Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 17:44, дипломная работа
Целью нашей работы мы ставим исследование проблем и барьеров, возникающих при осуществлении управленческих коммуникаций в деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса;
изучить преграды, возникающие при осуществлении управленческих коммуникаций, для чего рассмотреть проблемы и барьеры, влияющие на процесс коммуникаций, и возможные пути повышения их эффективности;
проанализировать управленческие коммуникации на примере конкретной организации – Управления по социальным вопросам АМО «Прилузский район»: изучить факторы, характеризующие управленческие коммуникации в Управлении по социальным вопросам, и определить роль руководителя в преодолении барьеров в управленческих коммуникациях.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Коммуникации как важнейший элемент управления……..7
§ 1. Управленческие коммуникации в организации
и их значение………………………………………………….7
§ 2. Виды управленческих коммуникаций…………..…….13
§ 3. Элементы коммуникационного процесса и его этапы…………………………………………………………24
Глава 2. Преграды, препятствующие эффективному
осуществлению управленческих коммуникаций……………………29
§ 1. Проблемы и барьеры, влияющие на процесс коммуникаций………………………………………..………29
§ 2. Возможные пути повышения эффективности коммуникаций………………………………………………..42
Глава 3. Анализ коммуникаций в Управлении
по социальным вопросам администрации МО
«Прилузский район»..………………………………………47
§ 1. Факторы, характеризующие
управленческие коммуникации
в Управлении по социальным вопросам…………….…….47
§ 2. Роль руководителя организации
в преодолении барьеров
в управленческих коммуникациях…………………..……..55
Заключение……………………………………………………………62
Библиографический список………………………………………….67
Приложения…………………………………………………………...
Приказ, как и любое управленческое решение, должно включать в себя ряд структурных частей: мотивационная часть (указываются мотивы, причины и повод появления данного распоряжения); содержательная часть (включает общие ориентиры, что и как требуется выполнить, отражение взаимосвязей и взаимовлияний); обязывающая часть (должна быть четкой и конкретной: кому, когда, что и где необходимо выполнять; кроме того, в ней указываются меры обеспечения выполнения и контроля исполнения). В целом анализ приказов, издаваемых начальником Управления, соответствует предъявляемым требованиям: имеются и мотивационная часть, и содержательная, и обязывающая части.
Достаточно большой объем работы строится на взаимодействие отделов и специалистов Управления, т.е. на горизонтальных коммуникациях. Этот вид коммуникации даже более характерен для Управления, т.к. иерархических уровней в Управлении немного (Приложение 4).
Так как при горизонтальных коммуникациях происходит в первую очередь межличностное общение, то очень актуальными становятся такие качества как умение слушать, коммуникабельность, терпимость к другим, способность излагать свои мысли. Для выявления этих качеств у всех 14 сотрудников Управления нами было проведено их тестирование по различным методикам. Результаты показали следующее.
Тест на способности к общению, показал, что у 14 % (2 сотрудников) низкий уровень общительности, у 72 % (10) - средний и у 14 % (2) - высокий. Данный тест определяет уровень общительности и определяет как чувствует себя человек по отношению к другим, насколько он готов к межличностному общению. Выявленные результаты говорят о том, что большая часть сотрудников готова к общению и оно не вызывает у них стрессовых ситуаций.
Тест на коммуникабельность (тест Ряховского В.Ф.) показал, что 14 % (2 сотрудника) некоммуникабельны, замкнуты и неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов выводят их из равновесия. Еще 14 % (также 2 сотрудника) в известной степени общительны. Новые проблемы их не пугают. Все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. У 51 % сотрудников (7 человек) нормальная коммуникабельность. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 14 % работников (2 сотрудника) весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнять. Им не хватает услужливости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. И у 1 сотрудника (7 %) результаты проведенного теста показали, что общительность бьет ключом. Он любит принимать участие во всех дискуссиях, всегда в курсе всех проблем, охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют с6ебя в своей тарелке.
Данный тест показал, что преобладающее большинство сотрудников (10 человек) обладают высокой или нормальной коммуникабельностью. Эти качества позволяют им участвовать в дискуссиях, в коллективных методах принятия решения, в неформальном общении. Не создают препятствий в работе. 2 человека общаются в коллективе достаточно хорошо, но инициативы в работе, вследствие своих черт характера, не проявляют, предпочитая оставаться в тени. И 2 работников выполняют свою работу, сводя контакты с окружающими к минимуму. Это несет на себе негативный отпечаток, т.к. в данном случае возникают барьеры психологического характера.
