Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:40, дипломная работа
На рубеже XVII – XVIII веков в России происходит смена исторических эпох. Вызванный к жизни волей ПетраI поток перемен захлестнул страну, затронув все стороны жизни общества, начиная с экономики, политики, военного дела и заканчивая глубокими изменениями в самом характере, психологии людей. В основе этих реформ лежало стремление Петра превратить средневековую Русь в процветающую европеизированную Россию.
Введение 3
Глава I Истоки петровской европеизации 10
Понятие европеизации, её направления 10
Теоретико-философские основы преобразований Петра I 14
Предпосылки и особенности преобразований Петра Великого 21
Глава II Элементы европеизации в реформах Петра 29
1. Реформа высших и центральных органов управления 29
Коллежская реформа 29
Создание Сената 46
2. Реформа местного управления 50
3. Реформа в финансовой сфере 58
4. Успехи и неудачи европеизации в области государственного
управления: причины и итоги 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы……………………..72
XVII век считается временем расцвета приказного строя. На протяжении этого столетия в России насчитывалось около 80 приказов. Приказное управление было настолько громоздким, сложным и запутанным, что историки и сейчас испытывают затруднения при классификации приказов. Название «приказ» произошло от глагола «приказать», то есть повелеть выполнять какие-то поручения.
Для центрального аппарата
управления было характерно отсутствие
чёткого разграничения дел меду
приказами и существование
Самим ходом исторического развития, эволюций государственного аппарата, политического строя, развитием культуры Россия была поставлена перед необходимостью коренных реформ для ликвидации отсталости и в области промышленности, и в области культуры, и в области государственного строя и т.д. Ибо только таким путём она могла обеспечить себе подобающее место среди государств Запада и Востока.
Намерения начать преобразования
были обусловлены тем, что царь не
только осознавал кризис в политической,
военной и социальной сфере, но и
полностью отрицал старомосковс
Довольно рано Пётр нашёл альтернативу тому миру, в котором он родился и которого стремительно боялся. Неподалёку от Преображенского располагалось Немецкая слобода – Кокуй – место поселения иностранцев, служивших московским царям. Пётр, привлечённый необычностью и непонятностью жизни иностранцев, стал часто наведываться в слободу, свёл короткое знакомство с её жителями, среди которых особо выделял Франца Лефорта и генерала Патрика Гордона. Интимные впечатления от знакомства с дочерью виноторговца Монса – Анной, ещё больше углубили разрыв Петра с «московской жизнью». И когда в 1684 году группировке Нарышкиных удалось победить своих заклятых врагов Милославских, Софью заточили в монастырь. Царь в то же время продолжал жить так, как привык ранее – среди солдат, иностранцев, в делах, далёких от традиционных занятий русского монарха: на верфи у Переславского озера, в строю созданного им Преображенского полка, на валах построенной им «потешной» крепостницы [14,С.11].
Тот заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, который царь Пётр вынес из своих детских и юношеских лет, стал важным психологическим стимулом в его реформаторской деятельности, способствовал её радикализму.
Поездка заграницу, длительное пребывание в Голландии и Англии – странах в то время технически очень развитых – укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не просто опасной и враждебной лично ему, царю Петру из клана Нарышкиных, но и тупиком для России, свидетельством её очевидного технического, военного, культурного отставания от других европейских стран. Западная же модель жизни во всём её многообразии – от орудий труда до государственных институтов и мелких чёрточек быта – стала для него образцом, по которому он переделывал всю страну, беспощадно расправляясь со «стариной» [13,С.136].
Говоря о предпосылках
и преобразований Петра, необходимо
отметить и их особенности. Одна особенность
петровских реформ состоит в неясности
хронологии преобразований. Дело в
том, что точно сказать, когда
начались реформы, мы не можем. Условной
гранью начала их следует считать рубеж XVII
и XVIII веков, а конец приходится на 1725 год,
когда со смертью Петра реформы оборвались.
