Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

числа независимых развивающихся  государств, потре-

бовали создания нового морского права, отвечающего

интересам этих государств. Эти изменения и нашли от-

ражение в Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г.,

которая установила в  качестве общепризнанного 12-

мильный предел территориального моря. Ранее предел

территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль.

Новая конвенция закрепила  право государств, не обла-

дающих морским побережьем, на эксплуатацию эконо-

мической зоны в пределах 200 миль наравне с государ-

ствами, имеющими выход  на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

Конвенции о межд. правилах по предупреждению

столкновения судов  в море 1972 г.;

Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря

нефтью 1954 г.;

Конвенции о грузовой марке 1966 г.

В Антарктике не применяется секторальное деление

(по типу Арктики). Однако  подписание договора не оста-

новило территориальных  претензий некоторых госу-

дарств. Претензии были заявлены Австралией, Аргенти-

ной, Великобританией, Новой  Зеландией, Норвегией,

Чили и Францией. СССР и США всегда выступали про-

тивниками этих претензий  и настаивали на признании

Антарктики межд. территорией.

В настоящий момент эти  претензии заморожены, т. е.

государства не отказались от территориальных претен-

зий, но никакие действия других государств на террито-

рии Антарктики в период действия Вашингтонского дого-

вора не могут считаться  основанием для заявления, под-

держания или отклонения любой претензии на террито-

риальный суверенитет  в Антарктике и не создают там

никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана  Конвенция о со-

хранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о

сохранении морских  живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

предоставляет право  добычи морских живых ресурсов

Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим

разведки и разработки минеральных ресурсов опреде-

ляется Конвенцией по регулированию освоения мине-

ральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г.

принят Протокол о  запрещении всех видов геологораз-

ведочных работ в  Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный  межд. механизм длл

координации деятельности государств в Антарктике -

Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года;

оно правомочно обсуждать  практически все вопросы, ка-

сающиеся деятельности государств в Антарктике.

ведки и разработки континентального шельфа; разре-

шать, регулировать и  проводить морские научные иссле-

дования. Все государства (а не только прибрежные) име-

ют право прокладывать подводные кабели и трубопро-

воды на континентальном  шельфе в соответствии с по-

ложениями Конвенции 1982 г.

Вместе.с тем права  прибрежного государства не за-

трагивают правового  статуса покрывающих вод и  воз-

душного пространства над  этими водами и, следова-

тельно, никак не влияют на режим судоходства и воз-

душной навигации.

Исключительная экономическая  зона - район, при-

легающий к территориальному морю шириной не свыше

200 миль, для которой  МП установило особый правовой

.режим. Отсчет ширины  производится от тех же линий,

что и ширина территориального моря. Права государства

в пределах экономической  зоны касаются разведки, раз-

работки и сохранения как живых, так и неживых ресур-

сов, как в водах, так  и на дне и в его недрах. Прибрежное

государство вправе управлять  экономической деятельно-

стью в зоне. Таким  образом, в пределах экономической

зоны государства обладают ограниченным суверените-

том. Данный суверенитет  предоставляет право прибреж-

ному государству задерживать  и досматривать иностран-

ные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в

пределах экономической зоны. Однако они могут распро-

странять полный суверенитет  на искусственные острова

в пределах экономической  зоны. Вокруг этих островов

может быть установлена 500-метровая зона безопасно-

сти. При этом искусственные  острова не могут иметь сво-

его континентального шельфа и территориального моря.

отлива вдоль берега: Может также применяться и  ме-

тод прямых исходных линий, соединяющих соответст-

вующие точки.

Согласно Конвенции 1982т. ≪каждое государство име-

ет право устанавливать  ширину своего территориально-

го моря до предела, не превышающего 12 морских

миль≫, отмеряемых от установленных  ею исходных ли-

ний. Однако и сейчас около 20 государств имеют шири-

ну, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают  право

мирного прохода через территориальное моря иностран-

ных судов (в отличие  от внутреннего моря). Однако при-

брежное государство  вправе принимать в своем терри-

ториальном море все  меры для недопущения прохода,

который не я шляется  мирным.

Пространства морей  и океанов, которые находятся за

пределами территориального моря и не входят в состав

территории ни одного из государств, традиционно име-

новались открытым морем. Несмотря на различный

правовой статус пространств, входящих в открытое

море, ни на одно из них  не распространяется суверени-

тет государства.

