Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

сении повреждений осколками, которые не обнаружива-

ются в человеческом теле с помощью рентгеновских  лу-

чей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и

ском оружии, которая  запрещает разработку, производство

и накопление запасов  бактериологического и токсинного

оружия и предусматривает  их уничтожение. В 1977 г. госу-

дарства подписали Конвенцию  о запрещении прибегать к

военному использованию  средств воздействия на природ-

ную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против

гражданского населения  осколочные бомбы, осколки кото-

рых не просматриваются  в человеческом теле рентгеном,

мины-ловушки, зажигательное  оружие.

ПВК содержит большое  количество межд.-правовых актов,

в которых регулируются вопросы уголовной ответственности

за агрессию и за нарушение  норм ПВК Это Устав Межд. во-

енного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении пре-

ступления геноцида и  наказании за него 1948 г.; Конвенция  о

неприменимости срока  давности к военным преступлениям  и

преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Гене-

ральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных пре-

ступников 1946 г. и о  наказании военных преступников и лиц,

совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов  МП в ПВК особое значение име-

ют: принцип гуманности, принцип недопустимости дис-

криминации; принцип ответственности  за нарушение

норм и принципов  ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие примене-

ние средств и методов  ведения войны: принцип ограни-

чения воюющих в выборе средств и методов вооружен-

ной борьбы; принцип разграничения  военных и граждан-

ских объектов;

специальные принципы ПВК  о защите участников воо-

руженной борьбы, а  также гражданского населения под-

разделяются на две группы: принципы защиты законных

прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав

гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

денных лиц для отбывания  наказания в стране, гражда-

нами которой они  являются. Межгосударственные и

межправительственные  соглашения, как правило, сопро-

вождаются межведомственными, в которых конкретизи-

руется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на  региональном уровне обусловлено

совпадением интересов  и характеров отношений стран  оп-

ределенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 госу-

дарств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о

предупреждении актов  терроризма и наказании за их совер-

шение. В рамках СНГ  такое сотрудничество развивается

весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содруже-

ства (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о право-

вой помощи по гражданским/ семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на  универсальном уровне началось

еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН..В на-

стоящее время создана  целая система многосторонних

универсальных договоров  в области международного

уголовного права.

Межд. сотрудничество в  борьбе с преступлениями

предполагает решение  государствами нескольких взаи-

мосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представ-

ляющих опасность для  нескольких или всех государств;

б) координация мер по предотвращению и пресечению

таких преступлений;

в) установление юрисдикции над преступлениями и

преступниками;

г) обеспечение неотвратимости наказания;

д) оказание правовой помощи по уголовным делам,

включая выдачу преступников.

другие устройства в  виде, детских игрушек и предметов

медицинской помощи; любое  зажигательное оружие про-

тив гражданского населения, населенных пунктов и не-

военных объектов;

другие виды обычного оружия, которые могут считать-

ся наносящими чрезмерные повреждения или имеющие

неизбирательное действие;

осуществление геноцида на захваченной территории;

предательское убийство или ранение сложившего ору-

жие или безоружного  неприятеля; объявление оборо-

няющимся, что в случае сопротивления им не будет по-

щады;

бессмысленное разрушение городов и населенных

пунктов и уничтожение  неприятельской собственности,

если это не вызывается военной необходимостью;

Однако МП не запрещает  военные хитрости с целью

ввести противника в  заблуждение или побудить его  дей-

ствовать опрометчиво. Примерами таких хитростей яв-

ляются: использование  маскировки, ловушек, ложные

операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного

протокола I к Женевским  конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием  научно-технического прогресса и

повышением его уровня в военно-промышленном ком-

плексе особое место  в МП вооруженных конфликтов за-

нимают средства и  методы ведения воздушной войны.

Положения Дополнительного  протокола I направлены на

защиту гражданского населения от нападений с воздуха.

Нападения с воздуха  могут быть направлены только

против военных объектов. Запрещается нападение или

угроза нападения, основная цель которого состоит в том,

чтобы терроризировать  гражданское население.

