членов;
- добросовестное выполнение обязательств по Уставу;
- разрешение межд. споров мирными средствами;
- отказ от угрозы силой или ее применения против
территориальной целостности или политической не-
зависимости любого государства;
- обеспечение того, чтобы государства, не являющие-
ся членами ООН, действовали в соответствии с
принципами ООН, когда это необходимо для поддер-
жания межд. мира \л безопасности;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- уважение основных прав и свобод человека;
- равноправие и самоопределение народов;
- сотрудничество и разоружение.
Главными органами ООН являются Генеральная Ас-
самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци-
альный совет, Секретариат и Международный суд.
Структура и содержание Устава ООН: цели и принци-
пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше-
ние споров; действия в отношении угрозы миру; само-
управляющиеся территории; региональные соглашения;
межд. система опеки.
сударств и правительств должны проводиться регулярно
раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и
даются ориентиры на высшем политическом уровне.
Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав го-
сударств и правительств.
Управляет организацией и принимает решения Совет
министров иностранных дел государств-
Совет ОБСЕ является центральным директивным и ру-
ководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров
иностранных дел, должен собираться не реже одного
раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отно-
шение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений.
Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ дол-
жен быть представитель принимающий страны.
Руководящий совет обсуждает и формирует полити-
ку, решает общие вопросы бюджета.
Постоянный совет - постоянный действующий орган
политических консультаций и принятия решений.
Председатель Постоянного совета - главное исполняю-
щее лицо. При нем находится ≪тройка≫ представителей.
Генеральный секретарь ОБСЕ - главное админист-
ративное лицо.
При ОБСЕ существует должность верховного комис-
сара по национальным меньшинствам, Бюро демо-
кратических учреждений и прав человека.
ОБСЕ имеет все признаки межд. организации, за ис-
ключением одного: оно образовано не договором госу-
дарств, а политическим соглашением. Это чисто полити-
ческое образование, не обладающее межд. правосубъ-
ектностью. В настоящий момент ОБСЕ как межд. органи-
зация находится в процессе становления.
межд. конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и
ее решения.
ОАГ. В нее входят более 30 государств Латинской
Америки, Карибского бассейна и США.
Учредительными документами
1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу
13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мир-
ном разрешении споров 1948 г.
В соответствии с Уставом целями ОАГ являются под-
держание мира и безопасности в Западном полушарии,
урегулирование споров между государствами-членами,
организация совместных действий против агрессии,
развитие сотрудничества в политической, экономиче-
ской, социальной, научно-технической и культурной об-
ластях.
Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамб-
лея, в которой представлены все государства-члены.
Консультативное совещание министров иностранных
дел уполномочено рассматривать проблемы срочного
характера, в том числе связанные с вооруженным напа-
дением на государства - члены ОАГ. При нем учрежден
Консультативный комитет обороны.
Под руководством Генеральной ассамблеи работают
три совета: Постоянный совет, Межамериканский эконо-
мический и -социальный совет, Межамериканский совет
по образованию, науке и культуре, представляющие со-
бой исполнительные органы, наделенные весьма широ-
кими полномочиями.
Административным органом ОАГ является Генераль-
ный секретариат во главе с генеральным секретарем.
18
Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
33. Право международной
системы, цели
Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и
безопасности в конечном счете можно свести к решению
двуединой задачи:
• обеспечение эффективного функционирования того
механизма поддержания мира, которым мировое со-
общество уже располагает, максимальное использо-
вание заложенного в действующих нормах потенциа-
ла, укрепление существующего межд. правопорядка;
• выработка новых межд.-правовых обязательств, но-
вых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом право-
применения, второй - с процессом межд. нормотворчества.
Право международной безопасности (МБ) - сово-
купность правовых способов, соответствующих ос-
новным принципам МП, направленных на обеспече-
ние мира и применяемых государствами коллектив-
ных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожаю-
щих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права МБ состав-
ляют прежде всего такие основные принципы, как
принцип неприменения силы, принцип мирного разреше-
ния споров, принцип разоружения.
Нормативный характер носят и специальные прин-
ципы права МБ. Среди них особо следует выделить
принципы равенства и одинаковой безопасности, нена-
несения ущерба безопасности государств и т. д. Рав-
ная безопасность понимается в юридическом смысле: у
всех государств существует равное право на обеспече-
35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и
вооружений
Разоружение - комплекс мер, направленных на
прекращение наращивания материальных средств
ведения войны, их ограничение, сокращение и лик-
видацию. Общая межд.-правовая основа разоружения
содержится в п. 1 ст. 11 Устава ООН. Он относит ≪прин-
ципы, определяющие разоружение и регулирование
вооружений≫ к числу ≪общих принципов сотрудничест-
ва в деле поддержания мира и безопасности≫. Рас-
смотрение этих принципов входит в компетенцию Гене-
ральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопро-
сам рекомендации Совету Безопасности и членам
ООН. Совет Безопасности несет ответственность за
формулирование ≪планов создания системы регулиро-
вания разоружений≫; в решении этой задачи ему со-
действует Военно-штабной комитет, который дает со-
веты и оказывает помощь по вопросам, относящимся к
≪регулированию вооружений и возможному разоруже-
нию≫.
Отечественная доктрина так трактует нормативное со-
держание принципа разоружения: строго и неуклонно со-
блюдать действующие договоры о разоружении, участ-
вовать в мероприятиях, предусмотренных договорами,
направленными на ограничение гонки вооружений и ра-
зоружение; добиваться создания новых норм, заключе-
ния договоров, направленных на разоружение, вплоть
до договора о всеобъемлющем и полном разоружении
под строгим межд. контролем.
Основными источниками норм в области разоруже-
ния являются международные договоры: универсаль-
34. Коллективная безопасность (универсальная и
региональная)
Коллективная безопасность означает систему со-
вместных мероприятий государств всего мира или опре-
деленного географического района, предпринимаемых
для предотвращения и устранения угрозы миру и подав-
ления актов агрессии. В основе коллективной безопасно-
сти лежит Устав ООН.
Система коллективной безопасности имеет два ос-
новных признака в качестве общей характеристики.
Первый признак - принятие государствами - участни-
ками системы по крайней мере трех обязательств, обра-
щенных как бы ≪внутрь≫ системы:
• не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
• разрешать все споры мирным путем;
• активно сотрудничать в целях устранения любой
опасности миру.
Второй признак - наличие организационного единства
государств - участников системы. Это или организация,