Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
ма МП носит объективный характер, система науки МП -
субъективный.
существующих межд.-правовых норм под воздействием
национального права.
Устранение из МП под воздействием внутригосударст-
венного права политических и правовых средств отжив-
ших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в МП основных право-
вых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние МП на формирование и развитие внутри-
государственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм МП
во внутреннем законодательстве. Существуют три сис-
темы трансформации:
прямая: согласно которой заключенный государством
и вступивший в силу договор непосредственно обретает
силу закона;
опосредствованная: правила договора обретают силу
норм внутреннего права лишь в результате издания за-
конодательным органом специального акта;
смешанная: сочетает элементы первых двух систем и
является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тек-
сту с положениями договора, принято говорить об ин-
корпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его по-
ложения будут применяться в соответствии с опреде-
ленным договором, в таких случаях речь идет об отсыл-
ке к межд. договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - пол-
ное заимствование тех или иных норм МП, косвенная -
ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутрен-
него законодательства.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. Нормы международного права, jix особенности и
виды. Нормотворчество в
Норма МП - это юридически обязательное правило по-
ведения общего характера, созданное субъектами совре-
менного международного права. Процесс создания норм
МП отличается от процесса создания внутригосударствен-
ных норм. В межд. правообразовании не существует зако-
нодательных органов, которые бы занимались правотвор-
чеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те
или иные правовые нормы в качестве межд.-правовых.
Формообразование в МП носит согласительный харак-
тер. Соглашение субъектов МП может быть явно выраже-
но или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с дого-
ворными нормами, во втором - с обычными нормами.
Нормы МП классифицируются по различным основаниям.
1. По своей юридической силе:
императивные (jus cogens) - устанавливают четкие,
конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут
по своему усмотрению их изменять. Они могут изменять-
• ся принятием новой нормы jus cogens;
диспозитивные - нормы, от которых государства могут
отступать по взаимному соглашению, если отступление не
наносит ущерба правам и законным интересам других го-
сударств.
2. По сфере действия:
универсальные нормы регламентируют отношения с
участием всех или подавляющего большинства госу-
дарств мира. Таковы, например, положения Устава ООН,
Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
региональные нормы регламентируют отношения с уча-
стием государств, принадлежащих к одному географическому
7. Решения международных организаций, их
особенности, виды, юридическая сила
Решение межд. организации - это волеизъявление
государств-членов в компетентном органе в соответст-
вии с правилами процедуры и положениями устава дан-
ной организации. Акты или итоговые документы межд.
организаций могут иметь разноплановый характер и раз-
личную юридическую силу
С точки зрения процесса нормотворчества они под-
разделяются на юридически обязательные и реко-
мендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН
может принимать юридические акты двоякого рода:
рекомендации, т. е. акты, предусматривающие опре-
деленные методы и процедуры, с которыми государ-
ству предлагается сообразовывать свои действия, и
юридически обязательные решения, выполнение ко-
торых обеспечивается принудительной силой всех го-
сударств - членов ООН. Основной формой принимае-
мых СБ рекомендаций и обязательных решений явля-
ются резолюции, которых принято более 700. Все бо-
лее заметную роль в последнее время стали играть
заявления председателя СБ (их число превысило
100).
Принимаемые межд. организациями заключитель-
ные акты или итоговые документы в зависимости от их
содержания и политико-правовой значимости сами
могут непосредственно служить источником МП. На-
пример, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие
итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных
учреждений принимают имеющие различные назва-
6. Источники международного права, их общая
характеристика и соотношение
Источники МП понимаются в двух значениях: в мате-
риальном (материальные условия жизни общества) и
формальном (форма, в которой находят свое выраже-
ние нормы права). Источники МП представляют собой
признанные государствами
татов согласования государственной воли, формы фик-
сации межд.-правовых норм. Все источники МП разделя-
ются на две основные группы: основные и вспомога-
тельные средства создания межд.-правовых норм.
К основным относятся:
1) межд. договоры, устанавливающие правила, опре-
деленно признанные спорящими государствами. Межд.
