Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
выступающая в качестве ≪классической≫ формы коллек-
тивной безопасности (например, ООН), или иное выраже-
ние единства: учреждение консультативных или коорди-
национных органов (например, Движение неприсоедине-
ния), обеспечение систематических встреч, совещаний
(например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности
оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы.коллективной безопас-
ности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безо-
пасность основывается на функционировании ООН. В ме-
ханизме обеспечения универсальной безопасности на
36. Международное право и ограничение ядер-
ных вооружений. Конвенции
Ядерное оружие относится к оружию массового уничто-
жения, комплекс норм МП в этой области особенно развит.
Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ас-
самблея ООН уже приняла несколько резолюций о запре-
щении применения ядерного оружия. Запрещается испы-
тывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом про-
странстве и под водой (Договор о запрещении испытаний
ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространст-
ве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также
размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике
(Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Дого-
вор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке
1967 г.), южной части Тихого океана (Договор о безъядер-
ной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.), на морском
дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на
дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и дру-
гих видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне
и других небесных телах (Соглашение о деятельности го-
сударств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предот-
вратить распространение ядерного оружия и не допустить
приобретения его каким-либо государством, помимо пяти,
признанных обладающими им (США, Россия, Великобрита-
ния, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима
нераспространения ядерного оружия возникли в связи с
прекращением существования СССР, в результате чего
имевшееся у него ядерное оружие оказалось на террито-
рии четырех независимых государств - бывших союзных
республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).
первый план выдвигаются не принудительные, а мир-
ные меры. Это, например,
обязательства государств-
• проявлять терпимость и жить в мире друг с другом,
как добрые соседи, и объединять силы для поддер-
жания межд. мира и безопасности;
• создать условия, при которых могут соблюдаться
справедливость и уважение к межд. обязательствам;
• принимать коллективные меры для предотвращения
угрозы миру и для его укрепления, проводить улажива-
ние межд. споров или ситуаций мирными средствами;
• развивать дружественные отношения между нациями;
• не допускать вмешательства в дела, по существу входя-
щие во внутреннюю компетенцию любого государства;
• воздерживаться от угрозы силой или ее применения как
против территориальной неприкосновенности или поли-
тической независимости любого государства, так и каким-
либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав
ООН предусматривает возможность создания регио-
нальных систем поддержания межд. мира. Устав, как оп-
ределено в его ст. 52, не препятствует существованию
региональных соглашений или органов для разрешения
таких вопросов по поддержанию международного мира и
безопасности, которые являются подходящими для ре-
гиональных действий при условии, что эти соглашения
или органы и их деятельность совместимы с целями и
принципами Устава ООН.
Из этого следует, что региональные системы безопасно-
сти составляют часть всемирной системы безопасности.
Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безо-
пасности и региональными
ние своей безопасности. Фактического равенства, па-
ритета в вооружениях и
может и не быть. МП известен обширный арсенал кон-
кретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:
• коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *
• разоружение;
• мирные средства разрешения споров;
• меры по ослаблению межд. напряженности и прекра-
щению гонки вооружений;
• меры по предотвращению ядерной войны;
• неприсоединение и нейтралитет;
• меры по пресечению актов агрессии, нарушения
мира и угрозы миру;
• самооборона;
• действия межд. организаций;
• нейтрализация и
риторий, ликвидация иностранных военных баз;
• создание зон мира в различных регионах земного шара;
• меры по укреплению доверия между государствами.
. В ряду вышеперечисленных средств обеспечения МБ
самое главное место отводится первым трем.
Система МБ - совокупность средств, обеспечиваю-
щих поддержание МБ, в ней различают два момента:
первый: коллективные меры - широкое межд. сотруд-
ничество;
второй: превентивная дипломатия, направленная на
предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирова-
ние межд. споров.
Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН - ≪под-
держивать мир и МБ≫ путем ≪принятия эффективных коллек-
тивных мер для предотвращения и устранения угрозы миру
и подавления актов агрессии или других нарушений мира≫.
