Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
Па-де-Кале, Гибралтарский и др.); б) проливы, исполь-
зуемые для межд. судоходства, но ширина которых пе-
рекрывается территориальными водами прибрежных го-
сударств.
В проливах первой группы проход иностранных судов,
военных кораблей и пролет летательных аппаратов осу-
f 52. Виды воздушного пространства и их право-
вой режим. Концепция ≪открытого неба≫
Нижней границей воздушного пространства является
поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет
четкого предела разграничения воздушного пространст-
ва с космическим.
Существует три вида воздушного пространства в зави-
симости от правового режима их регулирования.
1. Воздушное пространство над открытым морем -
подпадает под правовой режим самого открытого моря
(Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует
принцип свободы полетов над открытым морем как гра-
жданских, так и военных судов.
2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор
об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антаркти-
кой гражданских и запрет полетов военных судов.
3. Государственное воздушное пространство - часть
государственной территории, воздушное пространст-
во, вертикальными границами которого является во-
ображаемая вертикальная плоскость, проведенная
над линией государственной сухопутной и водной гра-
ницы.
Правовой режим воздушного пространства отдельного
государства - это совокупность юридических норм, уста-
навливающих его права в отношении своего воздушного
пространства, и порядок его использования, а также пра-
вила воздушных перемещений, правовое положение
воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он уста-
навливается для обеспечения политических, экономиче-
ских и оборонных интересов государства. Главной его
составной частью является определение порядка пре-
ществляется за пределами территориальных вод на ос-
нове принципа свободы судоходства без какой-либо дис-
криминации в сочетании с уважением суверенитета, тер-
риториальной целостности и политической независимо-
сти прибрежных к проливам государств.
В проливах, перекрытых территориальными водами,
действует режим мирного прохода, с тем отличием, что
приостановление мирного прохода в проливах не допус-
кается. Иностранные суда, военные корабли и летатель-
ные аппараты в таких проливах ≪пользуются правом
транзитного прохода и пролета, которым не должно чи-
ниться препятствий≫.
Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным прохо-
дом понимается ≪осуществление исключительно с це-
лью непрерывного и быстрого транзита через пролив≫.
Осуществляя транзитный проход, суда и военные кораб-
ли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или
ее применения против суверенитета, территориальной
целостности или политической независимости госу-
дарств, граничащих с проливом. Они также должны воз-
держиваться от любой деятельности, не свойственной
их обычному непрерывному и быстрому проходу или
пролету (не следует останавливаться, становиться на
якорь, ложиться в дрейф и т. д.).
Государства, граничащие с проливом, имеют широкие
права по регулированию транзитного и мирного прохода:
они могут устанавливать морские коридоры и предписы-
вать схемы разделения движения для судоходства, при-
нимать законы и правила, относящиеся к рыболовству,
к безопасности движения, предотвращению загрязнения
вод пролива и др.
Определяя правовое положение Межд. района, Кон-
венция устанавливает, что ≪ни одно государство не мо-
жет претендовать на суверенитет или суверенные права
или осуществлять их- в отношении какой бы то ни было
части района или его ресурсов и ни одно государство,
физическое или юридическое лицо не может присваи-
вать какую бы то ни было их часть≫.
Добыча ресурсов в Районе будет осуществляться са-
мим Межд. органом через свое предприятие, а также ≪в
ассоциации с Межд. органом≫ государствами - участни-
ками Конвенции, либо государственными предприятия-
ми, либо физическими или юридическими лицами, имею-
щими гражданство государств-
мися под эффективным контролем этих государств, если
последние поручились за указанных лиц. Такая система
разработки ресурсов района, в которой наряду с пред-
приятием Межд. органа могут участвовать государства-
участники и иные субъекты внутреннего права этих госу-
дарств, получила название параллельной.
Политика в отношении деятельности в районе должна
проводиться Межд. органом таким образом, чтобы со-
действовать расширению участия в освоении ресурсов
со стороны всех государств независимо от их
социально-экономических систем или географического
положения и предотвращать монополизацию деятельно-
сти на морском дне.
Общее поведение государств и их деятельность в
Межд. районе морского дна наряду с положениями Кон-
венции регулируются принципами Устава ООН и други-
ми нормами международного права в интересах поддер-
жания мира и безопасности, содействия международно-
му сотрудничеству и взаимопониманию.
