Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

территории, неприкосновенности и нерушимости госу-

дарственных границ.

Норвегии закрепляла права Советской России на Бе-

лое море, а Декретом СНК  РСФСР от 24 мая 1921 г. -

на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и

Восточно-Сибирское - это  исторические моря заливно-

го типа и внутренние национальные морские пути Рос-

сии. Это основано на ряде причин. Во-первых, боль-

шую часть года они  покрыты льдом, который можно

рассматривать как продолжение  сибирской суши на се-

вер. Во-вторых, русское  государство в течение трех ве-

ков владело Карским  морем (см. царские указы 1617-

1620 гг.) и другие государства не возражали против это-

го. В-третьих, они являются морями заливного типа, ог-

раниченными со стороны  океана обширными архипе-

лагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях

защиты окружающей Арктику  среды Конвенция ООН по

морскому праву 1982 г. закрепила  право государств при-

нимать меры по предотвращению загрязнения морских

вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной

среды развивается широкое  межд. сотрудничество: дей-

ствуют многостороннее Соглашение о сохранении бе-

лых медведей (1973 г.), советско-канадский  Протокол о

научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.),

советско-американское Соглашение о сотрудничестве в

борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях

в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктиче-

ские страны, а также  Финляндия, Швеция и Исландия

подписали Декларацию об охране окружающей среды

Арктики и Стратегию  экологической защиты региона

(1991 г.).

1966 г. использование  вод МР одним государством  не

должно наносить вред водам той же реки, протекающим

по территории другого  государства. Вопросы несудоход-

ного использования  рек урегулированы в Женевской

конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих

значение для нескольких государств, 1923 г. В частно-

сти, все работы по использованию гидроэнергии, кото-

рые могут привести к  физическому изменению местно-

сти на территории другого  государства или могут причи-

нить ему существенный ущерб, должны проводиться на

основании соглашения заинтересованных государств.

По этому пути и идет межд. практика.

Дунай - вторая по длине (после  Волги) река в Европе.

Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии,

Венфии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Ук-

раины. Согласно Конвенции  о режиме судоходства на Ду-

нае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена

свободной и открытой для граждан, торговых судов и  то-

варов всех государств на основе равенства в отношении

портовых и навигационных  сборов и условий торгового

судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех

непридунайских стран запрещается. Плавание военных,

полицейских и таможенных судов придунайских стран

может происходить лишь в пределах границ своей стра-

ны, а на остальных  участках - лишь с согласия соответ-

ствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия,

организованная из представителей придунайских стран,

осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции,

координирует деятельность прибрежных стран и содей-

ствует их сотрудничеству в данной сфере, проводит кон-

сультации, выносит рекомендации и т. п.

24

45. Международно-правовой  статус Антарктики и

режим использования  ее пространств и ре-

сурсов. ≪Система Договора об Антарктике≫

Антарктика - южная полярная область, охватываю-

щая материк Антарктиду и прилегающие к нему участ-

ки Атлантического, Индийского и Тихого океанов,

включая расположенные  там острова, при условии,

что они расположены  южнее 60-й параллели южной

широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интерна-

циональному. Существует так называемая ≪система До-

говора об Антарктике≫, в котором стороны отказались от

≪любой основы для  претензий на территориальный су-

веренитет≫. Здесь общую  правовую основу составляет

МП, а на территориях  судов или полярных баз действует

право их флага.

Таким образом, межд.-правовой режим Антарктики ре-

гулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря

1959 г., сфера действия  которого распространяется на

район южнее 60-й параллели  южной широты, включая

все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Ан-

тарктика является межд. территорией и открыта для  на-

учного исследования всех стран, а также полностью де-

милитаризована и нейтрализована, так как в пределах

действия договора нельзя развязывать и вести военные

операции. Здесь запрещено  создавать военные базы,

проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и

ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъя-

дерной зоной. Договор  распространяет свое действие на

материк, шельфовые ледники, континентальный шельф,

участки открытого моря.

