Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

ма МП носит объективный  характер, система науки МП -

субъективный.

существующих межд.-правовых норм под воздействием

национального права.

Устранение из МП под воздействием внутригосударст-

венного права политических и правовых средств отжив-

ших институтов, принципов  и норм.

Рецепция и активное использование в МП основных право-

вых формул, пришедших  из внутригосударственного права.

Влияние МП на формирование и развитие внутри-

государственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм МП

во внутреннем законодательстве. Существуют три сис-

темы трансформации:

прямая: согласно которой заключенный  государством

и вступивший в силу договор непосредственно обретает

силу закона;

опосредствованная: правила договора обретают силу

норм внутреннего права лишь в результате издания за-

конодательным органом специального акта;

смешанная: сочетает элементы первых двух систем и

является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают  по тек-

сту с положениями договора, принято  говорить об ин-

корпорации.

Во многих законах говорится, что  те или иные его по-

ложения будут применяться в  соответствии с опреде-

ленным договором, в таких случаях речь идет об отсыл-

ке к межд. договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - пол-

ное заимствование тех или иных норм МП, косвенная -

ссылка на ту или иную конвенцию  как на часть внутрен-

него законодательства.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

5. Нормы международного права, jix особенности и

виды. Нормотворчество в международном  праве

Норма МП - это юридически обязательное правило по-

ведения общего характера, созданное  субъектами совре-

менного международного права. Процесс создания норм

МП отличается от процесса создания внутригосударствен-

ных норм. В межд. правообразовании не существует зако-

нодательных органов, которые  бы занимались правотвор-

чеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те

или иные правовые нормы  в качестве межд.-правовых.

Формообразование в  МП носит согласительный харак-

тер. Соглашение субъектов  МП может быть явно выраже-

но или молчаливо. В  первом случае мы имеем дело с дого-

ворными нормами, во втором - с обычными нормами.

Нормы МП классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической  силе:

императивные (jus cogens) - устанавливают  четкие,

конкретные пределы  поведения. Субъекты МП не могут

по своему усмотрению их изменять. Они могут изменять-

• ся принятием новой  нормы jus cogens;

диспозитивные - нормы, от которых государства могут

отступать по взаимному  соглашению, если отступление не

наносит ущерба правам и  законным интересам других го-

сударств.

2. По сфере действия:

универсальные нормы  регламентируют отношения с

участием всех или  подавляющего большинства госу-

дарств мира. Таковы, например, положения Устава ООН,

Венской конвенции о  дипломатических сношениях 1961 г.;

региональные нормы  регламентируют отношения с уча-

стием государств, принадлежащих  к одному географическому

7. Решения международных организаций, их

особенности, виды, юридическая  сила

Решение межд. организации - это волеизъявление

государств-членов в компетентном органе в соответст-

вии с правилами процедуры  и положениями устава дан-

ной организации. Акты или  итоговые документы межд.

организаций могут иметь  разноплановый характер и раз-

личную юридическую  силу

С точки зрения процесса нормотворчества они под-

разделяются на юридически обязательные и реко-

мендательные. Так, Совет  Безопасности (СБ) ООН

может принимать юридические  акты двоякого рода:

рекомендации, т. е. акты, предусматривающие опре-

деленные методы и  процедуры, с которыми государ-

ству предлагается сообразовывать свои действия, и

юридически обязательные решения, выполнение ко-

торых обеспечивается принудительной силой всех го-

сударств - членов ООН. Основной формой принимае-

мых СБ рекомендаций и  обязательных решений явля-

ются резолюции, которых  принято более 700. Все бо-

лее заметную роль в последнее  время стали играть

заявления председателя СБ (их число превысило

100).

Принимаемые межд. организациями  заключитель-

ные акты или итоговые документы в зависимости от их

содержания и политико-правовой значимости сами

могут непосредственно  служить источником МП. На-

пример, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие

итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных

учреждений принимают  имеющие различные назва-

6. Источники международного  права, их общая

характеристика и соотношение

Источники МП понимаются в двух значениях: в мате-

риальном (материальные условия жизни  общества) и

формальном (форма, в которой находят свое выраже-

ние нормы права). Источники МП представляют собой

признанные государствами формы  воплощения резуль-

татов согласования государственной  воли, формы фик-

сации межд.-правовых норм. Все источники  МП разделя-

ются на две основные группы: основные и вспомога-

тельные средства создания межд.-правовых норм.

