Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
(вступила в силу в 1967 г.);
различных двусторонних консульских конвенциях меж-
ду государствами.
Консульские отношения представляют собой межд.
административно-правовые отношения, предназначен-
ные для защиты прав и интересов физических и юриди-
ческих лиц одного государства на территории другого.
Консульские отношения могут существовать и при отсутст-
вии между государствами дипломатических отношений (на-
пример, в случае признания государства де-факто). Тем не
менее установление дипломатических отношений влечет за
собой и признание разрешения консульских отношений.
реализацию его прав. В исключительном случае, если
государство не в состоянии обеспечить средствами
внутреннего права реализацию основных прав и свобод
граждан, МП предусматривает непосредственное приме-
нение своих норм при помощи межд. органов.
Существует два уровня межд. защиты прав человека:
- универсальный;
- региональный.
На универсальном уровне контроль осуществляет
ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и соци-
альный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека,
Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по
правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).
Примером регионального уровня защиты может слу-
жить работа Совета Европы. Первой инстанцией при
рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европей-
ская комиссия по правам чеповека. Право на обращение
в данную комиссию имеют государства, а также отдель-
ные индивиды.
После рассмотрения дела в комиссии любое заинтере-
сованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по
правам человека. Обеспечение исполнения решений
указанных органов возложено на Комитет министров Со-
вета Европы.
Существует три основные меры контроля за соблюде-
нием прав человека:
- рассмотрение в ООН
дарств;
- рассмотрение споров о
конкретных соглашений;
- рассмотрение индивидуальных петиций.
14
25. Внутренние и зарубежные
сношений государств
Органы внешних сношений государства подразделя-
ются на внутригосударственные и зарубежные.
Первые постоянно находятся на территории данного
государства и, в свою очередь, разделяются на консти-
туционные и специализированные. Первые образу-
ются каждым государством автономно. Их существова-
ние прямо предусмотрено конституцией государства.
Создание специализированных органов оформляется
также актами внутреннего права, однако само их появле-
ние зависит в определенной степени от существования
соответствующих межд. договоров, на основании кото-
рых данное государство, будучи их участником, осущест-
вляет внешние сношения в какой-либо специальной об-
ласти.
К конституционным относятся высший законода-
тельный орган, глава государства, правительство
и его глава.
Традиционными полномочиями парламентов в облас-
ти внешних сношений считаются: решение вопросов
войны, мира, территориальных изменений, ратификация
межд. договоров; определение расходов на внешнепо-
литические мероприятия.
Глава государства осуществляет высшее предста-
вительство государства в межд. отношениях. Разде-
ленная между главой государства и парламентом ком-
петенция включает такие вопросы, как объявление
войны, ратификация межд. договоров и др. Согласно
МП глава государства (равно как и глава правительст-
ва, и министр иностранных дел) представляет свою
27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав.
Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Консульское учреждение - постоянный государст-
венный орган внешних сношений, находящийся на тер-
ритории иностранного государства в силу соответствую-
щего межд. соглашения и выполняющий консульские
функции по защите интересов своего государства, его
граждан и организаций.
В настоящее время консульская практика знает два
вида консульских учреждений: консульские отделы
дипломатических представительств и самостоя-
тельные (отдельные) консульские учреждения.
Общепринятыми в мировой практике являются сле-
дующие классы консульских учреждений:
• генеральные консульства;
• консульства;
• вице-консульства;
• консульские агентства.
Соответственно именуются и главы консульских учре-
ждений. Консульские ранги:
1) генеральный консул (руководит генеральным кон-
сульством);
2) консул (руководит консульством);
3) вице-консул (руководит вице-консульством);
4) консульский агент
(руководит консульским
В соответствии с общим характером деятельности кон-
сульства формируется его структура. В составе консуль-
ских учреждений всегда есть отделы или, во всяком слу-
чае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным
для консульств делом, как паспортно-визовые операции,
вопросы экономических и культурных связей и т. д.