47. Внутренние морские  воды. Территориальное

море. Открытое море

Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в

сторону берега от исходной линии для отсчета ширины

территориальных вод; б) акватории морских портов в

пределах, ограниченных линиями, проходящими через

наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со-

оружения; в) воды заливов, берега которых принадле-

жат одному государству, а ширина входа между отметка-

ми наибольшего отлива не превышает 24 морских миль;

г) так называемые исторические заливы, например Гуд-

зонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

Внутренние воды - это государственная территория

прибрежного государства, находящаяся под его полным

суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавлива-

ется прибрежным государством с учетом норм МП; оно

же осуществляет в  своих водах административную, гра-

жданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех су-

дов, плавающих под  любым флагом, и устанавливает

условия судоходства. Порядок  захода иностранных су-

дов определяется прибрежным государством (обычно

государства публикуют  перечень портов, открытых для

захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный  вдоль берега, а также

за пределами внутренних вод, называется территори-

альным морем, или территориальными водами. На

них распространяется суверенитет  прибрежного госу-

дарства. Внешняя граница  территориального моря яв-

ляется морской границей прибрежного государства.

Нормальной исходной линией для измерения ширины

территориального моря является линия наибольшего

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ  МОРСКОЕ ПРАВО

46. Международное морское  право. Понятие,

принципы, источники

Международное морское право (ММП) - совокупность

норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в

процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

ММП является органической частью общего МП: оно

руководствуется предписаниями  последнего о субъек-

тах, источниках, принципах, праве межд. договоров, от-

ветственности и др., а  также взаимосвязано и взаимо-

действует с другими  его отраслями (межд. воздушное,

право, космическое право  и т. д.). Разумеется, субъекты

МП при осуществлении  своей деятельности в Мировом

океане, затрагивающей  права и обязанности других

субъектов МП, должны действовать  не только в соответ-

ствии с нормами и  принципами ММП, но также с норма-

ми и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в  ин-

тересах поддержания  межд. мира и безопасности, раз-

вития межд. сотрудничества и взаимопонимания.

Для ММП характерны следующие  принципы:

принцип свободы открытого  моря - открытым морем

могут на равной основе пользоваться все. государства.

Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в

том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных

исследований и т. д., а также свободу воздушного поле-

та над открытым морем;

принцип мирного использования  моря - отражает

принцип неприменения силы;

принцип общего наследия человечества;

принцип рационального  использования и сохранения

морских ресурсов;

принцип охраны морской  среды.

f 48. Континентальный шельф.  Исключительная

экономическая зона

Под континентальным  шельфом с геологической точки

зрения понимается подводное  положение материка (кон-

тинента) в сторону  моря до его резкого обрыва или  пере-

хода в материковый склон. С межд.-правовой точки зре-

ния под континентальным  шельфом прибрежного го-

сударства понимается естественное продолжение сухо-

путной территории до внешней границы подводной ок-

раины материка или до 200 миль, если фаницы подвод-,

ной окраины материка не достигают этого предела.

Шельф включает дно и  недра. Прежде всего в расчет

принимаются соображения  экономического характера

(кораллы, губки, залежи  полезных ископаемых и т. д.).

В основе разфаничения континентального шельфа

между двумя противоположными государствами лежит

принцип равного отстояния  и учета особых обстоя-

тельств. Прибрежные государства  обладают суверенны-

ми правами в целях  разведки и разработки его природ-

ных ресурсов. Эти права  являются исключительными в

том случае, что если государство не осваивает конти-

нентальный шельф, то другое государство не может это-

го делать без его  согласия. Следовательно, суверенные

права прибрежного государства  на континентальный

шельф уже суверенитета государств на территориаль-

ные воды и их недра, являющиеся частью государствен-

ной территории.

Прибрежное государство  обладает исключительным

правом разрешать и  регулировать бурильные работы на

континентальном шельфе; сооружать искусственные

острова, установки и  сооружения, необходимые для раз-

Кодификация ММП впервые  была осуществлена лишь

в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому

праву, которая одобрила четыре Конвенции: о террито-

риальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о

континентальном шельфе; о рыболовстве и охране жи-

вых ресурсов моря. Эти  конвенции и в настоящее время

имеют силу для участвующих  в них государств. Положе-

ния этих конвенций в  той степени, в которой они  декла-

рируют общепризнанные нормы МП, в частности межд.

обычаи, должны уважаться  и другими государствами. Но

вскоре после принятия Женевских конвенций по морско-

му праву 1958 г. новые  факторы исторического развития,

в частности появление  в начале 60-х годов большого

Информация о работе Международное право