Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций
Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.
циями и лицами.
2. Государственно-подобные
Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в
Риме). Относятся они к производным субъектам, так как
в основе их создания лежит договор. Как правило, дого-
вор с сопредельными государствами о ненападении на
≪вольные города≫, которые впоследствии трансформи-
руются в подобия государства со своей незначительной
армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан име-
ет аналогичный договор с Италией.
Помимо этого существуют участники отдельных ви-
дов межд.-правовых отношений (своего рода единовре-
менные субъекты). К ним относятся правительства в из-
гнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако
вопрос об их межд. правосубъектности решается исклю-
чительно по согласию государств. Их единичная право-
субъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является
вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон
взглядов здесь действительно широк: от полного отри-
цания межд. правосубъектности индивида до признания
последнего единственным субъектом МП.
шательство в дела, по существу входящие во внутрен-
нюю компетенцию любого государства≫. Указанное за-
прещение распространяется на действия любых других
участников межд. общения.
Принцип территориальной целостности. Террито-
рия служит материальной основой государства, являет-
ся необходимым условием его существования. Устав
ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее
применения против территориальной неприкосновенно-
сти государств.
Принцип нерушимости границ. Каждое государство
обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме-
нения с целью нарушения существующих межд. границ
другого государства или в качестве средства разреше-
ния межд. споров, в том числе территориальных споров
и вопросов, касающихся государственных границ.
Принцип равноправия и самоопределения наро-
дов. Все народы имеют право свободно определять без
вмешательства извне свой политический статус и осу-
ществлять свое экономическое, социальное и культур-
ное развитие, и каждое государство обязано уважать это
право.
Принцип сотрудничества. Принцип обязывает госу-
дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз-
личий их систем. Основные направления сотрудничест-
ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже-
ние прав человека; осуществление межд. отношений в
различных областях.
Принцип добросовестного выполнения обяза-
тельств по межд. праву закрепил соглашение госу-
дарств о признании юридической силы за нормами МП.
Признание ≪ad hoc≫ - призвание государства для
данного конкретного случая.
Виды признания:
традиционные виды признания: признание госу-
дарств, признание правительств;
предварительные (промежуточные): признание наций,
признание восставшей или воюющей стороны признание
сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Предварительные виды признания применяются в
ожидании дапьнейшего развития событий, которые мо-
гут привести либо к созданию нового государства, либо к
стабилизации положения в стране, где власть была за-
хвачена революционным путем.
Под правопреемством понимается смена одного
государства другим в несении ответственности за
межд. отношения соответствующей территории и в
осуществлении существовавших к этому моменту
прав и обязательств. Из этого определения] видно, что
из трех наиболее важных характеристик государства
(власть, население и территория) определяющее при пе-
реходе прав и обязанностей от одного государства к дру-
гому имеет именно территория. ≪Момент правопреемст-
ва≫ означает дату смены государством-преемником
государства-предшественника в несении указанной от-
ветственности за определенную территорию.
Правопреемство возникает:
• при объединении существующих государств;
• при разделе государств;
• при отделении части
• при переходе части территории одного государства к
другому государству.
Как субъект МП государство обладает следующи-
ми правами:
• право на независимость и свободное осуществление
всех своих законных прав, на осуществление юрис-
. дикции над своей территорией и над всеми лицами и
вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени-
ем признанных МП иммунитетов;
• равноправие с другими
• право на коллективную и индивидуальную самообо-
рону против вооруженного нападения.
К основным межд.-правовым обязанностям госу-
дарства относятся:
• воздерживаться от вмешательства во внутренние и
внешние дела других государств;
• воздерживаться' от разжигания междоусобицы на
территории другого государства;
• уважать права человека;
• устанавливать на своей территории такие условия,
которые не угрожали бы межд. миру;
• решать все свои споры с другими субъектами МП
только мирными средствами;
• воздерживаться от угрозы силой или ее применения про-
тив территориальной целостности и политической незави-
симости или иным образом, несовместимым с МП;
• воздерживаться от оказания помощи другому госу-
дарству, нарушающую предыдущую обязанность или
против которого ООН принимает меры предупрежде-
ния или принуждения;
• воздерживаться от признания территориальных при-
обретений другого государства, действующего в на-
рушение обязательства непримения силы;
• добросовестно выполнять свои обязательства.
