Управленческие коммуникации в деятельности организации: проблемы и барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 17:44, дипломная работа

Описание

Целью нашей работы мы ставим исследование проблем и барьеров, возникающих при осуществлении управленческих коммуникаций в деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса;
изучить преграды, возникающие при осуществлении управленческих коммуникаций, для чего рассмотреть проблемы и барьеры, влияющие на процесс коммуникаций, и возможные пути повышения их эффективности;
проанализировать управленческие коммуникации на примере конкретной организации – Управления по социальным вопросам АМО «Прилузский район»: изучить факторы, характеризующие управленческие коммуникации в Управлении по социальным вопросам, и определить роль руководителя в преодолении барьеров в управленческих коммуникациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3


Глава 1. Коммуникации как важнейший элемент управления……..7

§ 1. Управленческие коммуникации в организации

и их значение………………………………………………….7

§ 2. Виды управленческих коммуникаций…………..…….13

§ 3. Элементы коммуникационного процесса и его этапы…………………………………………………………24

Глава 2. Преграды, препятствующие эффективному

осуществлению управленческих коммуникаций……………………29

§ 1. Проблемы и барьеры, влияющие на процесс коммуникаций………………………………………..………29

§ 2. Возможные пути повышения эффективности коммуникаций………………………………………………..42

Глава 3. Анализ коммуникаций в Управлении

по социальным вопросам администрации МО

«Прилузский район»..………………………………………47

§ 1. Факторы, характеризующие

управленческие коммуникации

в Управлении по социальным вопросам…………….…….47

§ 2. Роль руководителя организации

в преодолении барьеров

в управленческих коммуникациях…………………..……..55


Заключение……………………………………………………………62


Библиографический список………………………………………….67

Приложения…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

соц.псих.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

     Коммуникация  вверх принимает много форм. Однако, их можно свести к тому, что люди говорят: 1) о самих себе, о своих показателях работы и о своих проблемах; 2) о других людях и их проблемах; 3) о практике и политике организации; 4) о том, что нужно сделать и как это сделать.

     Содержание  эти сообщений имеет широкий  диапазон: от личного раздражения до самых заумных предложений по усовершенствованию организации или всего мира; сообщения могут иметь положительные и отрицательные последствия для подчиненного: от продвижения или поощрения до увольнения.

     Люди  не любят направлять вверх информацию. Если она может быть вредной для них или равных с ними по положению. Таким образом, количество и род информации, поступающей вверх, во многом определяется иерархией. Всякий, кто бывал в любой из организаций, знает, что споры с руководителем или другим вышестоящим, по крайней мере, на первых порах, вызывают нечто похожее на страх, независимо от источника власти вышестоящего в организации.

     Важна и другая грань восходящей коммуникации: чем детальнее и конкретнее нисходящая коммуникация, тем более сжатой и  обобщенной будет идущая вверх по иерархии. Разумеется, главная функция тех, кто находится в середине иерархии, состоит в отфильтровывании и редакции информации. Только самой важной части информации позволено достигнуть верхушки. Здесь так же, как и в нисходящей коммуникации, работает ограниченность восприятия и поэтому возможность искажения информации очень велика, и что еще более важно, при другой редакции решение могло быть другим.

     В процессе коммуникации  существует несколько специфических нарушений  иерархии. Прежде всего, иерархическое деление тормозит коммуникацию. Это обычное стремление людей одного и того же статуса взаимодействовать больше друг с другом, чем с теми, кто на другом уровне. В то же время те, чье положение ниже, стремятся подружиться с теми, кто выше. Это увеличивает поток коммуникаций, основанных на личностных взаимоотношениях,  и направленный вверх, но оставляет почти без притока такого типа коммуникаций самый нижний уровень иерархии. Эта ситуация еще больше осложняется тем фактом, что с вышестоящих позиций также направляется вверх подобный поток коммуникаций, часто в ущерб отзывчивости по отношению к своим подчиненным, то есть для всех сторон уровень удовлетворенности снижается.

     Второе  нарушение состоит в том, что  в такой ситуации одобрения ищут скорее наверху, чем в окружении равных. В коммуникационную систему входят нерабочие критерии, в которых уважение со стороны равных, заслуженное по работе, становится вторичным по отношению к другим способам завоевания расположения, которые не связаны с выполнением задания. Показательно изобилие терминов для обозначения этого: от лизоблюдства до более грубых выражений.

     Третье  нарушение связано с функцией ошибки нормального социального  взаимодействия. Общение среди равных имеет тенденцию взаимовыявлять наши ошибки или, по крайней мере, обсуждать их. Похоже, что в восходящей коммуникации это происходит в гораздо меньшей степени. Подчиненные не любят говорить начальству о том, что они не согласны с порядком или с распоряжением, боясь за свое положение. Критика вышестоящего – не самая популярная форма коммуникации в организации.

