Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Единство, взаимосвязь, оптимальное сочетание и функционирование указанных организационно-правовых форм составляет систему местного самоуправления.
Таким образом, под системой местного самоуправления следует понимать совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализуют признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации власть, решает исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения9.
2. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется в двух основных формах: прямого волеизъявления граждан и через органы местного самоуправления.
К формам прямого волеизъявления граждан относятся: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление.
Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований2.
Порядок реализации инициативы проведения референдума определены в ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования (п. 2 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В местном референдуме вправе участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в каком-либо утверждении, если для его реализации требуется издание нормативного правового акта; орган, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Под муниципальными выборами понимаются выборы депутатов, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Выборы органов или депутатов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии с установленными законами (ст.ст. 9-19 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Порядок составления списка избирателей устанавливается законами Российской Федерации.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. В случае, если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, то оно считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Порядок созыва и проведение собраний (сходов) граждан, принятие и изменение решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 39 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решений вопросов местного значения.
Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (микрорайоны, кварталы, улицы, дворы и другие территории). Территориальное общественное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в вопросах местного значения. Оно осуществляется непосредственно населением или через органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими-либо условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов3.
Законодательство Российской Федерации закрепляет также такие формы прямого волеизъявления граждан, которые призваны выявить общественное мнение, в том числе по вопросам правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, и обязывает соответствующие органы местного самоуправления принимать решения с учетом мнения и в интересах населения муниципального образования. Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к числу такого рода форм прямого волеизъявления граждан относит народную правотворческую инициативу и обращения граждан в органы местного самоуправления4.
Согласно ст. 25 вышеуказанного федерального закона население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на народную правотворческую инициативу в вопросах местного значения. В той же статье определяются и гарантии реализации населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются с обязанностями органов местного самоуправления по рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением муниципального образования, и официальному опубликованию результатов их рассмотрения. Волеизъявления граждан на принятие правового акта в отличие от волеизъявления населения, проявляемого в ходе местного референдума, не является обязательным для органа местного самоуправления. Мотивированный отказ органа местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.
Важное значение в реализации граждан участвовать в местном самоуправлении имеет закрепленное Конституцией Российской Федерации (ст. 33) и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 26) право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления указанный закон связывает, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления “дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца”; во-вторых, с административной ответственностью, которая “может быть установлена федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления” (п.п. 2,3 ст. 26).
Кроме вышеперечисленных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации могут быть установлены и иные формы, не противоречащие федеральному и региональному законодательству.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, образуемые в соответствии с законами и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов обязательно. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
К
выборным органам относятся представительные
органы местного самоуправления и глава
муниципального образования, другие выборные
должностные лица местного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление и добровольные объединения (ассоциации) органов местного самоуправления.
Муниципальное право определяет территориальное общественное самоуправление в качестве самостоятельной формы системы местного самоуправления. Отличительными признаками территориального общественного самоуправления являются:
Территориальный принцип организации деятельности территориального общественного самоуправления означает, что основой его образования являются территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, жилых комплексов, многоквартирного дома с прилегающим участком и т.д. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Поэтому управление на такой территории не может быть полностью самостоятельным, изолированным от местного самоуправления, осуществляемого на территории муниципального образования. Это не означает, что территориальное общественное самоуправление не располагает никакими полномочиями. Согласно ст. 27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления». В указанной правовой норме закреплено также положение о том, что органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами. Это означает, что данные органы вправе осуществлять экономическую деятельность, располагать собственностью, финансовыми ресурсами, защищать свои интересы в суде. Все органы территориального общественного самоуправления независимо от размера территории их деятельности, имеют равный правовой статус.
Следующим отличительным признаком территориального общественного самоуправления является также общественная форма его осуществления. Общественный характер территориального общественного самоуправления выражается, во-первых, в том, что основной организационной формой территориального общественного самоуправления является непосредственное волеизъявление граждан по месту жительства; во-вторых, работа в органах территориального общественного самоуправления, как правило, осуществляется на общественных началах, без получения заработной платы; в-третьих, территориальное общественное самоуправление призвано решать, прежде всего, общественные вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан6.