Важно отметить, что преобразования в
различных сферах начинались в разное
время и поэтому надолго растянулись,
что для русского общества оказалось весьма
мучительным испытанием. Реформаторский
процесс проходил в «рваном» ритме, реформы
не согласовывались между собой и создаваемые
элементы новой государственной и социальной
культуры долгое время не сочетались в
единое целое. Лишь к концу Петровского
царствования стали видны очертания новой
постройки, главные части всей конструкции
того «регулярного государства» - так
в последствии его назовут
Вторая особенность петровских преобразований заключается в том, что некоторые исследователи (прежде всего, П.Н. Милюков) пришли к выводу о том, что не было никакого плана реформ, а была просто суета психопатичного царя, «затыкание», образующихся в ходе тяжёлой Северной войны «дыр» в экономике и в политике. Так что Пётр лишь по ошибке назван царём – преобразователем, а на самом деле реформа прошла без реформатора [13,С.137].
Разумеется, это крайняя точка зрения, и она страдает односторонностью. Конечно, у Петра часто небывало не только плана некоторых конкретных преобразований, но и достаточно ясного представления обо всех аспектах реформ. И всё же следует признать, что петровские реформы повлияли на все стороны российской жизни, и это реформы были вполне осмысленны, целенаправленны, а некоторые очень хорошо обеспечены значительной подготовительной работой. Другой вопрос – все ли они, в конечном счёте, достигли своих целей, насколько царю удалось осуществить то, что он задумал.
Глава II Элементы европеизации в реформах Петра I
1. Реформа высших
и центральных органов
1.1. Коллежская реформа.
Административные
Создание коллегий было одной из серьёзнейших проблем реформы. Задумывалась не просто очередная реорганизация аппарата управления, а новое строительство по иным, чем раньше, принципам.
Об устройстве коллегий ПётрI знал лично, бывая в Голландии, Англии, Пруссии, Дании, Польше, Франции и других государствах. Сам же царь не упускал возможности расширить свои знания об устройстве иностранных государств. Известно, что в 1716 году, когда он особенно упорно думал над выбором коллежской системы, Пётр, находясь в Копенгагене, внимательно ознакомился с работой датских коллегий. Царь получал разнообразные сведения о государственном устройстве других стран из самых разных источников: бесед и переписки с опытными людьми, из книг, записок, которые стали приходить к царю из-за границы [11,С.107].
Разумеется, степень знания царя о всех тонкостях государственного механизма других стран преувеличивать не стоит, а тем более представлять, что он разложил на столе описания нескольких государственных систем, тщательно сравнил их и выбрал наиболее удовлетворявшую его и подходящую для России. Но нет оснований и преуменьшать личный опыт царя, который в середине 1710-х годах был истинным руководителем государства. Суть, основные принципы распространённой в европейских странах камеральной системы не были для него секретом, а интерес его к институтам коллегиального типа никогда не оставался чисто теоретическим [11,С.108].
Изучая устройство шведского Сената, Петр заинтересовался и шведскими коллегиями. Весьма вероятно, что мысль об организации подобных специализированных центральных учреждениях, где все дела велись коллегиально, начала оформляться параллельно с идеей создания Сената.
Пётр, взяв за основу шведский
административный опыт, внёс изменения,
обусловленные особенностями
Декабрь 1717 года можно считать этапным рубежом в истории государственной реформы. К концу 1717 года закончился её подготовительный период. ПётрI после длительного вояжа за границей вернулся в свой «парадиз». За несколько дней пребывания в новой столице он подписал ряд важных указов, которыми началась организация коллегий. Особенно важен указ 11 декабря, написанный в Сенате и для Сената. Именно он дал ход всей огромной машине реформ.
Указом предусматривалось, что реформа растянется на три года. В 1718 году назначенные президенты должны были «сочинять» свои коллегии, то есть на основе материалов Фика разрабатывать регламентационные документы своих коллегий с учётом профиля своей отрасли, уточнять компетенцию коллегий, принимать служащих, организовывать делопроизводство. В 1719 году коллегии должны были начать работу, но так как новые регламенты могли запоздать утверждением, то предлагалось, что они начнут работу по старым, то есть приказным делопроизводственным принципам, а в 1720 году перейдут на новые инструкции и регламенты. Выполняя намеченный план, ПётрI 15 декабря 1717 года назначил во все коллегии президентов, а в некоторые вице – президентов из иностранцев [15,С.296].
