Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Граждане обладают следующими правами: избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; участвовать в определении структуры органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территории местного самоуправления. Все вышеперечисленные и другие права обеспечиваются в том числе и системой местного самоуправления, находят, в частности, свое закрепление в уставах муниципальных образований.
Это право население может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление. При этом в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствие муниципальной собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
В ч.1 ст. 130 Конституции РФ особо указано на обеспечение прав собственника - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Собственником является население, а правом оперативного управления обладают органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. В состав последнего согласно ст.29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие подобные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие кредитно-финансовые организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, другое имущество.
Таким образом, государство признаёт и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность - экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.
Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно
ст.3 Конституции РФ народ осуществляет
свою власть:
а) непосредственно (то есть путем референдума,
выборов); б) через органы государственной
власти; в) через органы местного самоуправления.
Следовательно, местное самоуправление
- одна из форм народовластия. Местное
самоуправление осуществляется гражданами
путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через выборные
и другие органы местного самоуправления
(ч. 2 ст.130 Конституции РФ).
Главенствующей формой назван референдум - голосование по вопросам местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил ряд правил, определяющих проведение местного референдума. Те из них, которые сформулированы на уровне принципа, должны получить конкретизацию в законодательстве субъектов Федерации и уставных документах муниципальных образований.
Второй формой прямого волеизъявления названы выборы. Конституция закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и те случаи, когда граждане такого права не имеют. Действует Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.7, распространяющийся и на выборы органов местного самоуправления. Есть соответствующая норма в указанном выше законе об общих принципах местного самоуправления. Но особо следует назвать Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.8, которым введено в действие «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Субъекты Федерации принимают свои законы, предусматривающие в том числе и нормы избирательного права в системе местного самоуправления.
Муниципальные выборы могут иметь свою специфику, отражаемую уставами муниципальных образований.
Законодательство и уставы муниципальных образований среди других форм прямого воздействия называют собрания (сходы) граждан, народную правотворческую инициативу (возможность населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов).
Прямое народное волеизъявление, и в частности референдум, названы первыми. Это определяет высокую юридическую силу соответствующих актов в контексте остальных форм местного самоуправления. Второе место отведено выборным органам местного самоуправления. Однако система и состав выборных органов могут быть самыми различными. Для некоторых муниципальных образований допустимо, по-видимому, отсутствие представительных выборных органов, но тогда обязательно будет выборным глава администрации, который может выбираться как населением непосредственно, так и представительным органом. В то же время он может и назначаться выборным представительным органом. Общие принципы разграничения полномочий между различными органами определяются Федеральным законом, но содержательно они распределяются в уставах в соответствии с законами субъектов Федерации.
«Другие органы местного самоуправления» - в контексте ч.2 ст.130 Конституции РФ означает возможность иных способов их формирования: назначение, конкурс, контракт и т.д. Однако в любом случае речь идет о формировании этих органов населением. Не допускается назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами государства.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, то есть общих интересов каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав.
Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Особую роль играет местное самоуправление в становлении гражданского общества, и является его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.
Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основу деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.
Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества. Это станет возможным только при активном гражданском участии жителей, при постоянной обратной связи между местной властью и местным сообществом.
Развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов.
Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.
Поддержка
местного самоуправления со стороны государства
и создание условий для устойчивого самостоятельного
развития муниципальных образований должны
быть ориентированы на эффективное и согласованное
функционирование федеральных, региональных
и муниципальных органов власти, государственных
и гражданских институтов в целях обеспечения
конституционных прав и свобод граждан
России, повышения жизненного уровня и
благосостояния многонационального народа
Российской Федерации.
Лекция
6. Система местного самоуправления
1. Понятие системы местного самоуправления.
Вопросы местного значения на территории муниципального образования решаются его населением, которое является единственным законным и правомерным источником власти, что находит выражение в п.1 ст.2 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”: “Местное самоуправление - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”.
В целях эффективного решения задач местного самоуправления власть населения муниципального образования должна осуществляться в соответствующих организационно-правовых формах. Конституция Российской Федерации к числу организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления относит референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местного самоуправления (п.2. ст.130). Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрывает приведенные положения Конституции Российской Федерации и к организационно-правовым формам прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления относит: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народную правотворческую инициативу, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и определяет, что помимо указанных основных форм осуществления местного самоуправления население вправе выбирать и другие такого рода формы.