Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
лежат.
Совет Безопасности несет главную ответственность
за поддержание мира и ему принадлежит основная роль
в решении споров в этой области. Совет может рассле-
f 16. Стадии заключения
ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист-
рация
Заключение международного договора (МД) озна-
чает все действия государства, начиная от перегово-
ров и кончая вступлением договоров в силу. Процесс
заключения МД может быть разделен на стадии.
К ним относятся составление и принятие текста до-
говора, установление аутентичности текстов догово-
ра и выражение согласия на обязательность до-
говора.
Как правило, заключению договора предшествует до-
говорная инициатива, т. е. предложение одного госу-
дарства или группы государств заключить определен-
ный договор с одновременным представлением проек-
та текста договора. Подготовка текста договора осу-
ществляется путем переговоров через обычные дипло-
матические каналы, на межд. конференциях и в межд.
организациях. Принятием текста договора заканчива-
ются, в сущности, переговоры между государствами от-
носительно подготовки этого текста. Межд. практика
выработала новую форму
межд. конференциях и в межд. организациях - приня-
тие текста договора без голосования, путем согласова-
ния позиций участников и при отсутствии официальных
возражений со стороны любого из участников. Такая
форма принятия текста договора получила название
консенсуса.
После завершения переговоров необходимо устано-
вить аутентичность МД. Тексты договора оформляются
на языках участников договора, при этом разноязычные
довать любой спор или ситуацию, которая может вы-
звать трения или спор между государствами. По взаим-
ному согласию сторон спор может быть передан на рас-
смотрение Совета Безопасности. Любой член ООН впра-
ве сообщить Совету о наличии ситуации или спора,
имеющих существенное значение для поддержания
мира.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой
вопрос в пределах Устава ООН, включая и споры. Она
может дать рекомендации по разрешению спора и ситуа-
ции. Генеральная ассамблея вправе привлечь внимание
Совета Безопасности к ситуации.
Секретариат осуществляет функцию примирения че-
рез Генерального секретаря ООН.
В разрешении межд. споров и ситуаций активное уча-
стие принимают и
Большая роль в разрешении споров принадлежит
ОБСЕ. В рамках ОБСЕ в 1992 г. была учреждена Палата
примирения и арбитража, которая состоит из Бюро, при-
мирительной и арбитражной комиссий. До обращения в
Палату стороны должны принять меры по переговорам.
Только после этого возможна передача спора в комис-
сию по примирению, которая состоит из представителей
сторон посредников. Деятельность комиссии не являет-
ся судебной, а является политической. Результаты ра-
боты комиссии являются предложениями по мирному
урегулированию спора. В случае согласия одной из сто-
рон с этим решением они передаются на рассмотрение
Совету министров ОБСЕ. Юрисдикция арбитража при
Палате факультативна. Стороны могут передать спор на
рассмотрение арбитража по своему согласию.
Переговоры - прямой контакт сторон в целях дости-
жения взаимно приемлемого
споры решаются по дипломатическим каналам. Перего-
воры могут проводиться и на конференциях, а также пу-
тем обмена посланиями.
Консультации - разновидность переговоров, отли-
чающаяся меньшей
ствует приговорам.
Добрые услуги - деятельность третьей стороны по
установлению прямого контакта между спорящими. Мо-
жет оказывать как государство, так его должностное
лицо или организация. Согласие на оказание добрых ус-
луг должно быть получено у всех участников спора.
Посредничество - способ решения спора, при кото-
ром третья сторона участвует в целях согласования вза-
имных претензий и внесения собственных, приемлемых
для сторон предложений. Посредниками могут быть как
государства, так и межд. органы и организации, а также
отдельные лица. Особенность посредничества - нефор-
мальность и конфиденциальность. Предложения по-
средника необязательны для сторон.
Установление фактов - процедура, Применяемая в случа-
ях, необходимых для установления фактов, лежащих в осно-
ве спора, в частности: установление фактов нарушения согла-
шений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.
Примирение сочетает в себе установление фактов и
посредничество. Обычно осуществляется согласитель-
ной комиссией;
2) судебные средства. Если при согласительной про-
цедуре главное состоит в достижении соглашения меж-
ду сторонами, основанное на их взаимной воле, то при
судебном разрешении стороны основывают соглашение
на императиве суда.
тексты должны по своему логическому содержанию со-
ответствовать друг другу.
