Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
сении повреждений осколками, которые не обнаружива-
ются в человеческом теле с помощью рентгеновских лу-
чей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и
ском оружии, которая запрещает разработку, производство
и накопление запасов
бактериологического и
оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. госу-
дарства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к
военному использованию средств воздействия на природ-
ную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против
гражданского населения осколочные бомбы, осколки кото-
рых не просматриваются в человеческом теле рентгеном,
мины-ловушки, зажигательное оружие.
ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов,
в которых регулируются
вопросы уголовной
за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. во-
енного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении пре-
ступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о
неприменимости срока давности к военным преступлениям и
преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Гене-
ральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных пре-
ступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц,
совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.
Из общих принципов МП в ПВК особое значение име-
ют: принцип гуманности, принцип недопустимости дис-
криминации; принцип ответственности за нарушение
норм и принципов ПВК, который включает:
специальные принципы ПВК, регулирующие примене-
ние средств и методов ведения войны: принцип ограни-
чения воюющих в выборе средств и методов вооружен-
ной борьбы; принцип разграничения военных и граждан-
ских объектов;
специальные принципы ПВК о защите участников воо-
руженной борьбы, а также гражданского населения под-
разделяются на две группы: принципы защиты законных
прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав
гражданского лица во время вооруженных конфликтов.
денных лиц для отбывания наказания в стране, гражда-
нами которой они являются. Межгосударственные и
межправительственные соглашения, как правило, сопро-
вождаются межведомственными, в которых конкретизи-
руется сотрудничество отдельных ведомств.
2. Сотрудничество на
региональном уровне
совпадением интересов и характеров отношений стран оп-
ределенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 госу-
дарств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о
предупреждении актов терроризма и наказании за их совер-
шение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается
весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содруже-
ства (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о право-
вой помощи по гражданским/ семейным и уголовным делам.
3. Сотрудничество на универсальном уровне началось
еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН..В на-
стоящее время создана целая система многосторонних
универсальных договоров в области международного
уголовного права.
Межд. сотрудничество в борьбе с преступлениями
предполагает решение государствами нескольких взаи-
мосвязанных задач:
а) согласование квалификации преступлений, представ-
ляющих опасность для нескольких или всех государств;
б) координация мер по предотвращению и пресечению
таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и
преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам,
включая выдачу преступников.
другие устройства в виде, детских игрушек и предметов
медицинской помощи; любое зажигательное оружие про-
тив гражданского населения, населенных пунктов и не-
военных объектов;
другие виды обычного оружия, которые могут считать-
ся наносящими чрезмерные повреждения или имеющие
неизбирательное действие;
осуществление геноцида на захваченной территории;
предательское убийство или ранение сложившего ору-
жие или безоружного неприятеля; объявление оборо-
няющимся, что в случае сопротивления им не будет по-
щады;
бессмысленное разрушение городов и населенных
пунктов и уничтожение неприятельской собственности,
если это не вызывается военной необходимостью;
Однако МП не запрещает военные хитрости с целью
ввести противника в заблуждение или побудить его дей-
ствовать опрометчиво. Примерами таких хитростей яв-
ляются: использование маскировки, ловушек, ложные
операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).
В связи с развитием научно-технического прогресса и
повышением его уровня в военно-промышленном ком-
плексе особое место в МП вооруженных конфликтов за-
нимают средства и методы ведения воздушной войны.
Положения Дополнительного протокола I направлены на
защиту гражданского населения от нападений с воздуха.
Нападения с воздуха могут быть направлены только
против военных объектов. Запрещается нападение или
угроза нападения, основная цель которого состоит в том,
чтобы терроризировать гражданское население.
Военные действия развертываются на определен-
ных территориях воюющих государств. Под театром
войны понимается вся территория воюющих госу-
дарств (сухопутная, морская и воздушное пространст-
во над ними), на которой они могут потенциально вес-
ти военные действия. Под театром военных дейст-
вий понимается территория, на которой вооруженные
силы воюющих государств фактически ведут военные
действия.
