Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций
Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Здесь надо отметить следующее: Согласно п. “н” ч.1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Федерации и её субъектов отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных условий, местных традиций. В Конституции РФ лишь указано, что структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Вместе с тем в правовых актах субъектов РФ могут содержаться нормы и положения относительно типовых, примерных структур и форм местного самоуправления применительно к разным категориям поселений. Так, Закон Калужской области “О местном самоуправлении в Калужской области” определил шесть видов муниципальных образований (“город и район”, “город”, “район”, “поселок”, “волость”, “сельсовет”) и обозначил предметы ведения каждого муниципального образования. К ведению районов и двух крупнейших городов области отнесено, помимо вопросов местного значения, выполнение целого ряда отдельных государственных полномочий;
- разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления. В соответствии со ст.4 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” к основным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления относятся:
- принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;
- обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ обязанностей государства в сфере местного самоуправления;
- регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
- возложение на органы местного самоуправления федеральным законом отдельных полномочий Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
- установление государственных минимальных социальных стандартов;
- регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
- принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
- компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, которые понесены в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
- регулирование и защита прав граждан;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- обеспечение федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- установление порядка судебной защиты и собственно судебная защита прав местного самоуправления;
-
регулирование особенностей организации
местного самоуправления на приграничных
территориях, в закрытых административно-
- регулирование основ муниципальной службы.
Согласно конституциям и уставам субъектов Российской Федерации основными их полномочиями в сфере местного самоуправления являются:
- принятие и изменение законов субъектами РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ;
- регулирование порядка передачи и непосредственная передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность;
- регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- возложение на органы местного самоуправления законом отдельных полномочий субъектов РФ, передача им материальных финансовых средств, необходимых для осуществления данных полномочий, контроль за их реализацией;
- принятие региональных программ развития местного самоуправления;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- соблюдение государственных минимальных социальных стандартов;
- установление и изменение порядка создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных учреждений, установление и изменение их границ, наименований;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, которые понесены в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;
- регулирование законами особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
- законодательство о муниципальной службе;
-
ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления перед населением.
Решение вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенных уставом муниципального
образования к его ведению, зависит прежде
всего от того, насколько эффективно организована
работа органов местного самоуправления,
насколько инициативны и предприимчивы
они в своей деятельности. Поэтому в случае
неудовлетворительного решения вопросов
местной жизни претензии населения муниципального
образования должны быть обращены
к органам и должностным лицам местного
самоуправления, а также к себе, ибо население
самостоятельно формирует муниципальные
органы, а также непосредственно решает
в соответствии с Законом вопросы местного
значения. Реализация названного принципа
предполагает использование различных
форм контроля за деятельностью органов
и должностных лиц местного самоуправления,
которые находят свое закрепление в уставах
муниципальных образований. Деятельность
муниципальных органов должна исходить
из интересов населения, его исторических
и иных традиций. В уставе муниципального
образования устанавливаются основания
и виды ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления перед населением. Ответственность
в соответствии со ст.48 Федерального закона
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”
от 28 августа 1995 г. наступает в результат*********************
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне. Их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления. Проведение в жизнь данного принципа обеспечивается:
- деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения;
- осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне4;
- согласно ст.19 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);
- законность в организации и деятельности местного самоуправления. Законность- это точное и неуклонное соблюдение и исполнение правовых норм. Законность выступает гарантией местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления, осуществляя контроль за деятельностью их органов и должностных лиц, а также надзор за исполнением законов, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В суд могут быть обжалованы неправомерные действия или принятые решения органов или должностных лиц местного самоуправления. Контроль за соответствием устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ осуществляется при государственной регистрации устава субъектом Федерации;
- государственная гарантия местного самоуправления. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление в РФ. В соответствии с Конституцией РФ государственные гарантии осуществления местного самоуправления закреплены в ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов РФ. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивает судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления их деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, на выполнение которых направлена муниципальная деятельность.
С
учетом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении власти
народа, задач, решаемых в процессе муниципальной
деятельности и полномочий местного самоуправления,
можно выделить следующие основные функции
местного самоуправления: 1) обеспечение
участия населения в решении вопросов
местного значения;
2) управление муниципальной собственностью,
финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития
территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей
населения в социально-культурных, коммунально-бытовых
и других жизненно важных услугах; 5) охрана
общественного порядка; 6) защита интересов
и прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами5.
- Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
В законодательстве нашли закрепление формы осуществления гражданами местного самоуправления. Так в главе 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определены формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.