Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
числа независимых развивающихся государств, потре-
бовали создания нового морского права, отвечающего
интересам этих государств. Эти изменения и нашли от-
ражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.,
которая установила в качестве общепризнанного 12-
мильный предел территориального моря. Ранее предел
территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль.
Новая конвенция закрепила право государств, не обла-
дающих морским побережьем, на эксплуатацию эконо-
мической зоны в пределах 200 миль наравне с государ-
ствами, имеющими выход на побережье.
Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:
Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
Конвенции о межд. правилах по предупреждению
столкновения судов в море 1972 г.;
Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря
нефтью 1954 г.;
Конвенции о грузовой марке 1966 г.
В Антарктике не применяется секторальное деление
(по типу Арктики). Однако подписание договора не оста-
новило территориальных претензий некоторых госу-
дарств. Претензии были заявлены Австралией, Аргенти-
ной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией,
Чили и Францией. СССР и США всегда выступали про-
тивниками этих претензий и настаивали на признании
Антарктики межд. территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е.
государства не отказались от территориальных претен-
зий, но никакие действия других государств на террито-
рии Антарктики в период действия Вашингтонского дого-
вора не могут считаться основанием для заявления, под-
держания или отклонения любой претензии на террито-
риальный суверенитет в Антарктике и не создают там
никаких прав на такой суверенитет.
В рамках Договора была подписана Конвенция о со-
хранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о
сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)
предоставляет право добычи морских живых ресурсов
Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим
разведки и разработки минеральных ресурсов опреде-
ляется Конвенцией по регулированию освоения мине-
ральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г.
принят Протокол о запрещении всех видов геологораз-
ведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.
Договором создан специальный межд. механизм длл
координации деятельности государств в Антарктике -
Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года;
оно правомочно обсуждать практически все вопросы, ка-
сающиеся деятельности государств в Антарктике.
ведки и разработки континентального шельфа; разре-
шать, регулировать и
проводить морские научные
дования. Все государства (а не только прибрежные) име-
ют право прокладывать подводные кабели и трубопро-
воды на континентальном шельфе в соответствии с по-
ложениями Конвенции 1982 г.
Вместе.с тем права прибрежного государства не за-
трагивают правового статуса покрывающих вод и воз-
душного пространства над этими водами и, следова-
тельно, никак не влияют на режим судоходства и воз-
душной навигации.
Исключительная экономическая зона - район, при-
легающий к территориальному морю шириной не свыше
200 миль, для которой МП установило особый правовой
.режим. Отсчет ширины производится от тех же линий,
что и ширина территориального моря. Права государства
в пределах экономической зоны касаются разведки, раз-
работки и сохранения как живых, так и неживых ресур-
сов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное
государство вправе управлять экономической деятельно-
стью в зоне. Таким образом, в пределах экономической
зоны государства обладают ограниченным суверените-
том. Данный суверенитет предоставляет право прибреж-
ному государству задерживать и досматривать иностран-
ные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в
пределах экономической зоны. Однако они могут распро-
странять полный суверенитет на искусственные острова
в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов
может быть установлена 500-метровая зона безопасно-
сти. При этом искусственные острова не могут иметь сво-
его континентального шельфа и территориального моря.
отлива вдоль берега: Может также применяться и ме-
тод прямых исходных линий, соединяющих соответст-
вующие точки.
Согласно Конвенции 1982т. ≪каждое государство име-
ет право устанавливать ширину своего территориально-
го моря до предела, не превышающего 12 морских
миль≫, отмеряемых от установленных ею исходных ли-
ний. Однако и сейчас около 20 государств имеют шири-
ну, превышающую лимит.
Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право
мирного прохода через территориальное моря иностран-
ных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако при-
брежное государство вправе принимать в своем терри-
ториальном море все меры для недопущения прохода,
который не я шляется мирным.
Пространства морей и океанов, которые находятся за
пределами территориального моря и не входят в состав
территории ни одного из государств, традиционно име-
новались открытым морем. Несмотря на различный
правовой статус пространств, входящих в открытое
море, ни на одно из них не распространяется суверени-
тет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря ос-
тается принцип свободы открытого моря, который в на-
стоящее время понимается не только как свобода судо-
ходства, но и как свобода прокладки по дну подводных
телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовст-
ва, свободу полетов над морским пространством и т. д.