Актуальной проблемой является регулирование ядер-
ных стратегических вооружений (СВ). Термин ≪СВ≫
условен и ныне охватывает межконтинентальные балли-
стические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носи-
тели бомб, баллистических и крылатых ракет, баллисти-
ческие ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также
средства противоракетной
В соответствии с ныне действующими обязательства-
ми в отношениях между Россией и США запрещается
развертывание систем противоракетной обороны терри-
тории страны либо создание основы для такой системы,
а для разрешенных систем действуют определенные ко-
личественные и качественные ограничения (Договор меж-
ду СССР и США об ограничении систем противоракет-
ной обороны 1972 г.).
Регулирование ядерных СВ до недавнего времени осу-
ществлялось только в советско-американских отношениях
(Временное соглашение о некоторых мерах в области ог-
раничения наступательных СВ 1972 г., Договор об ограни-
чении наступательных СВ 1979 г., который так и не всту-
пил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких
лет, Договор о сокращении и ограничении наступатель-
ных СВ 1991 г.), однако после прекращения существова-
ния СССР участниками этого процесса в той или иной сте-
пени стали указанные бывшие союзные республики (что
нашло отражение в факте подписания ими и США в 1992 г.
Протокола к Договору о сокращении и ограничении насту-
пательных СВ 1991 г.), притом что полноправным участ-
ником переговоров должна оставаться только Россия (в
1993 г. РФ и США
подписали Договор о
кращении и ограничении наступательных СВ).
ные (например, Договор о нераспространении ядерно-
го оружия 1968 г.); региональные (Договор о запреще-
нии ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);
двусторонние (Договор между СССР и США об ограни-
чении систем противоракетной обороны 1972 г.). Дого-
воры можно также классифицировать по целям и объ-
ектам.
МП не содержит нормы, прямо обязывающей государ-
ства разоружаться. Суть основного обязательства в дан-
ной области заключается в том, чтобы ≪в духе доброй
воли вести переговоры ... о Договоре о всеобщем и пол-
ном разоружении под строгим и эффективным
межд. контролем≫ (ст. 6 Договора о нераспространении
ядерного оружия).
Частичные меры по разоружению: запрещение и
ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их
производства, накопления, развертывания и примене-
ния, ограничение некоторых видов вооружений в количе-
ственном и качественном отношении, сужение возмож-
ности качественного совершенствования оружия, сокра-
щение сферы или районов размещения различных ви-
дов вооружений.
Разоружение предусматривает существование ин-
ститута межд. контроля, который можно опреде-
лить как совокупность методов наблюдения за осу-
ществлением договорных обязательств и анализа
полученных данных. Существуют как национальные
технические средства контроля (искусственные спут-
ники Земли, сейсмические станции и др.), так и межд.
средства контроля (например, межд. группы инспек-
торов).
20
" Л "
37. Конвенции о запрещении бактериологическо-
го и химического оружия
Помимо ядерного к оружию массового уничтожения
принято относить химическое и бактериологическое ору^
жие. Бактериологическое оружие (БО) находится под
всеобъемлющим запретом: его нельзя не только приме-
нять на войне, но и разрабатывать, производить и накап-
ливать, а запасы подлежат уничтожению или переключе-
нию на мирные цели (Конвенция о запрещении разра-
ботки, производства и накопления запасов бактериоло-
гического (биологического) и токсин ного оружия и об их
уничтожении 1972 г.).
Начиная с 1925 г. химическое оружие (ХО) противо-
законно как средство ведения войны (Протокол о за-
прещении применения на войне удушливых, ядовитых
или иных подобных газов и бактериологических
средств 1925 г.). После вступления в силу подписан-
ной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработки,
производства, накопления и применения ХО и о его
уничтожении всеобъемлющий запрет, подобный тому,
под которым находится БО, распространился и на
него. Для содействия скорейшему введению в дейст-
вие такого запрета СССР (а в порядке правопреемст-
ва - Россия) и США согласились прекратить производ-
ство химического оружия, значительно сократить
имеющиеся у них запасы этого оружия и принять дру-
гие меры для ускорения перехода к многосторонним
шагам в этой области (Соглашение об уничтожении и
непроизводстве химического оружия и о мерах по со-
действию многосторонней Конвенции о запрещении
химического оружия 1990 г.).
39. Международные организации, действующие в
сфере экономических отношений
Межд. организации, действующие в сфере экономиче-