Повседневная жизнь населения древнегреческого полиса Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание

Источники по истории возникновения Спартанского государства очень скудны и чрезвычайно не надежны. История Спарты излагалась тенденционально уже древнегреческими писателями, идеологами олигархии, видевшими в Спарте воплощение своих социально-политических идеалов. Спартанский строй этих писателей подвергался явной идеализации. В общественной и философской литературе древней Греции создавалось целое течение, еще в древности название «лаконофильского». Это лаконофильское направление нашло выражение в трудах Ксенофонта, Платона и некоторых произведениях Аристотеля. Сочинения древних представителей этого направления или совсем не дошли до нашего времени, или сохранились виде кратких и обычно малосодержательных отрывков.

Работа состоит из  1 файл

Реферат готов.doc

— 416.00 Кб (Скачать документ)

РОСТОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ СЕРВИСА                       

   ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

Контрольная работа по истории мировых цивилизаций

на  тему: Повседневная жизнь населения древнегреческого полиса Спарта

выполнила студентка

               12 группы        

Богачева  Дарья

Руководитель: к.и.н., ст. преп.

Крыкин С.М.

Москва, 2006

ВВЕДЕНИЕ.

 

     Как известно, в системе городов-государств классический период истории древней  Эллады ведущее положение занимали два полиса- Афины и Спарта. Спарта, по многим параметрам, весьма сильно отличается от большинства греческих полисов. Удивляла коллекция экстравагантных обычаев и порядков спартанцев, восхищала их внутриполитическая стабильность и военная мощь. Только в Спарте, вплоть до римского завоевания, сохранялась патриархальная царская власть, при чем в форме диархии.

     Источники по истории возникновения Спартанского государства очень скудны и чрезвычайно  не надежны. История Спарты излагалась тенденционально уже древнегреческими писателями, идеологами олигархии, видевшими в Спарте воплощение своих социально-политических идеалов. Спартанский строй этих писателей подвергался явной идеализации. В общественной и философской литературе древней Греции создавалось целое течение, еще в древности название «лаконофильского». Это лаконофильское направление нашло выражение в трудах Ксенофонта, Платона и некоторых произведениях Аристотеля. Сочинения древних представителей  этого направления или совсем не дошли до нашего времени, или сохранились виде кратких и обычно малосодержательных отрывков.

     Более объективные данные о древней  Спарте содержится в трудах Геродота и Фукидида. Оба этих крупнейших древнегреческих историка не были лаконофилами, поэтому сообщаемые ими о Спарте сведения заслуживают большого доверия. Ценными также являются высказывания лирических поэтов VII-VI вв. до н.э. , которые в своих, частично дошедших до нас, стихах отражали социально-политическую действительность. Таковы отрывки из произведений Тиртея и Алкмана. Весьма существенные данные содержатся также в труде Павсания «Описание Эллады» (II в. н.э.). на конец, сохранилось несколько древнейших спартанских надписей.

     Уже в древности за Спартой закрепилась  репутация самого удивительного  государства. Греческие философы, начиная с Платона и Аристотеля, искали ответ на вопросы, как и почему в Спарте сложилась именно такая модель полиса и чем объясняется его удивительная эффективность. Спарта обладала огромным военным потенциалом, ее армия на протяжении столетий оставалась самой сильной в Элладе. Как отметил Андреев Ю.В.: «Среди других греческих государств Спарта бесспорно занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее место. В известном смысле она действительно представляла собой аномалию, исключение из общего правила в истории Греции… В весьма специфической и односторонней форме полисный строй достиг здесь достаточно высокой степени развития, продемонстрировав свою военную и политическую систему.»

     Вся ранняя история Спарты (до начала Греко-Персидских войн) четко делилась на два основных периода: период смут и беззакония (аномии и какономии) и период установленного Ликургом «благозакония» (евномии).