договоры бывают:
общие, в которых могут участвовать все государства и
которые содержат нормы, обязательные для всего
межд. сообщества;
специальные договоры с ограниченным числом участ-
ников;
2) межд. обычай как доказательство всеобщей прак-
тики, признанной в качестве правовой нормы. Межд.
обычай - такое правило поведения субъектов МП, кото-
рое появилось в результате повторяющихся однородных
действий и признано в качестве правовой нормы. В на-
стоящее время фактор времени уже не играет важной
роли. Началу обычая может положить решение межд.
органа. С возникновения обычая процесс формирования
его как правовой нормы переходит в стадию признания
его государством в качестве таковой. Договорные нормы
активно признаются государством путем подписания,
FТема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
8. Понятие и классификация принципов между-
народного права
Ядро современного МП образуют его основные прин-
ципы - обобщенные нормы, отражающие характерные
черты, а также главное, содержание МП и обладающие
высшей юридической силой. Основные принципы МП
были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о прин-
ципах МП, касающихся дружественных отношений и со-
трудничества между государствами в соответствии с Ус-
тавом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.
Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с
усложнением общественной и юридической практики. На-
пример, первые два документа зафиксировали семь таких
принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принципы исторически обусловлены. С одной сторо-
ны, они необходимы для функционирования системы
межд. отношений и МП. С другой - их существование и
реализация возможны в данных исторических условиях.
Принципы МП имеют свои характерные черты:
• универсальность, которая понимается как обязан-
ность всех субъектов МП соблюдать их;
• необходимость признания всем мировым сообществом;
• наличие принципов-идеалов (например, еще не реа-
лизованные принципы мира и сотрудничества);
• взаимосвязанность, что означает выполнимость ими
своих функций только в том случае, когда они будут
рассматриваться как система взаимодействующих
ЭЛВМ6НТ0В|
• авангардность регулирования при появлении новых
субъектов МП или новой сферы сотрудничества
(восполняют ≪пробелы≫ в МП);
обычные же нормы документально не подтверждены и
поэтому для установления обычая как правовой нормы
прибегают к вспомогательным средствам.
Между договором и обычаем существует тесное взаи-
модействие. Обычная норма может превратиться в дого-
ворную путем закрепления ее в межд. договоре. Дого-
ворная норма может стать обычной для*е участвующих
в договоре государств, если она получит всеобщее при-
знание и в силу этого станет общепризнанной нормой
обычного права; поэтому между этими источниками МП
не может быть какой-то жесткой границы.
К межд. правотворчеству в качестве вспомога-
тельного источника привлекается внутригосударствен-
ное право. Особая роль принадлежит односторонним ак-
там государства (заявлениям, нотам, выступлениям
и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают
норм), тем не менее
могут порождать для
юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного
источника МП признаются в англоязычных государст-
вах. Однако как вспомогательный источник права реше-
ния Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде
всего по причине вышеупомянутой конкретизации обыч-
ных норм.
Особое место в межд.-правовой системе принад-
лежит доктринам МП. Большое значение при этом име-
ет коллективное мнение юристов разных стран, которое
находит выражение в документах таких организаций, как
Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее док-
трина согласно российской теории права - только вспо-
могательное средство для определения норм.
региону. Примером таких норм является Договор о Европей-
ском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически пред-
шествовали универсальным. Последние создавались на базе
первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и
поныне. Вместе с тем универсальное МП содействует про-
грессу региональных систем, передавая им опыт как более
развитых региональных систем, так и универсальной системы;
локальные нормы регулируют взаимоотношения двух
или нескольких субъектов МП.
3. По характеру воздействия:
запрещающие;
разрешающие;
управомочивающие.
4. По функциям в системе:
материальные;
процессуальные: к таким нормам относятся те, которые
регулируют процессы создания и осуществления МП.
5. По источнику:
обычные;
договорные;
нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы отсылочные, обязываю-
щие руководствоваться правилами, содержащимися в