Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
Одной
из организационных форм, с помощью которой
осуществляется функция защиты интересов
и прав местного самоуправления, являются
ассоциации и союзы муниципальных образований.
Муниципальное образование в целях координации
своей деятельности, более эффективного
осуществления своих прав и интересов
вправе создавать объединения в форме
ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации
в порядке, установленном для некоммерческих
организаций (ст. 10). В РФ действуют
общероссийские, межрегиональные и региональные
ассоциации и союзы местного самоуправления,
деятельность которых выступает важным
фактором в государственной и общественной
жизни, в том числе и в плане обеспечения
прав законных интересов местного самоуправления
на различных уровнях государственной
власти.
Лекция
4. Местное самоуправление и государственная
власть
1. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации.
Одним из кардинальных является вопрос о соотношении местного самоуправления и государственной власти. Его решение основывается на конституционном принципе, согласно которому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Устанавливая самостоятельность местной власти, Конституция и федеральное законодательство определяют основные параметры взаимодействия местного самоуправления и государственной власти:
запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
государственная поддержка местного самоуправления, которая включает в себя создание органами государственной власти правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления. На федеральном уровне осуществляется Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г.;
установление на федеральном уровне запрета на ограничение прав местного самоуправления;
возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение их осуществления;
компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти её субъектов по вопросам местного самоуправления, закрепление предметов ведения местного самоуправления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” конкретно и исчерпывающим образом устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления (ст.4), полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.5), предметы ведения местного самоуправления (ст.6);
государственная регистрация устава муниципального образования, установление Федеральным законом от 28 августа 1995 г. государственных требований, предъявляемых к содержанию устава муниципального образования (ст.8);
установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст.49), которую, по нашему мнению, следует рассматривать как государственно-правовую ответственность;
осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.51);
возможность обжалования в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.52).
Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации” констатируется, что первый этап реформы местного самоуправления в основном завершен. Приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства Российской Федерации названо активное содействие становлению и развитию местного самоуправления.
Координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение вопросов развития местного самоуправления, является Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации. В число его основных задач входят: разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по её реализации; обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации этой политики; рассмотрение проектов федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления; пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления и др. Эти задачи предусмотрены Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1997 г. “О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации”3. Не менее половины членов Совета составляют выборные должностные лица местного самоуправления. При необходимости решения Совета оформляются распоряжениями Президента РФ4.
Раскрывая
вопрос о соотношении государственной
власти и местного самоуправления, следует
иметь ввиду, что, с одной стороны, не должны
допускаться жесткое внеправовое вмешательство
органов государственной власти в сферу
деятельности местного самоуправления,
подмена системы местного самоуправления
органами государственной власти, с другой
стороны, не должно быть абсолютного отрыва,
оторванности местного самоуправления
и его органов от системы государственной
власти, ибо, хотя и на разных уровнях,
они в соответствии с Конституцией РФ,
федеральным и региональным законодательством
осуществляют публичную власть2.
2. Разграничение предметов ведения государственной власти и местного самоуправления.
В становлении и развитии местного самоуправления, формировании муниципального права большую роль играют органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Взаимодействие с органами местного самоуправления и его должностными лицами в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения социально-экономических, политических и гуманитарных проблем развития округа, области, края, республики. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствую через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, стабилизации политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.4) относит:
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
Характер и содержание перечисленных полномочий позволяет на основе их классификации определить основные направления взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления: 1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства; 2) разработка и принятие программ развития местного самоуправления; 3) дальнейшее совершенствование разграничения компетенций государственных органов и органов местного самоуправления; 4) обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления; 5) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства составляют приоритетное направление в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе. Это объясняется тем, что законодательная основа местного самоуправления в значительной степени формируется именно на региональном уровне. Вопросы местного самоуправления прежде всего регулируются в уставах (основных законах) субъектов Российской Федерации. Большинство из них, как правило, включает отдельный раздел, посвященный местному самоуправлению, который содержит нормы, определяющие:
- статус местного самоуправления;
- принципы местного самоуправления;
- право граждан осуществлять местное самоуправление через институты непосредственной демократии, представительные органы и выборных должностных лиц;
- территориальные основы местного самоуправления;
- правовую основу местного самоуправления;
- финансово- экономическую основу местного самоуправления;
- полномочия местного самоуправления;
- формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- особенности организации и деятельности местного самоуправления в регионе;
- гарантии местного самоуправления.
В основном соответствующие разделы и статьи уставов носят общий характер, часть из них имеет отсылочный характер, указывая на отдельные законы субъектов Российской Федерации, в которых регулируются определенные вопросы местного самоуправления.
3. Государственная поддержка местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст.9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).