     Процесс становления спартанского государства  в его классическом виде занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX –конец VI вв. до н.э.), являя собой яркий пример того, какими путями могли идти формирования греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора. Изначально таким фактором оказалось само вторжение дорийцев на территории Лаконии, с которого и начиналась известная история Спарты, а впоследствии – длительные Мессенские войны, уже окончательно определившие то русло по которому пошло в дальнейшем формирование спартанской гражданской общины. Порабощение мессенцев и превращение их в илотов изменило не только внутриполитическую ситуацию в Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы. Именно поэтому закономерным итогом спартанской истории периода архаики, а также внешнеполитических усилий Спарты я вилось образование Пелопонесской лиги, в которой Спарта постепенно выдвигалась на роль своеобразного квази-державного лидера почти непререкаемым международным авторитетом, это государство, тем не менее, пребывало в состоянии затяжной экономической стагнации, свело к минимуму все свои контакты с внешним миром и, казалось, было обречено на абсолютное творческое бесплодие во всех сферах культурной деятельности.

     Законодательство  Ликурга положило начало сознательному  и целенаправленному специфических  общественных отношений в Спарте.

     Своеобразие позднеклассического периода ( конец  V-начало IVвв. до н.э.) для Спарты определяется особой неустойчивостью социальных и политических отношений в обществе. За очень короткий временной промежуток - 20 лет -глубокие изменения произошли практически во всех сферах как экономической, так и политической жизни Спарты. Темпы и направления протекания начавшегося кризиса спартанского полиса были во многом обусловлены Пелопоннесской войной, которая если и не стала сама по себе причиной развязывания губительных для полиса процессов, то необычайно ускорило их приход. Случившиеся в стране экономические сдвиги, с одной стороны, и сохранение старой цензовой системы, с другой, привели в Спарту к необратимым социальным последствиям. Рядом с полноправными гражданами появились маргинальные социальные группы-неодамоды, гипомейоны, мофаки. Не избегла Спарта и раскола правящей элиты. Однако особенностью кризиса «верхов» в спартанском полисе было то, что внутриполитическая борьба здесь велась здесь в рамках конституционального поля. В свою очередь, превращение Спарты Пелопоннесской войны державное государство потребовало от спартанцев установления в нем совершенно новой системы управления. Введение таких институтов, как декархии, гармосты и форос, способствовало державному перерождению спартанского полиса и превращению его в имперское государственное образование.

     Уникальности  спартанского варианта кризиса полиса сначала привели Спарту к победе в Пелопоннесской войне, спустя три  десятилетия -к полному политическому краху, превратив Спарту из мирового лидера (в масштабах Греции) во второстепенное государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  СПАРТАНСКОГО ПОЛИСА

ДОРИЙСКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ. 

     Историю Спарты следует начать с дорийского переселения ( XII-XI вв. до н.э.). Вопреки античной традиции, для которой переселение дорийцев – это бесспорно военная кампания, выдвигается теория, согласно которой дорийцы появились на территории Пелопоннеса спустя столетие после гибели Микенской цивилизации и заняли давно уже пустующие земли. В этой теории момент завоевания вовсе отсутствует. Было лишь «медленное просачивание» отдельных дорийских племен на новые земли. Теория эта основана исключительно на данных археологии. Дело в том, что микенские дворцы погибают в конце XIII-начале XII в. до н.э., а древнейшая раннегеометрическая керамика дорийцев относится уже к XI в. до н.э.

     Существует  и другая гипотеза, согласно которой  дорийцы – это или наемники на службе у микенских правителей, или низшие слои микенского общества, которые в результате насильственного переворота захватили власть.

     Самое древнее упоминание о дорийском  переселении встречается у поэта  Тиртея. Он говорит о нем очень  кратко и называет спартанцев потомками  Геракла.

     Античная  традиция, вслед за Тиртеем, считает  всех дорийцев выходцами из маленькой горной области, расположенной в средней Греции – Дориды. Сами спартанцы всегда чтили Дориду как свою метрополию. В исторический период все дорийцы, населявшие Пелопоннес, Крит, Великую Грецию, сохранили представление о каком-то родственном отношении между собой. Они говорили на дорийском диалекте, правда, имевшем свои особенности в каждом полисе. У большинства из них засвидетельствовано деление на три дорийские филы – динамов, Памфилов и гиллев.