Главным принципом в  отношении открытого моря ос-

тается принцип свободы  открытого моря, который в на-

стоящее время понимается не только как свобода судо-

ходства, но и как свобода  прокладки по дну подводных

телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовст-

ва, свободу полетов  над морским пространством и  т. д.

Никакое государство  не вправе претендовать на подчи-

нение пространств, входящих в состав открытого моря,

своему суверенитету.

26

-.—X—

49. Правовой режим Международного  района

морского дна

Международный район  морского дна - это морское

дно и его недра, расположенные  за пределами исключи-

тельных экономических  зон и континентального шельфа

прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г.

объявила ≪общим наследием  человечества≫. При этом

Район открыт для эксплуатации исключительно в мир-

ных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен

быть создан Межд. орган  по морскому дну, который бу-

дет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Глав-

ными органами Межд. органа по морскому дну являются

Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избирае-

мых Ассамблей, а также  Секретариат. Совет обладает

полномочиями устанавливать  и проводить конкретную

политику по любому вопросу  или проблеме деятельно-

сти Межд. органа. Половина его членов избирается в со-

ответствии с принципами справедливого географическо-

го представительства, другая половина - по иным осно-

ваниям: от развивающихся  стран, имеющих особые ин-

тересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих

аналогичные ресурсы  на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономиче-

ские выгоды, получаемые от деятельности в междуна-

родном районе, должны распределяться на основе

принципа справедливости с особым учетом интересов и

нужд развивающихся  государств и народов, которые

еще не достигли полной независимости  или иного стату-

са самоуправления. Такое  распределение доходов, по-

лучаемых от деятельности в межд. районе, не потребует

прямого или обязательного  участия в этой деятельности

неготовых к ней развивающихся  государств.

Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ  ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

51. Международное воздушное  право. Понятие,

принципы, источники

Международное воздушное  право (МВП) - совокуп-

ность правовых принципов  и норм, регулирующих межд. по-

леты и иные виды использования  воздушного пространства.

В своем развитии МВП  прошло три этапа:

Первый (начало XX в. - начало Первой мировой вой-

ны) - появление разнообразного количества теорий и

взглядов, обосновывающих правовое отношение госу-

дарств к воздушному пространству и полетам в нем. В те

годы была широко распространена ≪теория свободы

воздуха≫: государства  не распространяют свой сувере-

нитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. госу-

дарства начали применять  теорию государственного су-

веренитета над воздушным  пространством.

Второй (период между мировыми войнами). Для него

характерны:

юридическое закрепление  принципа полного и исклю-

чительного государственного суверенитета над воздуш-

ным пространством;

превращение авиации  в самостоятельный вид транс-

порта и быстрое развитие межд. воздушных отношений;

в 1919 г. была подписана  Парижская конвенция о воз-

душных передвижениях: закрепила принцип суверените-

та государств над  воздушным пространством.

Третий (начался в период Второй мировой войны и длится

до наших дней) - разработка унифицированных на межд. ос-

нове летно-технических  норм, позволяющих единообразно

понимать и применять  аэронавигационные правила и  спо-

собствовать безопасности полетов. В 1944 г. Чикагская кон-

венция о гражданской  авиации установила принципы МВП,

учредила Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).

50. Международные проливы:  понятие, право

транзитного прохода

Международные проливы - это естественные

морские сужения, проход судов через которые и про-

лет летательных аппаратов  в воздушном пространст-

ве над ними регулируются нормами МП. Конвенция

1982 г. не затрагивает  проливы, режим которых опре-

делен специальными конвенциями. Так, например, ре-

жим Черноморских проливов оговорен в Конвенции

Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут

беспрепятственно проходить гражданские суда. Воен-

ные корабли перед  проходом должны уведомлять пра- •

вительство Турции. Только черноморские страны мо-

гут проводить через  проливы линейные корабли и

подводные лодки. Важнейшими межд. каналами также

являются Суэцкий канал (режим определен Констан-

тинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал

(режим определен Договором  между США и Панамой

1903 г.), Кильский канал  (режим определен Версаль-

ским договором 1919 г.).

По правовому режиму выделяются следующие виды

межд. проливов: а) проливы, которые соединяют одну

часть открытого моря (экономические зоны) с другой ча-

стью и ширина которых  не перекрывается территориаль-

ными водами прибрежных государств (Ла-Манш,

Информация о работе Международное право