Итак, идея коллежской реформы относится к началу 1710-х годов, когда был основан Сенат. С 1714-1715 годов ПётрI взял курс на использование уже готовых образцов в других странах.
Как видел реформатор новую государственную машину? Впервые список коллегии был приведён Петром в декабрьском указе сената о начале реформы. В списке упоминалось восемь коллегий: «Камар-Колегиум, Штатс-Кантор, Юстиц-Колегиум, Камар-Ревизион, две воинские (то есть Военная и Адмиралтейская), Берг-Колегиум, Политическая Коллегия» [18,С.28].
Уже в начале
реформы Пётр чётко
Список всех коллегий приводится в проекте Генерального регламента Г. Фика, который был переведён на русский язык 2 декабря 1718 года. Фик перечисляет уже знакомый список учреждаемых коллегий: Камер -, Военная, Адмиралтейская, Коммерц -, Берг – и Мануфактур, Ревизион -, Штатс-контор-коллегия, Концелярия-коллегиюм, которую Пётр, как и в декабре 1717 года, заменяет коллегии иностранных дел [1,С.246].
В ведение Военной коллегии отходили армия, городские гарнизоны и «все воинские дела». К компетенции Адмиралтейской коллегии были отнесены флот, военно-морские артиллерийские заводы, верфи, мануфактуры, обслуживающие морское хозяйство и управление государственными лесами. Юстиц-коллегии поручались дела Поместного, Сыскного, Земского и всех судных приказов, а так же передавался туда штат фискалов из Сената. Три финансовые коллегии должны были ведать: Камер-коллегия – окладными и неокладными налогами, военными подрядами, соляными промыслами и дорогами; Штатс-контор коллегия – надзором за государственными расходами, а Ревизион-коллегия – контролем за использованием государственных средств местными органами. В Мануфактур-коллегии сосредотачивалось управление промышленностью, за исключением горной и металлургической, которые отходили к Берг-коллегии. Коммерц-коллегия должна была заниматься вопросами торговли. В 1721 году была учреждена Вотчинная коллегия для охраны земельных прав и привилегий дворянства. К ней от Юстиц-коллегии отошли все юридические дела, связанные с землевладением [20,С.66].
Три «первейшие государственные коллегии», Военная, Адмиралтейская и Иностранная, вступили в стой действующих центральных учреждений в 1718 году примерно в одно время.
Коллегия иностранных дел (КИД), Военная и Адмиралтейская коллегии с самого начала занимали особое положение среди других коллегий. Объяснение исключительности этих коллегий следует искать в том огромном значении, которое придавалось в государстве Петра вооружённым силам и дипломатии. Царь – военный, моряк, дипломат и завоеватель уделял этим сферам государственного хозяйства особое внимание. Кроме того, во главе этих ведомств стояли наиболее влиятельные сподвижники Петра: канцлер граф Г.И. Головкин (КИД), святейший князь А.Д. Меншиков (Военная коллегия) и граф Ф.М. Апраксин (Адмиралтейская коллегия).
Иностранная коллегия заменила собою Посольский приказ или, точнее, Посольскую канцелярию, осуществлявшую почти с начала века функции внешних сношений [15,С.298].
При организации КИД было тщательно изучено устройство и компетенции шведской Канцелярии-коллегии, в которой были сосредоточены, кроме других, внешнеполитические дела. 25 апреля 1718 года Г. Фик представил ПетруI специальную записку на немецком языке с кратким описанием «Королевской государственной канцелярии или Канцелярии - коллегий в Стокгольме». В этой записке даётся общая схема устройства государственного аппарата Швеции на его высшей ступени и показана эволюция, которую он претерпел со времён КарлаXI (1660–1697гг.) до 1717года.
Вместе с тем из описания видно, что важнейшая шведская коллегия, хотя и имела коллежскую структуру, тем не менее, не была коллегией: она не выносила коллегиальных решений и преимущественно готовила дела для доклада королю, обеспечивала оформление и рассылку королевских указов в различные учреждения. В 1713-1715 годах Карл XII реформировал учреждение. В итоге коллегия стала состоять из шести экспедиций во главе со статс-министрами, которым подчинялись статс-секретари, секретари, регистраторы, канцеляристы, копиисты.
Информация о работе Европейзация России в I четверти XVIII века