Никакое государство не вправе претендовать на подчи-
нение пространств, входящих в состав открытого моря,
своему суверенитету.
26
-.—X—
49. Правовой режим Международного района
морского дна
Международный район морского дна - это морское
дно и его недра, расположенные за пределами исключи-
тельных экономических зон и континентального шельфа
прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г.
объявила ≪общим наследием человечества≫. При этом
Район открыт для эксплуатации исключительно в мир-
ных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен
быть создан Межд. орган по морскому дну, который бу-
дет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Глав-
ными органами Межд. органа по морскому дну являются
Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избирае-
мых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает
полномочиями устанавливать и проводить конкретную
политику по любому вопросу или проблеме деятельно-
сти Межд. органа. Половина его членов избирается в со-
ответствии с принципами справедливого географическо-
го представительства, другая половина - по иным осно-
ваниям: от развивающихся стран, имеющих особые ин-
тересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих
аналогичные ресурсы на суше, и т. д.
В Конвенции указано, что финансовые и экономиче-
ские выгоды, получаемые от деятельности в междуна-
родном районе, должны распределяться на основе
принципа справедливости с особым учетом интересов и
нужд развивающихся государств и народов, которые
еще не достигли полной независимости или иного стату-
са самоуправления. Такое распределение доходов, по-
лучаемых от деятельности в межд. районе, не потребует
прямого или обязательного участия в этой деятельности
неготовых к ней развивающихся государств.
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
51. Международное воздушное право. Понятие,
принципы, источники
Международное воздушное право (МВП) - совокуп-
ность правовых принципов и норм, регулирующих межд. по-
леты и иные виды использования воздушного пространства.
В своем развитии МВП прошло три этапа:
Первый (начало XX в. - начало Первой мировой вой-
ны) - появление разнообразного количества теорий и
взглядов, обосновывающих правовое отношение госу-
дарств к воздушному пространству и полетам в нем. В те
годы была широко распространена ≪теория свободы
воздуха≫: государства не распространяют свой сувере-
нитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. госу-
дарства начали применять теорию государственного су-
веренитета над воздушным пространством.
Второй (период между мировыми войнами). Для него
характерны:
юридическое закрепление принципа полного и исклю-
чительного государственного суверенитета над воздуш-
ным пространством;
превращение авиации в самостоятельный вид транс-
порта и быстрое развитие межд. воздушных отношений;
в 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воз-
душных передвижениях: закрепила принцип суверените-
та государств над воздушным пространством.
Третий (начался в период Второй мировой войны и длится
до наших дней) - разработка унифицированных на межд. ос-
нове летно-технических норм, позволяющих единообразно
понимать и применять аэронавигационные правила и спо-
собствовать безопасности полетов. В 1944 г. Чикагская кон-
венция о гражданской авиации установила принципы МВП,
учредила Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).
50. Международные проливы: понятие, право
транзитного прохода
Международные проливы - это естественные
морские сужения, проход судов через которые и про-
лет летательных аппаратов в воздушном пространст-
ве над ними регулируются нормами МП. Конвенция
1982 г. не затрагивает проливы, режим которых опре-
делен специальными конвенциями. Так, например, ре-
жим Черноморских проливов оговорен в Конвенции
Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут
беспрепятственно проходить гражданские суда. Воен-
ные корабли перед проходом должны уведомлять пра- •
вительство Турции. Только черноморские страны мо-
гут проводить через проливы линейные корабли и
подводные лодки. Важнейшими межд. каналами также
являются Суэцкий канал (режим определен Констан-
тинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал
(режим определен Договором между США и Панамой
1903 г.), Кильский канал (режим определен Версаль-
ским договором 1919 г.).
По правовому режиму выделяются следующие виды
межд. проливов: а) проливы, которые соединяют одну
часть открытого моря (экономические зоны) с другой ча-
стью и ширина которых не перекрывается территориаль-
ными водами прибрежных государств (Ла-Манш,