     Эти проблемы восходящей коммуникации в  организации усложняются факторами, влияющими на индивидуальное восприятие. Само наименование, например, управляющий, рабочий, студент, генерал и т.д., несет в себе определенную ценность, которая связана с рангом. Различение статуса необходимо и имеет свою положительную сторону; но многие стереотипы несут в себе отрицательный смысл, трудности организационной коммуникации встраивается еще и вероятность ее искажения вследствие реальных или предполагаемых различий в статусе.

     Наиболее  очевидным достоинством иерархии является координация. Роль иерархии становится более ясной, если разработать более  детальную общую модель распространения  коммуникаций по мере их продвижения вниз по иерархии. Наверху решают, кто, когда и какого рода информацию получает. Следующий начальник становится центром ее распределения и фильтрования. При том огромном количестве информации, которая потенциально может поступать в организацию в целом, эта роль имеет решающее значение.

     Коммуникации  в организациях направляются не только вверх и вниз. Горизонтальная или боковая коммуникация (когда коммуникации происходят между отделами или лицами, находящимися на одном иерархическом уровне) является постоянной и важной гранью жизни организации. Она необходима для координации усилий по достижению организационных целей. Роль горизонтальных коммуникаций становится все более очевидной по мере разрастания и усложнения организации, равно как и при сокращении штата и упрощении структуры организации.

     Вертикальная  ось была в центре внимания большинства  анализов главным образом потому, что классики в основном исследовали  эту область. На горизонтальную компоненту обращали меньше внимания, хотя большая часть коммуникации в организации принадлежит этому типу. Люди одного уровня ближе друг к другу по своим характеристикам, что облегчает горизонтальную коммуникацию.

     Коммуникация  внутри организационного подразделения  совсем другая, чем коммуникация между  подразделениями. Коммуникация внутри единицы, по утверждению Р.Х.Холла,  является «крайней необходимой для эффективного функционирования системы»10.      

     Манеру  поведения людей в организациях определяют организационные, межличностные  и индивидуальные факторы. Если устройство организации делает почти невозможными горизонтальные коммуникации, то вероятность любой коммуникации мала. Важна и другая сторона этого вопроса: слишком много ответственности за координацию и коммуникации ложится на тех, кто в силу отсутствия воспитания или способностей не умеет в каких-то вопросах прийти к разумному совместному решению. Тогда коллективное восприятие может оказаться коллективным искажением.

     Взаимодействие  среди равных – это только одна форма горизонтальной коммуникации. Другая форма, тоже важная, происходит между членами разных подразделений организации. Обычно такие коммуникации не приветствуются. Как правило, коммуникациям следует идти через иерархию до «надлежащего» офиса, или точки, где положено встречаться иерархиям двух единиц. Но в таком случае связь становится очень медленной или вовсе отсутствует.

     Итак, вовлеченные стороны обычно сообщаются непосредственно друг с другом. Это  экономит время и часто приводит ко вполне разумному решению, выработанному  на нижнем уровне в тесном сотрудничестве. Но это означает также, что вышестоящие не знают, что происходит, а в долгосрочной перспективе это может принести вред. Проблему решают так: наверх отправляют информацию о том, что сделано, исключая ту, которую можно опустить; можно не сообщать и о том, на что было обращено внимание на месте.

     Также как и другие типы организационных  коммуникаций, горизонтальные коммуникации имеют множество поведенческих  следствий. Коммуникации с лицами, равными  по положению, или, другими словами, имеющими примерно тот же статус на том же уровне организации, обеспечивают необходимую индивидууму социальную поддержку.

     Людям, как правило, удобнее обратиться за поддержкой именно к тем, кто стоит  на том же уровне, а не к выше- или  нижестоящим. Для организации это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Если поддержка способствует объединению усилий для достижения общих целей и задач организации, горизонтальные коммуникации оказывают на организацию положительное воздействие. С другой стороны, если в группе сотрудников, стоящих на одном уровне, не возникает необходимости объединить свои усилия, содержание происходящих между ними коммуникаций может принять неадекватные и даже деструктивные формы. Следует отметить, что горизонтальные коммуникации между сотрудниками одного уровня могут осуществляться в ущерб вертикальным коммуникациям. Люди, которые успешно общаются между собой на одном уровне и оказывают друг другу социальную поддержку, могут потерпеть неудачу при осуществлении нисходящих и восходящих коммуникаций.