" Л "
Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
13. Международно-правовые средства разреше-
ния международных споров
Термин ≪межд. споры≫ употребляется в узком и широ-
ком смысле.
Во-первых, это ситуация, которая характеризуется
конкретными участниками, достаточно четкими взаим-
ными претензиями, определенным предметом.
Во-вторых - любые конфликтные межгосударствен-
ные отношения.
В Уставе ООН для квалификации конфликтных отноше-
ний используются понятия ≪спор≫ и ≪ситуация≫. Спор име-
ет место в том случае, если государства взаимно предъ-
являют претензии по поводу одного и того же предмета
спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение
интересов государств не сопровождается взаимным
предъявлением претензий, хотя и порождает трения между
ними. ≪Ситуация≫ - более широкое понятие, чем ≪спор≫.
Споры делятся на юридические и политические.
Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в
споре: юридические или политические.
Межд. юридические споры разрешаются средствами
арбитража и суда, политические споры разрешаются го-
сударствами путем переговоров.
В соответствии с нормами МП все государства обяза-
^
ны разрешать возникающие между ними разногласия
мирными средствами.
Мирные средства делятся на:
1) согласительные средства - спор улаживается в
результате прямого контакта сторон и соглашения.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
15. Международный договор: понятие, виды. Вен-
ская конвенция о праве международных догово-
ров 1969 г.
Одной из самых распространенных форм правового
сотрудничества государств и иных субъектов МП явля-
ется заключение межд. договоров и соглашений. Межд.
договор - это явно выраженное соглашение между дву-
мя или несколькими субъектами МП, регулирующее их
отношения путем создания взаимных прав и обязанно-
стей в политической, культурной и других областях.
Межд. договор является основным источником МП. В то
же время это важный инструмент осуществления внеш-
ней функции государств. В настоящее время в мире на-
считывается свыше полумиллиона межд. многосторон-
них и двусторонних договоров. Основными источниками
права межд. договоров являются: Венская конвенция о
праве межд. договоров 1969 г.; Венская конвенция о пра-
вопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;
Венская конвенция о
праве договоров между
вами и межд. организациями или между межд. организа-
циями 1986 г. Необходимо иметь в виду, что положения,
касающиеся порядка заключения, исполнения и денон-.
сации международных договоров РФ, содержится также
в Конституции РФ и Федеральном законе РФ ≪О межд.
договорах Российской Федерации≫ от 15 июля 1995 г.
Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную
роль межд. договоров как средства мирного сотрудниче-
ства между государствами независимо от различия их
социально-экономических систем, рассматривает самые
различные вопросы договорного права, такие как поря-
док заключения межд. договоров, их значение для треть-
их государств, основания недействительности догово-
ров, право на оговорку, закрепляет такие новые момен-
ты, как участие в договоре не признающих друг друга го-
14. Судебное разрешение международных спо-
ров. Разрешение споров в рамках междуна-
родных организаций
Судебные средства примирения осуществляются в
формах:
межд. арбитража - третейского суда для рассмотре-
ния споров, сторонами которых являются государства и
межд. организации. Состав и порядок арбитража опре-
деляются соглашениями сторон:
межд. суда - учреждения, действующего на постоян-
ной основе, состоящего из независимых судей, призван-
ного разрешать межд. споры на основе МП и принимать
юридически обязательные решения. Межд. суд состоит
из пятнадцати человек, образующих коллегию независи-
мых судей, избранных вне зависимости от их гражданст-
ва из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетво-
ряющих требованиям, предъявляемым в их странах для
назначения на высшие судебные должности, или являю-
щихся юристами с признанным авторитетом в области
МП.
Суд избирает Председателя и вице-председателя на
три года с правом их переизбрания.
Несмотря на высокое значение межд. суда, его реше-
ния необязательны для сторон. Кроме того, суд не впра-
ве рассматривать дела по собственной инициативе. Ре-
шения суда основаны на нормах МП и на справедливо-
сти. Решения суда окончательны и обжалованию не под-