Умение
слушать при осуществлении
а) обремененность собственными проблемами, отвлечение на собственные мысли;
б) торопливость, поспешность суждений. Исследования показали, что в 80 % случаев мы слушаем внимательно только первые 1-2 минуты, а затем мысленно говорим себе: «Все ясно», или «Это неверно» и так далее, и дальше уже не слушаем;
в) критичность, негативность восприятия и мышления. Наше внимание чаще направлено на ошибки, оговорки, недостатки в речи и поведении говорящего, и значительно меньше на новое, ценное, полезное;
г)
установка и предубеждение
д) стремление самоутвердиться, самоопределиться. Исследования показали, что мысли плохого слушателя заняты обдумыванием своих реплик, советов и замечаний, а не слушанием собеседника.
Таким образом, полученные результаты говорят о том, что имеется также ряд барьеров (возрастной, формально-бюрократический, на основе накопленного опыта и т.д.), которые возникают непосредственно при получении информации и приводят к таким проблемам как искажение и пробел. Необходимо проводить в данном направлении большую работу посредством тренингов, специальных уроков на улучшение у сотрудников данного качества, т.к. подавляющее большинство (11 человек) не владеет необходимыми качествами.
Но обмен информацией и ее восприятие зависят не только от умения слушать, но и от умения излагать свои мысли. Именно здесь подстерегает нас самый распространенный вид барьера семантический, когда человек говорит не то, что хотел сказать на самом деле. Барьер по несоответствию профессиональной терминологии и сленгу не так актуален, т.к. сфера деятельности у всех опрашиваемых одна.
Умение излагать свои мысли является немаловажным фактором эффективного общения, так как на данном этапе может потеряться до 20 % информации, именно из-за неумения изложить задуманное. Проведенный тест показал, что только 5 сотрудников (35 %) умеют излагать свои мысли так, что их приятно слушать и возможно понять без определенных проблем. Остальные же стремятся блеснуть, не беспокоясь о том, понимают ли их (данный тест предполагает только два варианта конечных результатов). То есть 35 % опрошенных (9 человек) не всегда могут донести до получателя ту информацию, которую было необходимо сообщить.
Кроме того, в своей работе мы много внимания уделили значению невербальных коммуникаций. Тест «Что Вам говорят мимика и жесты?». Проведенный среди сотрудников показал, что у 2 сотрудников (14 %) отличная интуиция и способность понимать других без слов, но нужно опасаться поспешных выводов. У 7 опрошенных (51 %) неплохая способность интерпретации мимики и жестов, но иногда слишком буквальная, что затрудняет общение. И для 5 (35 %) – язык мимики и жестов – «китайская грамота», необходимо тренировать наблюдательность. При непосредственном общении эти навыки видятся особенно необходимыми, так как большая часть информации воспринимается именно посредством неформальных коммуникаций. В данном случае большинство сотрудников обладают хорошими или нормальными способностями по данному вопросу, но все же есть необходимость улучшать их.
Немаловажным фактором является владение сотрудниками информации о работе организации в целом, о ее стратегии, ближайших планах и перспективах. На более короткий срок оптимальным является проведение еженедельных совещаний – планерок, в которых участвуют заведующие секторами и главные специалисты Управления, а также непосредственно начальник и заместитель начальника. Это дает возможность знать направления работы на ближайшую перспективу других отделов и быть в курсе дел, происходящих в организации.
Кроме того, Управлением издается ежеквартальный «Информационный вестник». Это издание формируется на основе информации, предоставленной всеми отделами, и предназначается, в первую очередь, специалистам по социальной работе, которые находятся в штате Муниципального Центра социального обслуживания населения. Данное издание дает им возможность владеть информацией о работе Управления в течение квартала. Этой коммуникативной компетенции сотрудников также способствует проведение ежеквартальных семинаров для специалистов по социальной работе. На данных семинарах затрагиваются отдельные направления работы, и специалисты Управления, курирующие их (данные направления), дают разъяснения, снабжают методическим и наглядным материалом, отвечают на вопросы. Эти аспекты деятельности Управления позволяют повысить информированность сотрудников и наладить взаимодействие с работниками на местах.