Под консульским должностным лицом понимается
≪лицо, включая главу консульского учреждения, которо-
26. Дипломатические
матические привилегии и иммунитеты. Дипло-
матический корпус
Дипломатическое представительство (ДП) - это ор-
ган одного государства, находящийся на территории
другого государства для осуществления официальных
отношений между ними.
Процедура назначения и принятия дипломатического
представителя называется аккредитацией. По прибытии
в страну пребывания представитель должен получить аг-
реман - согласие страны пребывания на назначение
именно данного лица в соответствующем качестве. Стра-
на пребывания вправе отказаться без мотивировки от вы-
дачи агремана. После получения агремана дипломатиче-
ский представитель получает от главы своего государства
верительную грамоту - документ, удостоверяющей его
полномочия, которые затем вручаются главе государства
назначения. Один экземпляр верительной грамоты вруча-
ется главе МИДа, другой - главе государства.
Миссия ДП прекращается по инициативе его государ-
ства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по ини-
циативе страны пребывания (признание представителя
persona поп grata).
ВидыДП.
1. Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Пол-
номочный Посол.
2. Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный
в делах.
Функции ДП.
1. Представительская: представляе
в стране пребывания.
2. Защитная - защита своих граждан и лиц без граж-
данства, постоянно проживающих на территории пред-
Тема 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
28. Понятие, классификация, правовая природа и
структура международных организаций
Международная организация (МО) - организация, уч-
режденная договором государств-членов, придавших ей ста-
тус международной организации. Термин ≪международные
организации≫ употребляется
дарственным (межправительственным) и к неправительст-
венным организациям. Их юридическая природа различна.
Межд. межправительственная организация (ММПО) -
объединение государств, учрежденное на основе договора
для достижения общих целей, имеющее постоянные органы
и действующее в общих интересов государств-членов при
уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:
а) по предмету деятельности - политические, экономи-
ческие, кредитно-финансовые, по вопросам торговли,
здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или за-
крытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной
компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности - правомерные
или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые.
Признаки ММПО.
1. Членство не менее трех государств.
2. Постоянные органы и штаб-квартира.
3. Наличие учредительного договора.
4. Уважение суверенитета членов-государств.
5. Невмешательство во внутренние дела.
6. Установленный порядок принятия решений.
ставляемого государства, находящихся на территории
государства пребывания представительства.
3. Информационная.
4. Консульская - ДП вправе осуществлять консульские
функции.
Дип. корпус - совокупность дипломатических пред-
ставителей на территории государства пребывания. Во
главе дипл. корпуса стоит декан, которым, как правило,
является дипл. Представитель, старейший по времени
нахождения в стране по отношению к другим аккредито-
ванным представителям ранга.
Дип. иммунитеты и привилегии.
1. Неприкосновенность помещения дипломатического
представительства.
2. Неприкосновенность
матического представительства.
3. Неприкосновенность архивов
представительства.
4. Фискальный иммунитет (представительства и его
члены освобождаются от всех видов налогов и обяза-
тельных платежей в связи со своей деятельностью).
5. Право использовать свой государственный флаг и
герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную,
телеграфную и иную связь, включая возможность ис-
пользования кодов.
6. Личный иммунитет - дипломатические представите-
ли, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а
также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту
или задержанию, неприкосновенно их постоянное и времен-
ное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от
уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
7. Дипломат не обязан
давать свидетельские
8. Таможенный иммунитет дипломата.
страну по вопросам внешних сношений ex officio (no
должности).
Глава правительства и правительство в целом на-
мечают основные направления внешней политики и вно-
сят соответствующие предложения на рассмотрение и
утверждение парламента и главы государства, организу-
ют выполнение и контроль за принятыми внешнеполити-
ческими решениями. '
Специальные внутригосударственные органы
внешних сношений представляют государство только в