Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

Па-де-Кале, Гибралтарский  и др.); б) проливы, исполь-

зуемые для межд. судоходства, но ширина которых пе-

рекрывается территориальными водами прибрежных го-

сударств.

В проливах первой группы проход иностранных судов,

военных кораблей и пролет летательных аппаратов осу-

f 52. Виды воздушного  пространства и их право-

вой режим. Концепция ≪открытого неба≫

Нижней границей воздушного пространства является

поверхность земли. Верхняя  граница условна. В МП нет

четкого предела разграничения  воздушного пространст-

ва с космическим.

Существует три вида воздушного пространства в зави-

симости от правового  режима их регулирования.

1. Воздушное пространство  над открытым морем -

подпадает под правовой режим самого открытого моря

(Конвенция по морскому  праву 1982 г.). Существует

принцип свободы полетов  над открытым морем как гра-

жданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство  над Антарктикой (Договор

об Антарктике 1959 г.). Принцип  полетов над Антаркти-

кой гражданских и  запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное  пространство - часть

государственной территории, воздушное пространст-

во, вертикальными границами  которого является во-

ображаемая вертикальная плоскость, проведенная

над линией государственной  сухопутной и водной гра-

ницы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного

государства - это совокупность юридических норм, уста-

навливающих его права  в отношении своего воздушного

пространства, и порядок  его использования, а также пра-

вила воздушных перемещений, правовое положение

воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он уста-

навливается для обеспечения политических, экономиче-

ских и оборонных  интересов государства. Главной  его

составной частью является определение порядка пре-

ществляется за пределами  территориальных вод на ос-

нове принципа свободы  судоходства без какой-либо дис-

криминации в сочетании с уважением суверенитета, тер-

риториальной целостности  и политической независимо-

сти прибрежных к проливам государств.

В проливах, перекрытых территориальными водами,

действует режим мирного  прохода, с тем отличием, что

приостановление мирного  прохода в проливах не допус-

кается. Иностранные суда, военные корабли и летатель-

ные аппараты в таких  проливах ≪пользуются правом

транзитного прохода  и пролета, которым не должно чи-

ниться препятствий≫.

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным прохо-

дом понимается ≪осуществление исключительно с це-

лью непрерывного и быстрого транзита через пролив≫.

Осуществляя транзитный проход, суда и военные кораб-

ли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или

ее применения против суверенитета, территориальной

целостности или политической независимости госу-

дарств, граничащих с  проливом. Они также должны воз-

держиваться от любой  деятельности, не свойственной

их обычному непрерывному и быстрому проходу или

пролету (не следует останавливаться, становиться на

якорь, ложиться в дрейф и т. д.).

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие

права по регулированию  транзитного и мирного прохода:

они могут устанавливать  морские коридоры и предписы-

вать схемы разделения движения для судоходства, при-

нимать законы и правила, относящиеся к рыболовству,

к безопасности движения, предотвращению загрязнения

вод пролива и др.

Определяя правовое положение  Межд. района, Кон-

венция устанавливает, что ≪ни одно государство не мо-

жет претендовать на суверенитет  или суверенные права

или осуществлять их- в  отношении какой бы то ни было

части района или его  ресурсов и ни одно государство,

физическое или юридическое  лицо не может присваи-

вать какую бы то ни было их часть≫.

Добыча ресурсов в  Районе будет осуществляться са-

мим Межд. органом через свое предприятие, а также ≪в

ассоциации с Межд. органом≫ государствами - участни-

ками Конвенции, либо государственными предприятия-

ми, либо физическими  или юридическими лицами, имею-

щими гражданство государств-участников или находящи-

мися под эффективным контролем этих государств, если

последние поручились за указанных лиц. Такая система

разработки ресурсов района, в которой наряду с пред-

приятием Межд. органа могут участвовать государства-

участники и иные субъекты внутреннего права этих госу-

дарств, получила название параллельной.

Политика в отношении  деятельности в районе должна

проводиться Межд. органом  таким образом, чтобы со-

действовать расширению участия в освоении ресурсов

со стороны всех государств независимо от их

социально-экономических систем или географического

положения и предотвращать  монополизацию деятельно-

сти на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в

Межд. районе морского дна  наряду с положениями Кон-

венции регулируются принципами Устава ООН и други-

ми нормами международного права в интересах поддер-

жания мира и безопасности, содействия международно-

му сотрудничеству и  взаимопониманию.