К основным относятся:

1) межд. договоры, устанавливающие  правила, опре-

деленно признанные спорящими государствами. Межд.

договоры бывают:

общие, в которых могут участвовать все государства и

которые содержат нормы, обязательные для всего

межд. сообщества;

специальные договоры с ограниченным числом участ-

ников;

2) межд. обычай как доказательство  всеобщей прак-

тики, признанной в качестве правовой нормы. Межд.

обычай - такое правило поведения субъектов МП, кото-

рое появилось в результате повторяющихся однородных

действий и признано в качестве правовой нормы. В на-

стоящее время фактор времени уже не играет важной

роли. Началу обычая может  положить решение межд.

органа. С возникновения обычая процесс формирования

его как правовой нормы  переходит в стадию признания

его государством в качестве таковой. Договорные нормы

активно признаются государством путем подписания,

FТема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

8. Понятие и классификация принципов между-

народного права

Ядро современного МП образуют его основные прин-

ципы - обобщенные нормы, отражающие характерные

черты, а также главное, содержание МП и обладающие

высшей юридической  силой. Основные принципы МП

были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о прин-

ципах МП, касающихся дружественных  отношений и со-

трудничества между  государствами в соответствии с  Ус-

тавом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

Принципы МП постоянно  находятся в развитии в связи  с

усложнением общественной и юридической практики. На-

пример, первые два документа  зафиксировали семь таких

принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы исторически  обусловлены. С одной сторо-

ны, они необходимы для  функционирования системы

межд. отношений и МП. С другой - их существование и

реализация возможны в данных исторических условиях.

Принципы МП имеют  свои характерные черты:

• универсальность, которая  понимается как обязан-

ность всех субъектов  МП соблюдать их;

• необходимость признания  всем мировым сообществом;

• наличие принципов-идеалов (например, еще не реа-

лизованные принципы мира и сотрудничества);

• взаимосвязанность, что  означает выполнимость ими

своих функций только в том случае, когда они будут

рассматриваться как  система взаимодействующих

ЭЛВМ6НТ0В|

• авангардность регулирования  при появлении новых

субъектов МП или новой сферы  сотрудничества

(восполняют ≪пробелы≫ в МП);

обычные же нормы документально  не подтверждены и

поэтому для установления обычая как  правовой нормы

прибегают к вспомогательным средствам.

Между договором и обычаем существует тесное взаи-

модействие. Обычная норма может  превратиться в дого-

ворную путем закрепления ее в межд. договоре. Дого-

ворная норма может стать  обычной для*е участвующих

в договоре государств, если она получит всеобщее при-

знание и в силу этого станет общепризнанной нормой

обычного права; поэтому  между этими источниками МП

не может быть какой-то жесткой границы.

К межд. правотворчеству  в качестве вспомога-

тельного источника  привлекается внутригосударствен-

ное право. Особая роль принадлежит  односторонним ак-

там государства (заявлениям, нотам, выступлениям

и т. д.), которые, не являясь  источником МП (не создают

норм), тем не менее  могут порождать для государства

юридические обязательства.

Судебные решения в качестве самостоятельного

источника МП признаются в англоязычных государст-

вах. Однако как вспомогательный  источник права реше-

ния Межд. суда ООН имеют  большое значение, прежде

всего по причине вышеупомянутой конкретизации обыч-

ных норм.

Особое место в межд.-правовой системе принад-

лежит доктринам МП. Большое значение при этом име-

ет коллективное мнение юристов  разных стран, которое

находит выражение в документах таких организаций, как

Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее док-

трина согласно российской теории права - только вспо-

могательное средство для  определения норм.

региону. Примером таких  норм является Договор о Европей-

ском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически пред-

шествовали универсальным. Последние создавались на базе

первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и

поныне. Вместе с тем  универсальное МП содействует про-

грессу региональных систем, передавая им опыт как более

развитых региональных систем, так и универсальной системы;

локальные нормы регулируют взаимоотношения двух

или нескольких субъектов  МП.

3. По характеру воздействия:

запрещающие;

разрешающие;

управомочивающие.

4. По функциям в  системе:

материальные;

процессуальные: к таким  нормам относятся те, которые

регулируют процессы создания и осуществления МП.

5. По источнику:

обычные;

договорные;

нормы решений межд. организаций.

Существуют также нормы  отсылочные, обязываю-

щие руководствоваться  правилами, содержащимися в

Информация о работе Международное право