Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
2) Межд. финансовая корпорация (МФК) - имеет це-
лью содействие экономическому прогрессу путем поощ-
рения частных производственных предприятий;
3) Межд. ассоциация развития (MAP) - была учреждена
как дочерняя организация МБРР. Имеет те же цели, что и
МБРР. Организационная структура такая же, как и в МБРР;
4) Многостороннее агентство по инвестиционным га-
рантиям (МАИГ) - образовано в 1988 г. по инициативе Все-
мирного банка. Общая цель - поощрение капитальных вло-
жений на производственные цели. Агентство предоставляет
гарантии, включая страхование и перестрахование рисков.
Продовольственная и сельскохозяйственная орга-
низация ООН.
Организация ООН по вопросам промышленного
развития.
22
41. Государственная территория: понятие и виды
Государственная территория - территория, которая
находится под суверенитетом государства, т. е. принад-
лежит определенному государству, осуществляющему в
ее пределах свое территориальное верховенство. В со-
став государственной территории входят суша и воды с
находящимися под ними недрами и лежащее над сушей
и водами воздушное пространство, пределы которых оп-
ределяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся
суша в пределах его границ. Водную территорию госу-
дарства составляют внутренние (национальные) воды и
территориальное море. Различие этих двух водных про-
странств обусловлено режимами плавания иностранных
гражданских судов и военных кораблей и связанными с
этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвен-
ции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
1) морские воды, в том
числе воды государств-
гов, расположенные в сторону берега от прямых исходных ли-
ний, принятых для отсчета ширины территориального моря;
2) воды портов;
3) воды заливов, берега которых принадлежат одному
государству, если их ширина не превышает 24 морских
миль, а также исторические заливы.
Внутренними водами являются также воды рек, озер и
иных водоемов в пределах границ одного государства.
Территориальным морем является полоса прибрежных
морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г.
не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находя-
щиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра
43. Международные реки. Конвенция о режиме
судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Международные реки (МР) - реки, которые протека-
ют на территории двух и более государств. МР могут
подразделяться на открытые для межд. судоходства, ко-
торые, как правило, пересекают территории нескольких
государств, и пограничные реки, которые, как правило,
разделяют территории нескольких государств. Однако
эта классификация условна, так как одна и та же река
может на одном участке пересекать территории несколь-
ких государств, а на другом - разделять.
Предметом межд.-лравового регулирования вопроса о
МР являются вопросы судоходства по МР - данный во-
прос относится к компетенции прибрежных государств.
Регулируется соглашениями этих государств. Прибреж-
ные государства вправе (не обязаны) предоставить ино-
странным судам возможность судоходства. Иностран-
ные суда, таким образом, не праве осуществлять судо-
ходство по МР, если данный вопрос не оговорен в соот-
ветствующих межд. договорах. Сами прибрежные госу-
дарства вправе осуществлять судоходство на всем про-
тяжении реки.
Вопросы судоходства по МР оговорены в:
Барселонской конвенции и Статуте о режиме навига-
ционных водных путей межд. значения 1921 г.;
Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.
Вопросы несудоходного использования МР - в ос-
нове данного предмета регулирований лежит право при-
брежных государств на использование водных ресурсов
(строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор
воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам
42. Государственные границы: определение, виды,
порядок установления, изменения и охраны
Государственной границей считаются линия и прохо-
дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю-
щие государственную территорию от территории, на кото-
рую суверенитет государства не распространяется. Раз-
личают сухопутные, водные и воздушные границы госу-
дарственной территории. Сухопутные границы устанавли-
ваются на основе договоров между сопредельными госу-
дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест-
ности. Существует три типа сухопутных границ:
1) орографические - проводятся с учетом рельефа мест-
ности;
2) геометрические - устанавливаются по прямой ли-
нии, проведенной между двумя точками;
3) астрономические - устанавливаются по меридиа-
нам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, грани-
цы других водоемов, морские.