доставления права на полеты. Согласно Конвенции о

межд. гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвен-

ции) ≪никакие регулярные межд. воздушные сообщения

не могут осуществляться над территорией других госу-

дарств, кроме как по специальному разрешению этих го-

сударств≫ (ст. 6). Правовой режим устанавливается на-

циональными актами с  учетом межд. соглашений, таких

как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому

праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством

иностранным судам права  полета над своей террито-

рией:

1) право регулярных  полетов - основано на заклю-

чении двусторонних межправительственных догово-

ров;

2) право нерегулярных  полетов - основано на основе

добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское

соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воз-

душном сообщении в  Европе, посвященное пропуску на

территорию государств-участников нерегулярных ком-

мерческих воздушных  судов.

В 50-х годах президентом  Эйзенхауэром был пред-

ложен институт мер доверия  как механизм по соблю-

дению принципа запрещения применения силы или

угрозы силой в виде концепции ≪открытого неба≫ -

инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД

над, территорией друг друга по взаимной договорен-

ности. Он получил юридическое закрепление в До-

говоре по открытому  небу 1992 г., участниками кото-

рого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том

числе и РФ.

Кроме того, в систему  источников МВП можно вклю-

чить различные двусторонние и многосторонние межд.

договоры.

В российской доктрине МП преобладающим являет-

ся подход к оценке юридического статуса МВП, со-

гласно которому он базируется на основных общепри-

знанных принципах МП, таких как территориальная

целостность государств и нерушимость их границ, не-

применение силы или угрозы силой, мирное разреше-

ние межд. споров.

Но МВП содержит и  специальные отраслевые прин-

ципы:

принцип государственного суверенитета над воздуш-

ным пространством;

принцип свободы полетов  в межд. воздушном про-

странстве, в том числе  над открытом морем;

принцип соблюдения безопасности межд. полетов

(Монреальская конвенция  о борьбе с незаконными акта-

ми против безопасности гражданской авиации 1971 г.).

В межд. воздушном праве  насчитывают ≪пять свобод

воздуха≫:

1) право выполнять  транзитные беспосадочные поле-

ты через территорию иностранного государства;

2) право совершать  на иностранной территории посад-

ки с некоммерческими  целями (т. е. без права высажи-

вать или брать на борт пассажиров, груз и почту);

3) право привозить  на иностранную территорию пасса-

жиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;

4) право увозить с  иностранной территории пассажи-

ров, груз и почту, следующих  в страну флага судна;

5) право провозить  на иностранную территорию пасса-

жиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стра-

не, и увозить их с  этой территории в любую третью страну.

28

-л-

Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ  КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

53. Международное космическое  право. Понятие,

принципы и источники

Днем рождения Международного космического пра-

ва (МКП) можно считать дату вступления в силу Догово-

ра по космосу - 10 октября 1967 г., когда была оконча-

тельно признана применимость принципов МП к МКП.

МКП - это система основных принципов МП, специаль-

ных принципов и норм, определяющих основы космиче-

ского сотрудничества государств и правовой режим кос-

мического пространства, естественных и искусственных

небесных тел, космонавтов.

Принципы МКП. На МКП  распространяются общие

принципы МП. Принцип  равноправия государств приме-

нительно к космической  деятельности означает равен-

ство прав всех государств как в осуществлении косми-

ческой деятельности, так и в решении вопросов право-

вого и политического  характера, возникающих в связи

с ее осуществлением. Исследование и использова-

ние космического пространства должны быть направ-

лены на благо всех народов независимо от степени

их экономического или  научного развития. Космическое

пространство открыто  для исследования и использова-

'ния всеми государствами  без какой бы то ни было  дис-

криминации на основе равенства и в соответствии

с МП, при свободном  доступе во все районы небесных

тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой

в МКП означает, что  космическая деятельность должна

осуществляться всеми  государствами так, чтобы при

этом не подвергались угрозе межд. мир и безопасность,

а > ~~—™" и —•—" —""• ."•••-• —- ~ ———————— Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРАВО

55. Международное экологическое  право. Понятие,

специальные принципы

Международное экологическое  право (МЭП) - сово-

купность принципов  и норм международного права, со-

ставляющих специфическую  отрасль этой системы пра-

ва и регулирующих действия его субъектов (в первую

очередь государств) по предотвращению, ограничению и

устранению ущерба окружающей среде из различных

источников, а также  по рациональному, экологически

Информация о работе Международное право