Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
ских отношений, условно можно разделить на две груп-
пы. К первой относятся организации, которые своим дей-
ствием охватывают всю сферу экономических отноше-
ний; во вторую входят организации, функционирующие в
рамках отдельных подотраслей МЭП (торговые, финан-
совые, инвестиционные и др.).
Из первой группы главное место по своему значению
занимает ООН, имеющая разветвленную систему орга-
нов и организаций. Одной из целей ООН является разви-
тие межд. экономического сотрудничества, этим занима-
ются два центральных ее органа: Генеральная Ассамб-
лея и ЭКОСОС. Также необходимо отметить следующее.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
основана в 1964 г. в Женеве. Ее функциями являются:
- установление принципов и политики, касающихся
межд. торговли и соответствующих проблем эконо-
мического развития;
- содействие координации деятельности по межд. тор-
говле в рамках ООН.
Комиссия ООН по праву межд. торговли
(ЮНИСТРАЛ) создана в 1966 г. и является специализи-
рованным органом ООН. Занимается непосредственно
унификацией права межд. торговли. Задачи Комиссии -
гармонизация и унификация права межд. торговли, а так-
же содействие кодификации межд. торговых обычаев.
Всемирная торговая организация (ВТО). Основные
цели ВТО - содействие экономическому сотрудничеству
в целях повышения жизненного уровня путем обеспече-
ния полной занятости, роста производства и торговли и
обмена товарами и услугами, оптимального использова-
Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
38. Международное экономическое право: поня-
тие и субъекты, цели и принципы
Международное экономическое право (МЭП) можно
определить как отрасль МП, которая представляет со-
бой совокупность принципов и норм, регулирующих эко-
номические отношения между государствами и другими
субъектами МП.
Предмет МЭП - межд. экономические многосторонние
и двусторонние отношения между государствами, а так-
же другими субъектами МП.
Существуют две основные концепции МЭП. Согласно
одной из них МЭП - отрасль МП и предметом ее являют-
ся экономические отношения субъектов МП. Господ-
ствующей же в настоящее время в западной литературе
можно считать концепцию, по которой источником норм
МЭП является как МП, так и внутригосударственное, а
МЭП распространяет свое действие на все субъекты
права, участвующие в коммерческих отношениях, выхо-
дящих за пределы одного государства. Эта вторая кон-
цепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теория-
ми транснационального права, направленными на то,
1 чтобы уравнять в
качестве субъектов МП
так называемые транснациональные корпорации.
Субъекты МЭП. Исходя из понимания МЭП как отрас-
ли МП логично считать, что субъекты МЭП те же, что и
вообще субъекты МП.
Цели МЭП:
содействие экономическому прогрессу всех народов;
Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
40. Территория в международном праве: понятие,
объекты регулирования, виды территорий
Под территорией (в широком смысле) в МП понима-
ются различные пространства земного шара с его сухо-
путной и водной поверхностью, недрами и воздушными
пространствами, а также космическое пространство и
находящиеся в нем небесные тела.
Вся территория подразделяется на три типа:
1) государственная территория;
2) территория с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Государственной является такая территория, которая
находится под суверенитетом определенного государст-
ва, т. е. принадлежит определенному государству, осу-
ществляющему в ее пределах свое территориальное
верховенство. Некоторые временные исключения воз-
можны в случаях военной оккупации и межд.-правовой
аренды территории.
К территориям с межд. режимом относятся лежащие
за пределами государственной территории земные про-
странства, которые не принадлежат кому-либо в отдель-
ности, а находятся в общем пользовании всех госу-
дарств в соответствии с МП. Это прежде всего открытое
море, воздушное пространство над ним и глубоководное
морское дно за пределами континентального шельфа.
Территории со смешанным режимом - это территории,
на которых действуют одновременно и нормы МП и нор-
мы национального права. Этот вид территорий можно
условно разделить на две группы. К первой относятся
континентальный шельф и экономическая зона. Эти рай-
≪Vсоздание
условий стабильности и благополучия, необ-
ходимых для мирных и дружественных взаимоотноше-
ний между народами;
повышение уровня жизни, полной занятости населе-
ния в условиях экономического и социального прогресса.
