Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
запрещающие нормы (налагают запрет на совершение определенных действий (например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами)).
По степени обязательности нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права (например, нормативные акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования). Диспозитивные нормы предусматривают возможность соглашения между участниками правовых отношений (примером могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными нормами, нормами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
По специфике правового регулирования нормы муниципального права подразделяются на материальные (закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права) и процессуальные (определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и др.).
Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.
Правовой институт - это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которую входят комплексы однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.
Нормы муниципального права выступают в качестве нормативной основы муниципально-правового регулирования и в результате действия муниципальной нормы возникают муниципально-правовые отношения.
Муниципально-правовое отношение - это возникающая на основе норм муниципального права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства.
Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на следующие группы: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов. 1. Отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, и т.д.
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право - это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.
Субъектами муниципально-правовых отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, по смыслу действующего законодательства выступают местные жители, формируемые ими муниципальные органы и муниципальные сообщества, представляющие собой исторически сложившиеся территориальные образования в составе Российской Федерации.
Объект является необходимым компонентом муниципального правоотношения как нечто противостоящее субъекту и заставляющее его активно действовать, вступать в конкретные правовые связи с другими лицами. Под объектом правоотношения следует понимать то, на что право направляется или на что оно оказывает воздействие. В качестве объекта муниципально-правового отношения выступает деятельность местных жителей и формируемых ими муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Права и обязанности муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования непосредственно.
Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты), органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения (ассоциации) выступают участниками муниципально-правовых отношений по различным аспектам своей деятельности, затрагивающим права и интересы муниципальных образований.
Отрасль муниципального права имеет системный характер. В общей теории права под системой права вообще понимается нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений3. Кроме того, С.С. Алексеев в качестве особого звена системы права выделяет принципы права, которые пронизывают содержание права на всех уровнях его построения, все элементы правовой системы2.
Система муниципального права включает в себя принципы, нормы и институты муниципального права. Принципы как основополагающие начала муниципального права выполняют первостепенную роль.
Они:
1) задают общие параметры местного самоуправления,
обеспечивая необходимую меру его единства
в масштабах России; 2) учитывая федеративный
характер российского государства, составляют
свободу выбора конкретных моделей муниципальной
власти в зависимости от национальных,
исторических и прочих особенностей;
3) определяют характер взаимоотношений
государства и местного самоуправления;
4) формируют систему норм муниципального
права и организуют их в единую отрасль3.
В качестве муниципально-правового института выступают совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих однородную группу общественных отношений, связанных с отдельными аспектами местного самоуправления. К числу муниципально-правовых институтов относятся: институт основ местного самоуправления, институт должностных лиц местного самоуправления, институт выборов и проведения референдума и другие.
Муниципально-правовые институты с учетом законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении можно подразделить на следующие однородные группы норм муниципального права:
Таким образом, под системой муниципального права следует понимать объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений4.
Источниками права являются различные формы его внешнего выражения.
Источниками муниципального права являются правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы. К ним можно отнести:
3. Муниципальное право как наука. Задачи науки муниципального права. Методологические основы муниципального права.
Термин «Муниципальное право Российской Федерации» используется не только для названия соответствующей отрасли российского права, но и для обозначения научной дисциплины, имеющей своим предметом изучение муниципального права как отрасли права. Формирование органов и конкретных систем местного самоуправления в России, так же как и во всем мире, происходило параллельно с развитием теории муниципальных отношений, являющихся частью муниципально-правовой науки. Её основа была заложена авторами двух классических теорий: общественной и государственной теорий местного самоуправления.
Основоположником общественной теории местного самоуправления по праву считается А. Де Токвиль5, а практическую её основу российские ученые заимствовали из английской модели местного самоуправления, основанной на широкой автономии городских и сельских поселений, сложившейся ещё в период средневековья6. Суть этой теории состояла в том, что «самоуправление является такой же самостоятельной, органически единой формой общежития, как и само государство»2. По мнению сторонников общественной теории, самостоятельность местных сообществ обуславливается характером общественных дел, которыми они заведуют и которые по своей природе отличны от дел государственного управления.