Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором участвуют все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Население участвует в муниципальных выборах - выборах депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
В муниципальных образованиях для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
Кроме того население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения (ст.25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст.26).
- Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Права собственника и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законами субъектами РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях использование приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов. Статья 39 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения. Статья 15 вышеуказанного закона относит к исключительному ведению представителей органов местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, порядок и условия приватизации муниципальной собственности должны определяться населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
Население муниципального образования должно получать необходимую информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
- Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Пункт 2 статьи 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан6.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Российской Федерации в целом.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Они вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате.
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью предприятий, учреждений и организаций. Так органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования - необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
- Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций, закрепляет статья 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 6 данного закона обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного, общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
- Охрана общественного порядка.
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» выделяют в качестве одной из функций органов местного самоуправления охрану общественного порядка. Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории муниципальных образований режима законности, который обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства.
Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах. Уголовное и административное законодательства предусматривают различные виды юридической ответственности за правонарушения в этой сфере.
Основные задачи по охране общественного порядка на территории муниципальных образований призвана решать милиция общественной безопасности. К основным задачами милиции общественной безопасности относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям7.
Подразделения милиции общественной безопасности содержатся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности, а также для укрепления ее материально-технической базы.
В то же время следует учитывать, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», закрепляя за органами местного самоуправления функции охраны общественного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Следовательно, ФЗ предполагает формирование и функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка.
Для создания правовых, организационных и материальных основ реализации положений данного закона Президент РФ издал Указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»2.
К основным задачам муниципальных органов охраны общественного порядка относятся:
В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательная. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, в пользовании других форм общественной самодеятельности граждан.
- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.
В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В РФ действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Статья 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставляет гражданам, органам и должностным лицам местного самоуправления право на судебную защиту местного самоуправления. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению.