Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:40, дипломная работа
На рубеже XVII – XVIII веков в России происходит смена исторических эпох. Вызванный к жизни волей ПетраI поток перемен захлестнул страну, затронув все стороны жизни общества, начиная с экономики, политики, военного дела и заканчивая глубокими изменениями в самом характере, психологии людей. В основе этих реформ лежало стремление Петра превратить средневековую Русь в процветающую европеизированную Россию.
Введение 3
Глава I Истоки петровской европеизации 10
Понятие европеизации, её направления 10
Теоретико-философские основы преобразований Петра I 14
Предпосылки и особенности преобразований Петра Великого 21
Глава II Элементы европеизации в реформах Петра 29
1. Реформа высших и центральных органов управления 29
Коллежская реформа 29
Создание Сената 46
2. Реформа местного управления 50
3. Реформа в финансовой сфере 58
4. Успехи и неудачи европеизации в области государственного
управления: причины и итоги 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы……………………..72
Г. Фик даёт в своём «Кратком описании» весьма подробную характеристику Канцелярии-коллегии. Из описания Фика следует, что такую Канцелярию-коллегию необходимо организовать в России, что бы утверждённые царём статс-министры, ведавшие экспедициями и составлявшие совет Канцелярии-коллегии, царю «о коллегийных и внутренних государственных нуждах докладывали, и каждое слово своего ведомства подписывали». По своему статусу Канцелярия-коллегия должна была занять промежуточное положение между царём, Сенатом, коллегиями [32,С.58].
Петр отклонил предложение Фика. К идеи создания этого промежуточного между государем, Сенатом и коллегиями учреждения он отнёсся с недоверием. Учреждение, ведавшее одновременно и внешней и внутренней политикой, не устраивало царя по принципиальным соображениям. Посольская канцелярия развивалось в сторону всё большей специализации в области внешней политики, уже сложились и закрепились в административной практике обширные внутриполитические функции Сената – координатора работы многих канцелярий и приказов. Создание нового учреждения смешанного профиля входило в противоречие с общими тенденциями развития государственного аппарата России.
Поэтому функции КИД, отражённые в «Определении Коллегии иностранных дел» 13 февраля 1720 года, принципиально отличались от функций шведской Канцелярии-коллегии. В ведомстве КИД были три главные группы дел: внешнеполитические дела, сношения с подвластными России народами и «жалования грамоты, определения в чины». Чуть позже в «Инструкцию, или Стат Иностранной коллегии» (1722год) было внесено уточнение: выдача жалованных грамот и патентов на чины изымались из ведомства КИД, что наверняка было связано с созданием в рамках Сената соответствующих структур [11,С.121].
Также КИД ведала приёмом иностранных послов, направляла службу своих представителей за рубежом, и в частности вводила западноевропейский дипломатический протокол. Вся деятельность коллегии должна была протекать в глубокой тайне, поэтому указ определял пути её достижения.
С определением компетенций военного и военно-морского ведомств проблем с самого начала не было никаких, хотя в последствии они не раз уточнялись. В особенности это относится к Адмиралтейской коллегии, создание которой следует рассматривать не только как эпизод реформы государственного управления, но и как важную часть организации всех флотских служб – мероприятия, начатого ПетромI одновременно с государственной реформой. Работая над Регламентом Адмиралтейства, царь уделил внимание к общему определению круга деятельности Адмиралтейской коллегии. Поэтому появилась ёмкая и общая формула: «Коллегия Адмиралтейская имеет верхнюю дирекцию над людьми, строением, прочими делами, к Адмиралтейству надлежащими, какова б звания оныне ни были во всём Российском государстве». В таком виде обязанности коллегии и были записаны в Регламент Адмиралтейства [11,С.222].
Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служителями, к тому принадлежащим морскими делами и управлениями» [15,С.298]. Так же в ёе ведении находились верфи, военно-морские крепости, она же занималась комплектованием и обучением экипажей кораблей.
Воинская коллегия занималась комплектованием, вооружением, снаряжением, экипировкой и обучением армии. В её ведении находились так же гарнизонные полки. Воинская коллегия была единственной, куда Пётр назначил двух президентов, но, после того как в 1720 году умер генерал А.А. Вейде, коллегию тоже возглавлял один президент – фельдмаршал А.Д. Меншиков [28,С.447].
Так исторически
сложилось, что эти три
Одной из важнейших, ключевых подсистем коллежской системы являлись финансовые коллегии. Это был фундамент коллегиального строя, и камерализм имел своим истоком упорядочение финансового ведомства по новым принципам. Не случайно, что в Швеции, как и в других странах распространения камерализма, Камер – коллегия занимала важное, а порой - исключительное место в управлении, ведало всей совокупностью фискальной организации [31,С.63].
Головной финансовой коллегией стала Камер-коллегия, которая, согласно определению Петра, «содержит учреждение, и расположение, и надсмотр всем доходам в государстве (кроме расходов) и отчёт». К этим основным функциям шведской Камер-коллегии начала XVIII века Пётр прибавил «также мундир и все наряды». Отнесение производства мундира через подряд, равно как и других видов подрядов, в сферу компетенции Камер-коллегии можно объяснить тем, что деньги по подрядам составляли в то время значительную часть денежных поступлений государства, и они требовали сосредоточения в едином, лучше приходном, ведомстве [10,С.240].
Регламент Камер-коллегии был подготовлен
на шведском материале Г. Фиком и
существенно переработан
Коллегия должна была тщательно собирать сведения «о натуре (природе), ситуации (состоянии), расположении, о расходах и об оброчных статьях государства и надлежащих к оному народов и провинций». Учёт разнообразных финансовых сведений позволял коллегии, по мысли ПетраI, решать другую важнейшую задачу – государство обязано справедливо, равномерно, учитывая благосостояние подданных, распределять тяжесть налогообложения. Другая важнейшая задача петровской налоговой доктрины состояла в том, чтобы добиваться повышения доходов не только за счёт повышения ставки прямого налога с населения, но и за счёт косвенных и иных сборов [11,С.123].
Царь стремился предусмотреть в рамках компетенции Камер-коллегии функции, которые относятся не к сфере финансов, а к области благосостояния подданных как источника доходов казны. Конкретным толчком к размышлениям такого рода стала критическая ситуация в сельском хозяйстве страны. Создавая Камер-коллегию, Пётр стремился сосредоточить в ней дела по борьбе с голодом и разрабатывать, в рамках государственной реформы, предупредительные меры.
Согласно регламенту Камер-коллегии, в ней должны были храниться действующие переписные книги, документы по сбору и учёту всех податей по всем губерниям, провинциям, уездам, имениям и погостам. Кроме того, в Камер-коллегию предполагалось передать старые ландратские и переписные книги [11,С.123].
Камер-коллегия обязана была осуществлять
«наблюдение за хлебопашеством»
и для «продовольствования
Для выполнения многочисленных обязанностей Камер-коллегия имела на местах разветвлённую сеть своих органов: в провинциях конторы камерирских дел, а в дистриктах земских комиссаров [15,С.299].
Постоянно подчёркивая, что Камер-коллегия ведает «всякое расположение и сборы», Пётр стремился стянуть в коллегию все дела, связанные с доходами казны. Круг обязанностей Камер-коллегии оказался чрезвычайно широк. Учитывалась специфика доходов Российского государства, и демонстрировалось непреклонное желание Петра, опираясь на шведский финансовый опыт, покончить с финансовой чересполосицей, столь характерной для приказной системы.
Те же цели преследовались
и при организации Штатс-
Штатс-контор-коллегия составляла роспись расходов на содержание государственных учреждений, армии и флота, на дипломатию, церковь, просвещение и тому подобное. В подчинение у Штатс-контор-коллегии на местах находились казначеи-рентмейстеры, возглавлявшие провинциальное казначейство – рентерею.
Третье центральное финансовое учреждение – Ревизион-коллегия – должно было осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами. Деятельность коллегии из-за не налаженной финансовой отчётности ограничивалась проверкой отдельных счётов. Поэтому в 1722 году Ревизион-коллегия как особое учреждение была упразднена, а её аппараты функции были переданы Сенату [31,С.67].
Создание
по шведскому образцу Юстиц-
Петр, отвечая Матвееву, по-видимому, требовал воспроизведения в России без изъятия всей шведской системы судопроизводства, основанной на трёх институтах. Во-первых, стокгольмский гофгерихт выступал в качестве суда высшей апелляционной инстанции в решении гражданских и уголовных дел на территории всей страны и был при этом независим от других центральных учреждений и ведомств. Во-вторых, гофгерихт в Швеции являлся первой инстанцией при рассмотрении спорных земельных дел. Наконец, в-третьих, он составлял вершину пирамиды подчинённых ему низших (уездных) судов и стоящих над ними провинциальных судов. Именно об этом и сказано в ответе Петра: «Поместному приказу быть особливо (для умножения дел), однако, под управлением Юстиц-коллегии. Судам быть по городам, а главным в каждой губернии по одному, а малые под оным, а главные губернские – под Юстиц-коллегии» [28,С.447].
В соответствии с указаниями ПетраI Матвеев 15 ноября 1718 года представил проект учреждения подчинённых Юстиц-коллегии земских судов, взяв при этом за основу структуру шведских местных судов. При этом он указывал на необходимость «прибавливать или убавливать из тех людей, понеже государство Российское перед Швециею в земских всяких делах за многонародством и за умножением челобитья, пространным есть. И для того оное определение учинено по ситуации или по состоянию сего государства». Рассмотрев доклад Матвеева, Петр ввёл новую, трехчленную систему судов: городовые и провинциальные суды – надворные суды в губерниях – Юстиц-коллегия. Реализация проекта устройства судебных инстанций, отличительной чертой, которой были иерархичность и единообразие, определила место и круг дел Юстиц-коллегии как центрального учреждения и апелляционной инстанцией. Жаловаться на действия Юстиц-коллегии модно было только в Сенат и государю [11,С.127].
Создание Юстиц-коллегии было колоссальным шагом вперёд в неизбежном процессе разделения «ветвей власти», ибо подобной радикальной попытки централизации, специализации и унификации юстиции не предпринималось до этого. Строго говоря, система шведского судопроизводства не была всеобъемлющей. Преступления в военной, финансовой сферах всегда были подсудны соответствующим ведомствам, служащие коллегии также находились в почти полной юрисдикции своих учреждений. Эти черты шведской юстиции были перенесены в Россию и даже усилены в соответствии с русскими традициями [15,С.300].
Накануне государственной реформы в стране фактически отсутствовал специализированный орган управления промышленностью.
Возникновение центральных органов управления этой сферой хозяйства стало следствием не только развития государственности, но и результатом действия политических и экономических доктрин протекционизма и меркантилизма, общих установок власти на контроль за экономикой. Говоря о меркантилизме и протекционизме, необходимо рассмотреть, что собой представляла эта доктрина.
Характернейшая особенность экономического бума в России начала XVIII века заключалась в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая роль была обусловлена многими факторами [10,С.121].
Господствовавшая тогда в Европе экономическая концепция меркантилизма исходила из того, что основой богатства государства и необходимым условием его существования является накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров на свой.
Информация о работе Европейзация России в I четверти XVIII века