Речные границы
брежных государств и проводятся по линии тальвега
(линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На
озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы-
ходы сухопутной границы государств к берегам ?одоема.
Морские границы государства - внешние пределы его
территориального моря или линии разграничения терри-
тории морей смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы - боковые (вертикальная плос-
кость, проходящая над линией государственной границы
по суше или морю) и высотные (горизонтальная плос-
кость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над
уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ
государства. г Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
44. Юридический статус и правовой режим Аркти-
ки. ≪Секторная теория≫
Арктический регион исторически разделен на ≪секто-
ра владения≫ приарктических государств, хотя и суще-
ствует предложение интернационализации Арктики,
пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декла-
рировала, что все земли и острова к северу от конти-
нентальной канадской части находятся под ее сувере-
нитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР
было принято аналогичное решение, однако архипелаг
Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как со-
гласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит
Норвегии.
К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия
и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и не-
разведанные), которые входят в полярный сектор госу-
дарства, находятся под его суверенитетом. Однако вод-
ная поверхность океанских и морских 80 пространств в
пределах Арктики является открытым морем. При этом
государство, имеющее полярный сектор в Арктике, мо-
жет рассматривать его как зону своей безопасности. Та-
ким образом, режим морских вод Арктики установлен в
соответствии с нормами межд. морского права, согласно
которому у побережья земель и островов устанавлива-
ются территориальные воды, прилежащие и экономиче-
ские зоны, континентальный шельф, а далее - открытое
море.
Что касается Российского сектора, то здесь есть не-
которые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г.
Границы, как правило, устанавливаются договорами
(договорные границы). Существуют и ≪исторически сло-
жившиеся границы≫, признанные сопредельными госу-
дарствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения госу-
дарственной границы:
1) осуществление нациями и народами своего права на
самоопределение, при котором происходит разделение или
восстановление наций и народов и в результате устанавли-
ваются новые границы или восстанавливаются старые;
2) обмен небольшими участками государственных тер-
риторий сопредельных государств в целях наиболее
благоприятного расположения границы;
3) обмен небольшими участками в случае демаркации
границы.
Государственная граница устанавливается путем:
демаркации - уточнения сопредельными государства-
ми линии границы, которая была или могла быть измене-
на в результате природных или исторических факторов.
Редемаркация - проверка ранее демаркированной грани-
цы с ремонтом ранее
установленных пограничных
делимитации - установления границы между государ-
. ствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и неруши-
мости границ, их охраны внутренним законодательством
и межд. договорами сопредельных государств устанав-
ливается специальный пограничный режим, который
предусматривает:
порядок охраны и пересечения государственной гра-
ницы на суше, на море и в воздухе;
ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ-
водственной, транспортной и иной деятельности в рай-
оне государственной границы.
без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную терри-
торию государства составляет воздушное пространство,
находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно МП юрисдикция государства распространя-
ется на лица, сооружения, установки и транспортные
средства, находящиеся в морских водах за пределами
его территориального моря и, следовательно, вне пре-
делов его территории. Государство осуществляет ис-
ключительную юрисдикцию над своими военными кораб-
лями в открытом море, над своими воздушными судами,
находящимися вне пределов территории иностранного
государства, а в некоторых случаях и на иностранной
территории, над запущенными им в космическое про-
странство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не
только пространство, в котором осуществляется верхов-
ная власть данного государства, но также и природную
среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным
пространством и недрами. Эта среда включает в себя и
природные ресурсы, которые используются в промыш-
ленности и сельском хозяйстве, в обычной повседнев-
ной человеческой деятельности. Все это составляет ма-
териальное содержание государственной территории и с
точки зрения МП принадлежит тому государству, в пре-
делах границ которого находится. Согласно современно-
му МП никто не вправе насильственно лишать государ-
ство принадлежащей ему территории и соответственно
природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принци-
пы неприкосновенности и целостности государственной