Военные действия развертываются на определен-

ных территориях воюющих  государств. Под театром

войны понимается вся  территория воюющих госу-

дарств (сухопутная, морская  и воздушное пространст-

во над ними), на которой  они могут потенциально вес-

ти военные действия. Под театром военных дейст-

вий понимается территория, на которой вооруженные

силы воюющих государств фактически ведут военные

действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается

правовое положение  государства, при котором оно  не

участвует в войне  и не оказывает непосредственной

помощи воюющим. Права  и обязанности нейтральных

государств во время  войны, воюющих сторон в отно-

шении нейтральных государств, а также физических

лиц как нейтральных, так и воюющих государств рег-

ламентируются Гаагской конвенцией о правах и обя-

занностях нейтральных  держав и лиц в случае сухо-

путной войны 1907 г., в  соответствии с которой терри-

тория нейтрального государства является неприкос-

новенной и не может  быть превращена в театр воен-

ных действий. Воюющим  государствам запрещается

проводить через территорию нейтрального государст-

ва войска и военные  транспорты. Нейтральное госу-

дарство не должно разрешать воюющим создавать,

устанавливать или размещать  на своей территории

радиостанции и другие средства связи и технические

приспособления. Однако оно может разрешать воюю-

щим (на равных началах) пользоваться своими сред-

ствами связи.

34

65. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомба-

танты. Женевские конвенции  о защите жертв

войны 1949 г.

Жертвы войны - это  лица, которые не принимают непо-

средственного участия  в военных действиях или прекратили

такое участие с определенного  момента: раненые и боль-

ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан-

ское население, в том  числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных  конфликтов можно условно

разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и

несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнитель-

ному протоколу I к  Женевским конвенциям 1949 г. лица, вхо-

дящие в состав вооруженных  сил стороны, находящейся в

конфликте, и принимающие  непосредственное участие в

боевых действиях, являются комбатантами. Только за комба-

тантами признается право  применять военную силу. К ним

самим допустимо в  ходе боевых действий применение выс-

шей меры насилия, т. е. физического  уничтожения. Комба-

танты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать

обращения с ними как  с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, право-

мерно находящийся в  структуре вооруженных сил воюю-

щей стороны, оказывающий  ей всестороннюю помощь в

достижении успехов  в боевых действиях, но не прини-

мающий Непосредственного  участия в этих действиях.

Это интендантский и  медицинский персонал, корреспон-

денты и репортеры, духовенство  и др. Несражающиеся

не могут быть непосредственным объектом вооруженно-

го нападения противника. В то же время оружие, имею-

щееся у них, они обязаны  использовать исключительно в

целях самообороны и  защиты вверенного им имущебтва.

66. Международно-правовые  последствия окон-

чания войны

Наиболее распространенными  формами прекращения

военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие- временное  прекращение военных дейст-

вий, осуществляемое на основе взаимного соглашения

между участниками вооруженного конфликта. Различают

два вида перемирия: местное  и общее. Местное переми-

рие преследует цель приостановить  военные действия

между отдельными частями  и подразделениями на огра-

ниченном участке военных действий. Как правило, оно

направлено на решение  частных задач (подбор ране-

ных, погребение мертвых, эвакуация из осажденного

района лиц из числа  гражданского населения, посылка

парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно  отличается от мест-

ного. Во-первых, в случае общего перемирия военные

действия приостанавливаются на всем участке театра

военных действий. Во-вторых, общее перемирие при

определенных обстоятельствах (например, если сто-

роны в конфликте  формально не заявили о наличии

состояния войны между ними) способно не только при-

остановить военные  действия, но и привести к их пре-

кращению.

Специфической формой приостановления  военных

действий является выполнение участвующими в кон-

фликте государствами  решения Совета Безопасности

ООН (на основании ст. 40 Устава ООН ≪О временных

мерах≫, которые могут  включать, в частности, прекраще-

ние огня, отвод войск  на заранее занятые позиции, осво-

бождение определенной территории и т. д.).

Тема 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  В МЕЖДУНАРОДНОМ

ПРАВЕ

67. Понятие и основания международно-право-

вой ответственности  субъектов международ-

ного права

Межд.-лравовая ответственность (МПО) - один из ста-

рейших институтов МП, сложившихся на базе обычно-пра-

вовых норм. Нормы о  МПО ≪разбросаны≫ по отдельным

отраслям МП, таким как право межд. правосубъектности,

право межд. организаций, право межд. безопасности и др.

МПО представляет собой  юридические последствия, кото-

Информация о работе Международное право