В общем, результаты проведенных тестов и анализ осуществляемой в сфере коммуникаций деятельности дают основания сделать выводы, что коллектив в целом положительно настроен на межличностные коммуникации, как горизонтальные, так и вертикальные. Имеются определенные преграды, особенно касающиеся способности работников излагать свои мысли, слушать собеседника и понимания невербальных символов, но при правильных действиях руководителя их можно свести к минимуму и добиться большей их эффективности. В целом же коммуникабельность сотрудников, т.е. их способности к общению находятся в допустимых пределах и позволяют проводить определенную работу по их улучшению.
Что
касается работы с документами, как
основными источниками передачи
информации в учреждении, то можно отметить,
что она ведется на должном уровне. Распоряжения
руководителя также издаются с учетом
предъявляемых требований. Информированность
сотрудников по общим вопросам поддерживается
при помощи периодических изданий, выпускаемых
Управлением по социальным вопросам.
§ 2. Роль руководителя организации в преодолении барьеров
в
управленческих коммуникациях.
От руководителя в большей степени зависит то, насколько эффективны коммуникации в его организации. Многие руководители утверждают, что главной причиной невыполнения их распоряжений является отсутствие взаимопонимания с подчиненными. При этом виновными в этом отсутствии взаимопонимания руководители считают подчиненных, тогда как специалисты возлагают основную ответственность на руководителей. Для понимания высказываний руководителя он должен соблюдать следующие условия:
Пожалуй, основным фактором, влияющим на характер управленческих коммуникаций в организации, является стиль поведения руководителя. Проведенный анализ поведения начальника Управления по социальным вопросам позволяет сделать выводы, что его стиль поведения смешанный и в большей мере зависит от конкретной ситуации. В большинстве случаев – это авторитарный стиль, в определенных ситуациях – дипломатичный. При проведении совещаний, в спорных вопросах и возникновении каких-либо конфликтных ситуаций – начальник Управления действует жестко, динамично и напористо. У его партнеров по совещанию редко бывает возможность высказаться, так как никакие аргументы не воспринимаются. В данном случае руководитель пользуется своим авторитетом и подавляет более высоким положением.
Наряду с этим при определенных обстоятельствах стиль поведения начальника Управления правильнее отнести к дипломатичному. Это проявляется в большей степени при разработке альтернатив принимаемого решения, когда сотруднику предоставляется возможность самому выбрать возможные варианты решения (тем не менее, при окончательном решении слово всегда остается за начальником). В тоже время при неформальном общении в коллективе начальник проявляет стремление учесть мнение других и убедиться в том, что его собственные идеи согласуются с мыслями сотрудников. Это чаще всего проявляется при решении вопросов проведения совместного досуга (выхода в театр, вечера отдыха, выезда на природу и т.д.).
Данный стиль поведения характерен большинству руководителей по отношению к своим подчиненным, т.к. зачастую руководители все же пользуются своим положением. Этот вопрос подробно рассматривает М. Станкин в своей статье «Словесный контакт с подчиненным»23. Он обозначает контакт директора с подчиненным как аксиальное общение. М. Станкин отмечает, что словесный контакт руководителя с подчиненным незаменим. В качестве рекомендации для эффективного общения автор, кроме прочего, предлагает использовать опыт Сократа. «Этот опыт заключается в том, что мысль делится на ряд порций и каждая порция предлагается слушателю в виде вопроса, подразумевающего простой, короткий и обязательно положительный ответ. При этом методе слушатель приходит к правильному решению сам, но с незаметной для него помощью старшего»24. В заключении автор говорит: «Любая форма аксиального общения требует воспитанности, вежливости, такта, доброжелательности, искренности, заинтересованности, уважительного отношения к подчиненному коллеге. Когда все это налицо, то это закладывает в подсознании подчиненного долговременную программу».
Немаловажно
то, какой метод использует руководитель
для передачи принятого им управленческого
распоряжения. Это может быть: побуждающий
(подчеркивание деловых
Информация о работе Управленческие коммуникации в деятельности организации: проблемы и барьеры