Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

других нормах, актах. Выделяют организационные нор-

мы, которые имеют несколько  разновидностей. Их зада-

ча состоит в регулировании  деятельности межд. органов

и организаций. НТР обусловила бурное развитие техни-

ческих связей. Потребность  в их регулировании вызвала

распространение технических  норм. К ним относятся

нормы МП, придающие юридическую  силу требованиям,

вытекающим из законов  природы, науки и техники.

• иерархичность (например, центральное место зани-

мает принцип неприменения силы).

Принципам МП присущи  две основные функции:

стабилизирующая, которая  заключается в определении

основ взаимодействия субъектов  МП путем создания

нормативных рамок, и развивающая, суть которой состо-

ит в закреплении  всего нового, что появляется в  практи-

ке межд. отношений.

Классификация основных принципов имеет скорее

теоретический, чем практический характер и осуществ-

ляется по ряду оснований.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и

обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку принято различать прин-

ципы, возникшие в период рабовладения, феодализма,

капитализма, так называемые доуставные принципы, ус-

тавные принципы, возникшие после Второй мировой

войны, послеуставные - новейшие - принципы МП

(принцип всеобщего и полного  разоружения, принцип со-

трудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отно-

шений. Тут можно выстроить систему, на первом месте

которой будут принципы, обеспечивающие общечелове-

ческие ценности (уважение прав и  свобод человека). На

втором - принципы, связанные непосредственно  с инте-

ресами государств (невмешательство  во внутренние

дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно  выделить три груп-

пы принципов: а) защищающие мир  и безопасность;

б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

в) защищающие права человека, народов и наций.

ния нормативные регламенты, которые устанавлива-

ют нормы поведения, обязательные для государств в

области, входящей в компетенцию  данной межд. орга-

низации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд.

союз электросвязи, Всемирная  организация здраво-

охранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются

двумя основными способами - молчаливым согласи-

ем (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно

выраженным одобрением, например ратификацией

(ВПЗ).

Рекомендательные резолюции  становятся часто пер-

воначальными правилами, которые в итоге превращают-

ся в обычные нормы  общего права. Кроме того, деклари-

рованные положения  рекомендательных резолюций

входят в МП, трансформировавшись  в договорные нор-

мы. Например, резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН

сыграли первостепенную роль в создании комплекса до-

говоров по правам человека, Договоры о нераспростра-

нении ядерного оружия и  т. д. Сказанное относится и к

специализированным учреждениям  ООН - Межд. орга-

низации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они мо-

гут сопровождать открываемый  для подписания межд.

договор, который по вступлении его в силу явится полно-

ценным источником МП.

Особое внимание обращают на себя решения Межд.

суда ООН. Он является не правотворческим, а право-

применительным органом, вследствие чего решения

суда не создают новых  норм МП. Решения Межд. суда

обязательны к исполнению только теми государствами,

чей спор рассматривался этим судом.

9. Содержание основных  принципов междуна-

родного права

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил

цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны,

принять практику, в соответствии с которой вооружен-

ные силы применяются  не иначе как в общих интересах.

Запрещена даже угроза силой  каким-либо образом, не-

совместимым с целями ООН.

Принцип мирного разрешения споров. Каждое госу-

дарство разрешает свои межд. споры с другими государ-

ствами мирными средствами таким образом, чтобы не

подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра-

ведливость.

Принцип уважения прав человека. Здесь  важнейшее

значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой ≪ООН

содействует: а) повышению уровня жизни, полной заня-

тости населения и условиям экономического и социаль-

ного прогресса и развития... с) всеобщему уважению и

соблюдению прав человека и основных свобод для

всех...≫. Этот принцип закреплен также во Всеобщей

декларации прав человека 1948 г. и  в двух пактах 1966 г.:

один - о гражданских и политических правах, другой - об

экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного  равенства. Государства обя-

заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг

друга, а также все  права, присущие суверенитету. Каж-

дое государство имеет  право устанавливать свои законы

и административные правила. Все государства облада-

ют равными основными  правами и обязанностями.

Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7

ст. 2 Устава ООН Организация  не имеет права ≪на вме-

11. Государства как  основные субъекты между-

народного права. Государственный  суверени-

тет в международном  праве

Под государством в МП понимается страна со всеми

присущими ей признаками суверенного государства. Но не

всякая страна может  быть государством в межд.-правовом

смысле и субъектом  МП (например, колониальные страны).

Существуют различные  способы образования новых

государств - субъектов  МП:

в результате социальных революций и национально-

освободительных движений;

слияние двух или нескольких государств в одно госу-

дарство;

распад одного государства на два  или несколько государств;

отделение части территории и провозглашение не ней

самостоятельного государства;

решением межд. организации.

Наиболее важными признаками государства являют-

ся суверенитет, территория, население и власть. Суве-

ренитет - верховенство государства  в пределах собст-

венных границ и его  самостоятельность в международ-

ных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данно-

го государства действуют  законы только этого государства).

2. Территориальная целостность  (территория госу-

дарства не может быть изменена как в сторону уменьше-

ния, так и в сторону  увеличения без согласия его высше-

го органа или народа).

3. Формальная независимость  государства от каких-

либо субъектов (в том  числе от организаций, физиче-

ских лиц и от любых  международных организаций как

внутри государства, так и за его пределами).

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

10. Субъекты международного  права: понятие,

виды, содержание и особенности  междуна-

родной правосубъектности -

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей,

возникающих в соответствии с общими нормами МП

либо предписаниями  межд.-правовых актов. Соответст-

венно межд. правосубъектность - юридическая спо-

собность лица быть субъектом  МП. Межд. правосубъект-

ность по своему происхождению  делится на фактиче-

скую и юридическую. Существуют поэтому две категории

субъектов МП: первичные (суверенные) и производ-

ные (несуверенные). Отличаются они тем, что первич-

ные субъекты МП никто  не создает в качестве таковых.

Производные субъекты МП создаются первичными. Пра-

воспособность производных субъектов МП оговаривает-

ся в договорах об их создании.

Первичные субъекты МП.

1. Государства. Признаки: территория, население, пуб-

личные власти (система  органов).

2. Нации, борющиеся  за национальное самоопределе-

ние. Нация - историческая общность людей, проживаю-

щая на данной территории и характеризующаяся един-

ством политики, экономики, культуры, социальной жизни

и языка. Чтобы быть субъектом  МП, нации необходимы:

территория, на которой  она бы могла самоопределиться;

политическая организация, которая могла бы выступать

от имени всей нации; воинские формирования; быть

признанной при межд. организациях.

Производные субъекты МП.

1. Межд. организации. Существует  два вида:

12. Признание, его виды  и юридические последст-

вия. Правопреемство в  международном праве

Межд.-правовое признание - это акт  государства, ко-

торым констатируется возникновение  нового субъекта

МП и с которым этот субъект  считает целесообразным

установить дипломатические и  иные основанные на МП

отношения.

Существует две основных теории межд.-правового

признания - конститутивная и декларативная. Соглас-

но первой акт признания дестинатора (адресата призна-

ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет

решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта тео-

рия имеет два существенных недостатка. Во-первых, на

практике новые образования  могут вступать в межгосу-

дарственные отношения и без  признания. Во-вторых, не-

ясно, признания скольких уже существующих государств

необходимо для того, чтобы новое  образование приобре-

ло межд. правосубъектность. Декларативная теория ис-

ходит из того, что признание не означает придания ему

соответствующего правового статуса, а лишь констатиру-

ет факт возникновения нового субъекта международного

права и облегчает осуществление  с ним контакта. Эта

теория в силу демократичности и большего внимания к

правовым вопросам статуса  государства в настоящее

время преобладает в  международно-правовой доктрине.

Формы признания.

Признание де-факто (de facto) - фактическое призна-

ние государства путем  установления с ним экономических

отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических

представительств, миссий в признаваемом государстве.

межд. межправительственные организации - основа-

ны на межправительственных соглашениях. Межд. меж-

правительственные организации существуют как уни-

версальные, которые носят всемирный  характер (ООН),

и региональные, объединяющие субъектов  МП данного

региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);

межд. неправительственные организации (так назы-

ваемые органы народной дипломатии) - основаны не-

правительственными, негосударственными организа-

Информация о работе Международное право