Под нейтралитетом во время войны понимается
правовое положение государства, при котором оно не
участвует в войне и не оказывает непосредственной
помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных
государств во время войны, воюющих сторон в отно-
шении нейтральных государств, а также физических
лиц как нейтральных, так и воюющих государств рег-
ламентируются Гаагской конвенцией о правах и обя-
занностях нейтральных держав и лиц в случае сухо-
путной войны 1907 г., в соответствии с которой терри-
тория нейтрального государства является неприкос-
новенной и не может быть превращена в театр воен-
ных действий. Воюющим государствам запрещается
проводить через территорию нейтрального государст-
ва войска и военные транспорты. Нейтральное госу-
дарство не должно разрешать воюющим создавать,
устанавливать или размещать на своей территории
радиостанции и другие средства связи и технические
приспособления. Однако оно может разрешать воюю-
щим (на равных началах) пользоваться своими сред-
ствами связи.
34
65. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомба-
танты. Женевские конвенции о защите жертв
войны 1949 г.
Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо-
средственного участия
в военных действиях или
такое участие с определенного момента: раненые и боль-
ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан-
ское население, в том числе оккупированных территорий.
Участников вооруженных конфликтов можно условно
разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и
несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнитель-
ному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, вхо-
дящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в
конфликте, и принимающие непосредственное участие в
боевых действиях, являются комбатантами. Только за комба-
тантами признается право применять военную силу. К ним
самим допустимо в ходе боевых действий применение выс-
шей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комба-
танты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать
обращения с ними как с военнопленными.
К несражающимся относится личный состав, право-
мерно находящийся в
структуре вооруженных сил
щей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в
достижении успехов в боевых действиях, но не прини-
мающий Непосредственного участия в этих действиях.
Это интендантский и медицинский персонал, корреспон-
денты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся
не могут быть непосредственным объектом вооруженно-
го нападения противника. В то же время оружие, имею-
щееся у них, они обязаны использовать исключительно в
целях самообороны и защиты вверенного им имущебтва.
66. Международно-правовые последствия окон-
чания войны
Наиболее распространенными формами прекращения
военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие- временное прекращение военных дейст-
вий, осуществляемое на основе взаимного соглашения
между участниками вооруженного конфликта. Различают
два вида перемирия: местное и общее. Местное переми-
рие преследует цель приостановить военные действия
между отдельными частями и подразделениями на огра-
ниченном участке военных действий. Как правило, оно
направлено на решение частных задач (подбор ране-
ных, погребение мертвых, эвакуация из осажденного
района лиц из числа гражданского населения, посылка
парламентеров и т. д.).
Общее перемирие существенно отличается от мест-
ного. Во-первых, в случае общего перемирия военные
действия приостанавливаются на всем участке театра
военных действий. Во-вторых, общее перемирие при
определенных обстоятельствах (например, если сто-
роны в конфликте формально не заявили о наличии
состояния войны между ними) способно не только при-
остановить военные действия, но и привести к их пре-
кращению.
Специфической формой приостановления военных
действий является выполнение участвующими в кон-
фликте государствами решения Совета Безопасности
ООН (на основании ст. 40 Устава ООН ≪О временных
мерах≫, которые могут включать, в частности, прекраще-
ние огня, отвод войск на заранее занятые позиции, осво-
бождение определенной территории и т. д.).
Тема 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ПРАВЕ
67. Понятие и основания международно-право-
вой ответственности субъектов международ-
ного права
Межд.-лравовая ответственность (МПО) - один из ста-
рейших институтов МП, сложившихся на базе обычно-пра-
вовых норм. Нормы о МПО ≪разбросаны≫ по отдельным
отраслям МП, таким как право межд. правосубъектности,
право межд. организаций, право межд. безопасности и др.
МПО представляет собой юридические последствия, кото-