Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Третьим отличительным признаком территориального общественного самоуправления является его самоуправленческая природа. Это проявляется, во-первых, в том, что органы территориального общественного самоуправления максимально приближены к создавшим их гражданам. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление призвано самостоятельно и под свою ответственность осуществлять, прежде всего, инициативы граждан по месту жительства; в-третьих, органы территориального общественного самоуправления несут ответственность только за осуществление инициатив граждан по месту жительства; в-четвертых, в том, что для осуществления инициатив граждан органы территориального общественного самоуправления вправе иметь в собственности объекты муниципальной собственности, финансовые ресурсы, самостоятельно распоряжаться ими, являться юридическими лицами.
Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для осуществления органами территориального общественного самоуправления своих полномочий, способствуют формированию их экономической и финансовой основы, оказывают необходимую методическую и консультативную помощь. Органы местного самоуправления могут по взаимному согласию с органами территориального общественного самоуправления наделять их своими полномочиями по осуществлению социально-экономических и гуманитарных проблем с передачей соответствующих средств, в том числе в собственность объектов местного хозяйства.
Выборы органов территориального общественного самоуправления могут осуществляться на общих собраниях (сходах) граждан, конференциях или на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательному участку на срок, определенный положением о территориальном общественном самоуправлении (обычно, не менее двух лет). Избранными в орган территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов по отношению к другим кандидатам или больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В голосовании принимают участие граждане, имеющие избирательное право и проживающие на данной территории7.
Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется общим собранием (сходом) граждан, конференцией граждан, избравших органы территориального общественного самоуправления, а также добровольно принимаемыми обязательствами и полномочиями, переданными органами местного самоуправления. Как правило, органы территориального общественного самоуправления принимают на себя добровольно обязательства по охране окружающей среды, сохранению и эксплуатации жилого фонда, нежилого фонда, объектов социальной сферы, по воспитанию детей и молодежи, организации досуга населения, по содействию благотворительности и движению милосердия, охране правопорядка, защите прав потребителей товаров и услуг, они также проводят социологические исследования, осуществляют контроль за сферой обслуживания населения и деятельностью жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы территориального общественного самоуправления могут на основании решения граждан соответствующей территории наделяться правами юридического лица. Права юридического лица с момента государственной регистрации открывают возможность для органов территориального общественного самоуправления:
- создавать в установленном законом порядке предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности по социально-экономическому развитию соответствующей территории, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;
- учреждать в установленном порядке общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам, центры досуга, другие учреждения и организации для удовлетворения социально-культурных потребностей населения;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фондов, объектов социально-бытовой сферы с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых средств;
- сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся на его балансе;
- использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы (кроме бюджетных) на увеличение норм расходов в социальной сфере;
- кооперировать на добровольной основе средства населения предприятий, учреждений, организаций для финансирования целевых социальных программ;
- участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
- определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников;
- осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории.
Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом и сложившейся практикой не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности на собрании (сходе) граждан или конференции жителей. По инициативе жителей отчеты могут проводиться и во внеочередном порядке, а также заслушиваться отчеты отдельных членов органа территориального общественного самоуправления, его комиссий, групп.
Решения органов территориального общественного самоуправления не должны противоречить законодательству, нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Решения, принятые ими в пределах собственных полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, должностными лицами на данной территории. Одновременно с этим органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность своих решений и действий. Ущерб, причиненный ими в результате неправомерных действий (бездействия), возмещается предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам в полном объеме.
К числу других форм осуществления местного самоуправления могут быть отнесены добровольные объединения (ассоциации) органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 10) закрепляет право муниципальных образований создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Такие объединения создаются в целях координации деятельности муниципальных образований и более эффективного осуществления ими своих прав и интересов. Учредительными документами ассоциаций и союзов являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Правоспособность их как юридических лиц возникает с момента государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные и местные ассоциации и союзы муниципальных образований. Они чаще всего подразделяются на два вида: общественно-политические и социально-экономического взаимодействия. Общественно-политические ассоциации и союзы муниципальных образований создаются в целях представления интересов органов местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти; содействия становлению, защите, развитию и укреплению местного самоуправления; координации деятельности местных сообществ по эффективной реализации ими своих прав и интересов.