     Как и на вертикальные коммуникации, на горизонтальные сильно воздействуют новейшие технологии, связанные с использованием компьютеров, телефонов и телевидения. Члены организации, находящиеся  рядом могут общаться с помощью  компьютерной сети. Как показывает практика, это гораздо дешевле, чем сбор всех участников в одном месте; кроме того, такая телекоммуникационная технология как компьютерная конференция значительно эффективнее телефонных переговоров, поскольку участники могут общаться друг с другом как бы лицом к лицу.

     Помимо  горизонтальных и вертикальных коммуникационных потоков в настоящее время  видится внедрение интерактивных  коммуникаций11, которые представляются более естественными, чем просто горизонтальные коммуникации.

     Необходимость интерактивных коммуникаций определяют несколько причин, а значит, выделяются четыре наиболее важные цели данного вида коммуникаций, предложенных Ф. Лютенсом:

     а) Координация заданий. Руководители отделов могут собираться ежемесячно для того, чтобы обсудить, какой вклад может внести каждый из отделов в достижение общих целей системы.

     б) Решение проблем. Работники отдела могут собраться для того, чтобы  обсудить, как они будут работать; они могут использовать метод  «мозгового штурма».

     в) Обмен информацией. Работники разных отделов могут встретиться, чтобы обменяться новыми данными.

     г) Разрешение конфликта. Работники отдела могут собраться для того, чтобы  обсудить внутренний конфликт или конфликт между отделами.

     Все охарактеризованные виды коммуникационных взаимодействий представляют собой разновидности формальной коммуникации, которая чаще всего в достаточной степени формализована, обезличена. Однако, в практике управления руководителям часто приходится иметь дело и с неформальной коммуникацией. Это вызвано тем, что зачастую классические структуры не удовлетворяют потребности в межличностных коммуникациях. Основным средством осуществления такого рода коммуникаций является неформальное общение между членами организации, находящимися на одном уровне. Подобная неформальная система общения может способствовать распространению ложных слухов и вредной для компании информации или же, наоборот, эффективно дополнять существующие формальные каналы коммуникации. По ней может быстро распространяться нужная информация, способствующая достижению целей формальной системы. Как и любая коммуникационная система, неформальная имеет личностную ориентацию, а личные цели могут совпадать или не совпадать с задачами организации. Именно степень этого совпадения определяет, будет ли каскадное распространение информации вредным или полезным для достижения организацией ее целей.

       Многие  теоретики организационного поведения  весьма критично относятся к наличию  такой каскадной системы, поскольку  скорость, с которой она передает информацию, препятствует осуществлению контроля за распространением ложных слухов или данных. Однако, с другой стороны, именно такая скорость может быть обращена на пользу организации. Важная и значимая информация, на которую необходимо оперативно реагировать на самом низком уровне компании, может быть предоставлена с большей эффективностью неформальной системой коммуникации, чем формальной. Таким образом, именно неформальная система является главным способом осуществления горизонтальных коммуникаций. Формальные горизонтальные и вертикальные восходящие коммуникации зачастую оказываются малопригодными или абсолютно неэффективными. Поэтому неформальная система, как правило, играет ведущую роль в координации работы подразделений, находящихся в организации на одном уровне. 

 

        § 3. Элементы коммуникационного  процесса и его  этапы. 

     Коммуникации  в организациях – это сложный, динамичный и продолжающийся процесс, состоящий из посылающего и принимающего источника, устных и письменных посланий

     Каким же образом осуществляются коммуникации в организации?

     Традиционно выделяют пять основных элементов коммуникационного  процесса:

  • Отправитель-коммуникатор – лицо, генерирующее идеи или соображения информацию и передающее ее (центральный субъект, инициирующий коммуникативный процесс).
  • Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.
  • Средство – способ кодирования и передачи сообщения. Коммуникация может осуществляться с помощью, как вербальных средств (письменные тексты, диаграммы, графики, схемы, устная речь), так и многочисленных невербальных (особенности произношения, тембр, громкость, высота голоса, темп речи, паузы между словами, фразами; взгляд, его направления, частота контакта глаз; поза, жесты, мимика, телодвижения  и  т.д.)
  • Канал – маршрут или технология передачи сообщения. К наиболее часто используемым каналам управленческих коммуникаций относятся деловые переговоры, совещания, документы, электронные средства связи, беседы по телефону, видеоматериалы, конференции, презентации, деловые приемы и т.д. Устойчивые двусторонние и односторонние каналы в организации образуют коммуникационную сеть. Она опирается на внутриорганизационное общение и в основном носит неформальный характер, как и общение в небольшом коллективе в целом.

Информация о работе Управленческие коммуникации в деятельности организации: проблемы и барьеры