Наряду с основными принципами МП в межд. экономиче-
ских отношениях применяются и специальные принципы:
право государств свободно определять свою внешне-
экономическую политику, т. е: право государства регули-
ровать свою внешнюю торговлю с помощью таможенных
пошлин (тарифное регулирование);
принцип свободы торговли - свобода ввоза-вывоза то-
варов без какого бы то ни было ограничения;
принцип квотирования импорта и экспорта товаров - пра-
во ограничения ввоза или вывоза товаров в течение опре-
деленного периода времени определенным количеством;
принцип запретительно-разрешительного ввоза-вывоза
товаров (система лицензирования);
право установления государственной монополии
внешней торговли отдельными товарами;
принцип недискриминации в межд. экономических от-
ношениях - является производным от принципа суве-
ренного равенства государств;
принцип всеучастия - означает полное и эффективное
участие государств в разрешении мировых экономиче-
ских проблем в общих интересах на основе равенства;
принцип суверенитета государств над своими природ-
ными ресурсами и всей экономической деятельностью;
принцип преференциального режима для развиваю-
. щихся стран (создание режима таможенных льгот для
развивающихся стран);
принцип свободного доступа к морю для стран, не
имеющих к нему выхода.
Конвенция о запрещении разработки, производства
и накопления запасов бактериологического (биоло-
гического) и токсинного оружия и об их уничтоже-
нии 1972 г. обязала каждого участника Конвенции ни-
когда не разрабатывать, не производить, не накапли-
вать:
1) микробиологические или другие биологические
агенты или токсины, каково бы ни было их происхожде-
ние или метод производства, таких видов и в таких коли-
чествах, которые не предназначены для профилактиче-
ских, защитных или других мирных целей;
2) оружие, оборудование илисредства доставки, пред-
назначенные для использования таких агентов или ток-
синов во враждебных целях или в вооруженных кон-
фликтах.
Государства обязались уничтожить или переключить
на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 меся-
цев после вступления Конвенции в силу, все агенты, ток-
сины, оружие, оборудование и средства доставки, кото-
рыми оно обладает или которые находятся под его
юрисдикцией или контролем.
Конвенция о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия 1993 г.
обязала каждого участника: не разрабатывать, не произ-
водить и не накапливать ХО; не позднее 2 лет после
вступления Конвенции в силу начать работы по уничто-
жению этого оружия и завершить их не позднее 10 лет
после вступления Конвенции в силу. Процесс уничтоже-
ния ХО должен отвечать самым последним достижени-
ям науки и производится на специально оборудованном
объекте.
оны не находятся под суверенитетом государств и не
входят в состав государственных территорий, но каждое
прибрежное государство имеет суверенные права ча
разведку и разработку природных ресурсов прилегаю-
щих к нему континентального шельфа и экономической
морской зоны, а также на охрану природной среды этих
районов. В пределах этих прав каждое государство изда-
ет свои законы и правила, регулирующие упомянутые
виды деятельности. В остальном на континентальном
шельфе и в экономической зоне действуют принципы и
нормы межд. морского права. Вторая группа - межд.
реки и проливы, перекрываемые территориальными во-
дами прибрежных государств, и межд. каналы, входя-
щие в состав территории прибрежных государств.
Особый межд.-правовой режим установлен в Антарк-
тике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Ан-
тарктика полностью демилитаризована и открыта для
научных исследований всех стран. Ни одна часть Ан-
тарктики не находится под суверенитетом какого-либо
государства, но в то же время территориальные притя-
зания государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами
земных территорий, и его правовой режим опредепяется
принципами и нормами межд. космического права, в ча-
стности Договором о принципах деятельности госу-
дарств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела, от
27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному при-
своению каким бы то ни было образом и открыто для ис-
следования и использования всеми государствами на
основе равенства.
ния источников сырья
с целью долгосрочного
защиты и сохранения окружающей среды.
Специализированные межд. экономические орга-
низации.
Межд. валютный фонд (МВФ) - создан в 1945 г.
Штаб-квартира - Вашингтон. Высший орган - Совет
управляющих. Консультационный орган - Временный
комитет (24 члена). Рабочий орган - Исполнительный
совет, состоит из 24 исполнительных директоров.
Всемирный банк - сложное межд. образование, со-
стоящее из четырех автономных учреждений, подчинен-
ных президенту Всемирного банка:
1) Межд. банк реконструкции и развития (МБРР) -уч-
режден в 1945 г., руководящий орган - Совет управляющих.
Цели - содействие реконструкции и развитию государств-
членов путем капиталовложений на производственные цели;
поощрение частных и иностранных инвестиций; стимули-
рование роста межд. торговли; поддержание сбалансиро-
ванного платежного баланса путем межд. инвестиций;