Основными задачами и функциями ассоциаций социально-экономического взаимодействия являются разработка и реализация местных программ и проектов по совместному строительству и эксплуатации различных объектов производственного, коммунально-бытового и культурного назначения. Такие корпорации образуются в составе двух и более местных сообществ, как правило, граничащих между собой либо входящих в единый местный регион. Смысл их деятельности - в узкой направленности на решение конкретных проблем на основе взаимодействия и взаимопомощи. Конечно, они не в состоянии и не должны заменять собой обычные органы местного самоуправления, решающие вопросы комплексного развития муниципальных образований. Однако в решении отдельных проблем, ради которых они создаются, эти формирования достигают немалых успехов.
Ассоциации и союзы муниципальных образований создаются и действуют и на международном уровне. Так, в Европе успешно работает Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), который заменил в 1994 г. существовавший ранее орган Совета Европы под названием Европейская постоянная конференция местных и региональных властей Европы. Конгресс является консультативным органом Совета Европы. Он состоит из двух палат: палаты местных властей и палаты регионов, из 239 членов и 239 их заместителей, объединенных в национальные делегации. В их состав входят представители, выбранные местными и региональными властями, и должностные лица, подотчетные местным и региональным органам власти. Конгресс и обе его палаты могут создавать небольшие рабочие специальные группы для изучения конкретных вопросов, чтобы сделать работу более эффективной и гибкой. Благодаря усилиям этой европейской организации 15 октября 1985 г. была подписана Европейская Хартия о местном самоуправлении8, к которой Российская Федерация присоединилась в 1996 г.
Впервые
делегация Российской Федерации в качестве
специально приглашенной принимала участие
в Конгрессе местных и региональных властей
Европы в 1995 г. Положение о делегации и
ее состав на 1995 г. были утверждены распоряжением
Президента РФ от 29 мая 1995 г.2 С 1996
г. после вступления Российской Федерации
в Совет Европы участие в работе Конгресса
осуществляется на постоянной и официальной
основе.
Лекция 7. Основы местного самоуправления
1. Понятие основ местного самоуправления.
Понятие “основы местного самоуправления” является новым для отечественного государствоведения. Впервые оно было закреплено в Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления подчеркивают особенность и специфику регулирования общественных отношений на уровне местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам основы местного самоуправления призваны: во-первых, гарантировать со стороны государства самостоятельность его осуществления населением муниципального образования; во-вторых, создать условия, возможности для эффективного решения задач местного значения.
Исходя из того, что местное самоуправление является самостоятельной формой народовластия, в Конституции Российской Федерации и федеральных законах закрепляются только наиболее принципиальные, важные, общие для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований правовые положения (основы) его организации. В соответствии с ними принимаются законы и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, содержащие правовые нормы, детализирующие и конкретизирующие положения Основного Закона Российского государства и федеральных законов.
Правовые нормы Конституции РФ и федеральных законов, через которые основы местного самоуправления получают непосредственное закрепление, имеют следующие черты:
а) основополагающий, фундаментальный, обобщающий характер;
б) нормативность и верховенство по отношению к законодательству субъектов Российской Федерации и актам, принимаемым (издаваемым) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
в) определенность и категоричность;
г) постоянство действия;
д) общепризнанность;
е) сжатость, концентрированность положений;
ж) устойчивость3.
Самостоятельность деятельности населения муниципального образования по осуществлению местного самоуправления по Конституции Российской Федерации связана, во-первых, с определением территорий, на которых население вправе осуществлять местное самоуправление; во-вторых, с наделением органов местного самоуправления полномочиями по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов.
Указанные положения детализируются и конкретизируются в Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в котором отмечено, что главным в деятельности населения по решению задач местного значения являются правовые, территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления.
Таким
образом, основы местного самоуправления
можно определить как совокупность правовых
норм, содержащихся в Конституции России,
федеральных законах и закрепляющих наиболее
принципиальные, важные, общие для всех
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований правовые, территориальные,
финансово-экономические основы деятельности
населения по решению задач местного значения4.