Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Местное самоуправление рассматривается как:
- одна из основ конституционного строя Российской Федерации;
- право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления;
- самостоятельность населения по решению вопросов местного значения;
- одна из форм народовластия, через которую воплощается, выражается власть народа.
Конституция Российской Федерации (РФ), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., заложила фундаментальные политико-юридические основы решения проблем народовластия на всех уровнях его организации, вплоть до самого малочисленного поселения любого вида.
Конституция РФ не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устанавливает конституционный принцип - норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления. Не обладают такими полномочиями и государственные должностные лица.
Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение его финансовой и иной автономии и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяют этому важнейшему политическому институту ускорить формирование и развитие гражданского общества в России, повысить жизненный уровень народа, качество его жизни и сблизить государственную власть с народом.
Научное определение понятия данного социально-политического института предполагает прежде всего понимание его государственно-правовой природы.
Местное территориальное самоуправление вне всякого сомнения имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Оно, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию прежде всего в форме закона, который уже в силу этого обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения городов, районов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения. Более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является первой характерной чертой муниципального управления.
Вторая характерная черта муниципального управления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью централизации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Муниципальное управление должно быть в функциональном отношении весьма результативным. Особую роль в решении этого вопроса призвано сыграть законодательство о местном самоуправлении. Самоуправление невозможно без юридически оформленных институтов, без соответствующих органов местного самоуправления, должностных лиц и организаторской деятельности депутатов представительных органов муниципалитетов.
Для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
- круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами;
- инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы;
- правовая основа, дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление;
- финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- согласование местных интересов с региональными и общегосударственными;
- четкое разграничение собственности между органами местного самоуправления и государственными органами;
- наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать функции управления;
- географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры, климатические условия и др.)6. Перечень названных наиболее общих условий может быть изменен.
Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (п.1. ст.131) и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п.6, ст.14). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
На основе вышеизложенного местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества2.
В статье 2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также дается определение (понятие) местного самоуправления. Под ним понимается «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих, как бы “продолжает” их деятельность на местах.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и вышеуказанному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениях Конституции РФ, Закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются положения Конституции РФ и названного закона. Положения ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
2. Принципы местного самоуправления.
Для понимания местного самоуправления необходимо знать его принципы.
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами3.
Принципы должны обеспечить эффективность функционирования местного самоуправления. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.
Вопрос о принципах местного самоуправления имеет важное значение для понимания местного самоуправления как формы народовластия и его функционирования в системе всех государственно-властных отношений.
Вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления, Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (ст.72. ч.1. п. «н»). Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, конкретное же их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и законах субъектов РФ, а также в уставах муниципальных образований.
Конституция РФ, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. К ним относятся следующие принципы:
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
- гарантированность местного самоуправления государством и законом;
- организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и обществом;
- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
- разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- государственная гарантия местного самоуправления.
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Данный принцип означает свободное и независимое рассмотрение и решение им вопросов, составляющих его компетенцию. При этом самостоятельность ограничена пределами полномочий конституционно-правового статуса местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
- гарантированность местного самоуправления государством и законом. Это выражается в обязательстве государства не только не препятствовать законной деятельности самоуправленческих структур, но и создавать им благоприятные условия, в частности, своевременно принимать законы и иные правовые акты. Их гарантии закреплены Конституцией РФ, Законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и другими нормативными актами субъектов федерации;
- организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и обществом. Местное самоуправление представляет собой систему решения вопросов местного значения, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулировании. Местные социальные общности сами образуют свои органы управления и создают социальные нормы. При этом местное самоуправление, отражая, по существу, независимость муниципальных образований в рамках общих для всего государства законов, означает не свободу от государства, а свободу внутри него, и не может рассматриваться иначе как в совокупности с общим организмом всего государственного управления. Степень развития местного самоуправления зависит от степени демократии в обществе: чем оно демократичнее, тем шире в нем действуют самоуправленческие начала. Фундаментом местного самоуправления должна и может стать разветвленная сеть органов муниципальных образований, представляющих собой самоорганизацию граждан по месту их жительства в городских и сельских поселениях. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации “ закрепляет, что:
а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст.17);
б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст.14);
в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст.1);
г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст.44);