Последней стадией заключения договора является
выражение согласия государств и других субъектов МП
на обязательность договора. Установлены следующие
способы выражения согласия: подписание договора, об-
мен документами, образующими договор, ратификация
договора, его принятие, утверждение, присоединение к
нему или любой другой способ, о котором условились
стороны.
Наиболее распространенным способом выражения со-
гласия на обязательность договора является его подпи-
сание. Следующим способом выражения согласия на
обязательность договора является ратификация. В со-
ответствии с Венскими конвенциями ратификация - это
межд. акт. Ратификация означает, в сущности, ту проце-
дуру, которую МП признает необходимой для того, что-
бы договоры стали обязательными. Это предполагает
обмен ратификационными грамотами в случае двусто-
ронних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в
случае многосторонних договоров. В результате рати-
фикации МД приобретает для государства обязательную
силу.
XX столетие характеризуется тем, что МД стали ре-
гистрироваться. До Второй мировой войны регистра-
цией договоров занимался Секретариат Лиги Наций.
С образованием ООН государства, являющиеся ее
членами, обязаны регистрировать свои договоры в
Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован,
то государства не могут ссылаться на него ни в одном
из органов ООН.
сударств, право государств на участие в универсальных
договорах, функции депозитария' и другие важные во-
просы права межд. договоров. Конвенция 1969 г. являет-
ся основным источником права межд. договоров:
Объектом межд. договора являются, как правило, от- '
ношения субъектов МП по поводу материальных и нема-
териальных благ, действий и воздержания от действий.
Классификация и виды межд. договоров.
1. По количеству участников:
двусторонние;
многосторонние.
2. По вопросам, в них рассматриваемых:
общие многосторонние договоры;
договоры, имеющие глобальное значение;
специальные договоры.
3. По территориальному влиянию:
универсальные;
региональные;
локальные.
4. По доступности участия в межд. договоре:
открытые;
закрытые.
Объект межд. договора определяется по его наимено- ,
ванию или исходя из содержания общих положений. Сто-
ронами межд. договора могут быть только субъекты МП.
Наименования межд. договоров в зависимости от
содержания.
Пакт - военно-политический договор.
Соглашение - межправительственный договор по эко-
номическим вопросам.
Конвенция - договор по техническим (процессуаль-
ным) вопросам.
Картель - договор о выдаче преступников и о военно-
пленных.
Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.
10
; ' *Р .
18. Недействительность, прекращение и приоста-
новление действия международных догово-
ров. Денонсация
Действительным считается МД, если он в целом или в
какой-либо части не противоречит основным принципам
или императивным нормам МП. Одним из важнейших усло-
вий действительности договора является соблюдение ус-
тановленных правил его заключения. Венская конвенция
1969 г. указывает конкретные обстоятельства недействи-
тельности МД. МД является недействительным, если:
- он заключен с явными нарушениями внутренних кон-
ституционных норм;
- согласие на обязательство по договору дано по ошибке;
- государство заключило договор под влиянием об-
манных действий другого участвующего в перегово-
рах государства;
- согласие государства было выражено в результате
прямого или косвенного подкупа его представителя
другим участвующим в переговорах государством;
- согласие представителя получено под принуждени-
ем или угрозами, направленными против него;
- договор в момент заключения противоречил основ-
ным принципам МП.
Прекращение действия МД есть утрата его юридиче-
ской силы.
Прекращение договора возможно в следующих случаях:
1. При исполнении МД.
2. При истечении срока договора.
3. При обоюдном согласии сторон.
4. При возникновении новой императивной нормы об-
щего МП.
17. Форма и структура международных догово-
ров. Оговорки
Форма международных договоров. Договор заклю-
чается, как правило, в письменной форме, но Венская
конвенция о праве МД признает и устную форму (так на-
зываемое джентльменское соглашение). Однако догово-
ры в устной форме заключаются очень редко, поэтому
наиболее распространенной формой является письмен-
ная, поскольку только в письменной форме четко и кон-
кретно фиксируются права и обязанности сторон.
МД представляет собой единую систему взаимосвя-
занных норм, которые все вместе и каждая в отдельно-
сти обязательны для сторон.
К структуре договора относятся его составные части,
такие как:
1) преамбула;
2) содержание договора;
3) заключительная часть;
4) приложения.
Важной частью договора является преамбула, по-
скольку в ней часто формулируются мотивы заключения