Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
других нормах, актах. Выделяют организационные нор-
мы, которые имеют несколько разновидностей. Их зада-
ча состоит в регулировании деятельности межд. органов
и организаций. НТР обусловила бурное развитие техни-
ческих связей. Потребность в их регулировании вызвала
распространение технических норм. К ним относятся
нормы МП, придающие юридическую силу требованиям,
вытекающим из законов природы, науки и техники.
• иерархичность (например, центральное место зани-
мает принцип неприменения силы).
Принципам МП присущи две основные функции:
стабилизирующая, которая заключается в определении
основ взаимодействия субъектов МП путем создания
нормативных рамок, и развивающая, суть которой состо-
ит в закреплении всего нового, что появляется в практи-
ке межд. отношений.
Классификация основных принципов имеет скорее
теоретический, чем практический характер и осуществ-
ляется по ряду оснований.
По форме закрепления принципы делятся на писаные и
обычные, что не означает различия в юридической силе.
По историческому признаку принято различать прин-
ципы, возникшие в период рабовладения, феодализма,
капитализма, так называемые доуставные принципы, ус-
тавные принципы, возникшие после Второй мировой
войны, послеуставные - новейшие - принципы МП
(принцип всеобщего и полного разоружения, принцип со-
трудничества государств по охране окружающей среды).
По степени важности защищаемых принципами отно-
шений. Тут можно выстроить систему, на первом месте
которой будут принципы, обеспечивающие общечелове-
ческие ценности (уважение прав и свобод человека). На
втором - принципы, связанные непосредственно с инте-
ресами государств (невмешательство во внутренние
дела государств) и т. д.
По объекту сотрудничества можно выделить три груп-
пы принципов: а) защищающие мир и безопасность;
б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
в) защищающие права человека, народов и наций.
ния нормативные регламенты, которые устанавлива-
ют нормы поведения, обязательные для государств в
области, входящей в компетенцию данной межд. орга-
низации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд.
союз электросвязи, Всемирная организация здраво-
охранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются
двумя основными способами - молчаливым согласи-
ем (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно
выраженным одобрением, например ратификацией
(ВПЗ).
Рекомендательные резолюции становятся часто пер-
воначальными правилами, которые в итоге превращают-
ся в обычные нормы общего права. Кроме того, деклари-
рованные положения рекомендательных резолюций
входят в МП, трансформировавшись в договорные нор-
мы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
сыграли первостепенную роль в создании комплекса до-
говоров по правам человека, Договоры о нераспростра-
нении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к
специализированным
низации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они мо-
гут сопровождать открываемый для подписания межд.
договор, который по вступлении его в силу явится полно-
ценным источником МП.
Особое внимание обращают на себя решения Межд.
суда ООН. Он является не правотворческим, а право-
применительным органом, вследствие чего решения
суда не создают новых норм МП. Решения Межд. суда
обязательны к исполнению только теми государствами,
чей спор рассматривался этим судом.
9. Содержание основных принципов междуна-
родного права
Принцип неприменения силы. Устав ООН установил
цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны,
принять практику, в соответствии с которой вооружен-
ные силы применяются не иначе как в общих интересах.
Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, не-
совместимым с целями ООН.
Принцип мирного разрешения споров. Каждое госу-
дарство разрешает свои межд. споры с другими государ-
ствами мирными средствами таким образом, чтобы не
подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра-
ведливость.
Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее
значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой ≪ООН
содействует: а) повышению уровня жизни, полной заня-
тости населения и условиям экономического и социаль-
ного прогресса и развития... с) всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для
всех...≫. Этот принцип закреплен также во Всеобщей
декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.:
один - о гражданских и политических правах, другой - об
экономических, социальных и культурных правах.
Принцип суверенного равенства. Государства обя-
заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг
друга, а также все права, присущие суверенитету. Каж-
дое государство имеет право устанавливать свои законы
и административные правила. Все государства облада-
ют равными основными правами и обязанностями.
Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7
ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права ≪на вме-
11. Государства как основные субъекты между-
народного права. Государственный суверени-
тет в международном праве
Под государством в МП понимается страна со всеми
присущими ей признаками суверенного государства. Но не
всякая страна может быть государством в межд.-правовом
смысле и субъектом МП (например, колониальные страны).
Существуют различные способы образования новых
государств - субъектов МП:
в результате социальных революций и национально-
освободительных движений;
слияние двух или нескольких государств в одно госу-
дарство;
распад одного государства на два или несколько государств;
отделение части территории и провозглашение не ней
самостоятельного государства;
решением межд. организации.
Наиболее важными признаками государства являют-
ся суверенитет, территория, население и власть. Суве-
ренитет - верховенство государства в пределах собст-
венных границ и его
самостоятельность в
ных делах. Абсолютного суверенитета нет.
Признаки суверенитета.
1. Территориальное верховенство (на территории данно-
го государства действуют законы только этого государства).
2. Территориальная целостность (территория госу-
дарства не может быть изменена как в сторону уменьше-
ния, так и в сторону увеличения без согласия его высше-
го органа или народа).
3. Формальная независимость государства от каких-
либо субъектов (в том числе от организаций, физиче-
ских лиц и от любых международных организаций как
внутри государства, так и за его пределами).
Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
10. Субъекты международного права: понятие,
виды, содержание и особенности междуна-
родной правосубъектности -
Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей,
возникающих в соответствии с общими нормами МП
либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответст-
венно межд. правосубъектность - юридическая спо-
собность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъект-
ность по своему происхождению делится на фактиче-
скую и юридическую. Существуют поэтому две категории
субъектов МП: первичные (суверенные) и производ-
ные (несуверенные). Отличаются они тем, что первич-
ные субъекты МП никто не создает в качестве таковых.
Производные субъекты МП создаются первичными. Пра-
воспособность производных субъектов МП оговаривает-
ся в договорах об их создании.
Первичные субъекты МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, пуб-
личные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за национальное самоопределе-
ние. Нация - историческая общность людей, проживаю-
щая на данной территории и характеризующаяся един-
ством политики, экономики, культуры, социальной жизни
и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:
территория, на которой она бы могла самоопределиться;
политическая организация, которая могла бы выступать
от имени всей нации; воинские формирования; быть
признанной при межд. организациях.
Производные субъекты МП.
1. Межд. организации. Существует два вида:
12. Признание, его виды и юридические последст-
вия. Правопреемство в международном праве
Межд.-правовое признание - это акт государства, ко-
торым констатируется возникновение нового субъекта
МП и с которым этот субъект считает целесообразным
установить дипломатические и иные основанные на МП
отношения.
Существует две основных теории межд.-правового
признания - конститутивная и декларативная. Соглас-
но первой акт признания дестинатора (адресата призна-
ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет
решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта тео-
рия имеет два существенных недостатка. Во-первых, на
практике новые образования могут вступать в межгосу-
дарственные отношения и без признания. Во-вторых, не-
ясно, признания скольких уже существующих государств
необходимо для того, чтобы новое образование приобре-
ло межд. правосубъектность. Декларативная теория ис-
ходит из того, что признание не означает придания ему
соответствующего правового
ет факт возникновения нового субъекта международного
права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта
теория в силу демократичности и большего внимания к
правовым вопросам статуса государства в настоящее
время преобладает в международно-правовой доктрине.
Формы признания.
Признание де-факто (de facto) - фактическое призна-
ние государства путем установления с ним экономических
отношений без установления дипломатических отношений.
Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических
представительств, миссий в признаваемом государстве.
межд. межправительственные организации - основа-
ны на межправительственных соглашениях. Межд. меж-
правительственные организации существуют как уни-
версальные, которые носят всемирный характер (ООН),
и региональные, объединяющие субъектов МП данного
региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);
межд. неправительственные
ваемые органы народной дипломатии) - основаны не-
правительственными, негосударственными организа-