доставления права на полеты. Согласно Конвенции о
межд. гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвен-
ции) ≪никакие регулярные межд. воздушные сообщения
не могут осуществляться над территорией других госу-
дарств, кроме как по специальному разрешению этих го-
сударств≫ (ст. 6). Правовой режим устанавливается на-
циональными актами с учетом межд. соглашений, таких
как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому
праву 1982 г. и др.
Существует два вида предоставления государством
иностранным судам права полета над своей террито-
рией:
1) право регулярных полетов - основано на заклю-
чении двусторонних межправительственных догово-
ров;
2) право нерегулярных полетов - основано на основе
добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское
соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воз-
душном сообщении в Европе, посвященное пропуску на
территорию государств-участник
мерческих воздушных судов.
В 50-х годах президентом Эйзенхауэром был пред-
ложен институт мер доверия как механизм по соблю-
дению принципа запрещения применения силы или
угрозы силой в виде концепции ≪открытого неба≫ -
инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД
над, территорией друг друга по взаимной договорен-
ности. Он получил юридическое закрепление в До-
говоре по открытому небу 1992 г., участниками кото-
рого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том
числе и РФ.
Кроме того, в систему источников МВП можно вклю-
чить различные двусторонние и многосторонние межд.
договоры.
В российской доктрине МП преобладающим являет-
ся подход к оценке юридического статуса МВП, со-
гласно которому он базируется на основных общепри-
знанных принципах МП, таких как территориальная
целостность государств и нерушимость их границ, не-
применение силы или угрозы силой, мирное разреше-
ние межд. споров.
Но МВП содержит и специальные отраслевые прин-
ципы:
принцип государственного суверенитета над воздуш-
ным пространством;
принцип свободы полетов в межд. воздушном про-
странстве, в том числе над открытом морем;
принцип соблюдения безопасности межд. полетов
(Монреальская конвенция о борьбе с незаконными акта-
ми против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
В межд. воздушном праве насчитывают ≪пять свобод
воздуха≫:
1) право выполнять транзитные беспосадочные поле-
ты через территорию иностранного государства;
2) право совершать
на иностранной территории
ки с некоммерческими целями (т. е. без права высажи-
вать или брать на борт пассажиров, груз и почту);
3) право привозить на иностранную территорию пасса-
жиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;
4) право увозить с
иностранной территории
ров, груз и почту, следующих в страну флага судна;
5) право провозить
на иностранную территорию
жиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стра-
не, и увозить их с этой территории в любую третью страну.
28
-л-
Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
53. Международное космическое право. Понятие,
принципы и источники
Днем рождения Международного космического пра-
ва (МКП) можно считать дату вступления в силу Догово-
ра по космосу - 10 октября 1967 г., когда была оконча-
тельно признана применимость принципов МП к МКП.
МКП - это система основных принципов МП, специаль-
ных принципов и норм, определяющих основы космиче-
ского сотрудничества государств и правовой режим кос-
мического пространства, естественных и искусственных
небесных тел, космонавтов.
Принципы МКП. На МКП распространяются общие
принципы МП. Принцип равноправия государств приме-
нительно к космической деятельности означает равен-
ство прав всех государств как в осуществлении косми-
ческой деятельности, так и в решении вопросов право-
вого и политического характера, возникающих в связи
с ее осуществлением. Исследование и использова-
ние космического пространства должны быть направ-
лены на благо всех народов независимо от степени
их экономического или научного развития. Космическое
пространство открыто для исследования и использова-
'ния всеми государствами без какой бы то ни было дис-
криминации на основе равенства и в соответствии
с МП, при свободном доступе во все районы небесных
тел.
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой
в МКП означает, что космическая деятельность должна
осуществляться всеми государствами так, чтобы при
этом не подвергались угрозе межд. мир и безопасность,
а > ~~—™" и —•—" —""• ."•••-• —- ~ ———————— Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
55. Международное экологическое право. Понятие,
специальные принципы
Международное экологическое право (МЭП) - сово-
купность принципов и норм международного права, со-
ставляющих специфическую отрасль этой системы пра-
ва и регулирующих действия его субъектов (в первую
очередь государств) по предотвращению, ограничению и
устранению ущерба окружающей среде из различных
источников, а также по рациональному, экологически