     После падения Микен и древних центров микенской цивилизации часть ахейцев спаслась и направилась на Кипр, где им удалось сохранить свою политическую независимость. Кипр вообще становится главным прибежищем для носителей микенской культуры. Другие ахейцы продолжают сохранять свое этническое бытие в горных укреплениях Аркадии, которую дорийцы так никогда и не завоевали. Но неразвитые аркадяне в исторический период не способны оказались сохранить что-либо кроме языка наследия своих предков. Язык надписей древних аркадских общин находится в поразительной близости с диалектом, на котором говорили киприкиты.

     Кое-где  ахейцы остались, например в Амиклах, которые долго еще продолжали оставаться островком микенской  культуры уже после того, как вся  Лакония была завоевана дорийцами. В самой Спарте, вплоть до времени римского завоевания, сохранилось много дорийских культов. Так, в некоторых лаконских надписях VI-V вв. до н.э. Посейдон именовался на ахейский лад – Похейда. Павсаний упоминает очень древние спартанские храмы, посвященные, как уже говорилось выше, таким ахейским героям, как Менелай, Елена и Агамемнон.О широком распространении предшествующих  дорийцам культов свидетельствует и повсеместное почитание Диоскуров.

     Дорийское вторжение в Пелопоннесс началось в VIII в. до н.э.

     В IX в. до н.э. дорийские завоеватели, уже контролировавшие всю территорию Лаконики, сосредоточились с стратегически удобном месте долины Еврота и осели здесь пятью поселениями. Эти поселения, именовавшиеся «деревнями», и образовавшие главный центр, получивший название Спарты.

     Осевши  в Спарте, доряне, делившиеся ранее  на три родовые филы- Палифилов, Гиллеев  и Диманов, дополнительно разделили  на пять групп, получившие топографические  названия Питаны, Мессон, Димны, Киносура, Лимны.

               Античная традиция обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении Гераклидов и походе дорийцев.

     Согласно  Эфору, Гераклиды Еврисфен и Прокл  захватили Лаконику, разделили страну на шесть частей и основали города; одну из частей – Амиклы- они отобрали и отдали человеку (Фелоному), который предал им Лаконику и посоветовал правителю, владевшему ею, заключив договор, уехать с ахейцами в Ионию; Спарту Гераклиды сделали своей столицей, в остальные части они послали царей, разрешив им в силу редкой населенности, страны принимать в сожители всех желающих из иностранцев; они пользовались Ласом как якорной стоянкой, благодаря его хорошей гавани, Эгисом – как опорным пунктом для военных действий против своих врагов, Фаридой как казнохранилищем, так как она была безопасной для внешних врагов. Хотя все соседние племена находились в подчинении у спартиатов, однако они имели равноправие, как в отношении прав гражданства, так и в смысле занятия государственных должностей; назывались они илотами. Но Агис, сын Еврисфена, лишил их равноправия и повелел им платить подать Спарте; таким образом, все остальные племена подчинились, кроме элейцев, владевших Гелосом; элейцы после восстания были покорены, их город был взят силой во время войны, жители осуждены на рабство с определенной оговоркой, что владельцу раба не дозволяется ни отпускать его на свободу, ни продавать за пределы страны; эта война получила название войны против илотов. Можно сказать, что Агис и его помощники были теми, кто ввел институт илотов, который продолжал существовать вплоть до установления государства римлян, ибо лакедемонцы считают илотов чем-то вроде государственных рабов, назначив им определенные места жительства особые работы.

     Жители  окрестных городов Лаконии уже  тогда стали именоваться периэками.

     Надо  иметь в виду состояние крайнего экономического культурного упадка прежнего ахейского населения, чей образ жизни после падения микенских дворцов был направлен только на выживание. Низким был уровень и завоевателей-дорийцев, еще не готовых воспользоваться достижениями разрушенной ими цивилизации. В течение первых двух поколений (XI в.) силы спартанцев были еще слишком ограничены, чтобы предположить, что они могли навязать свое господство всему населению Лаконии. Дорийцы могли захватить несколько удобных пунктов и основать там свои поселения. Главное такое поселение, состоящее из нескольких деревень, или об, возникло на месте будущей Спарты. Одновременно подобные дорийские поселения могли возникнуть и в других местах Лаконии, но вряд ли они уже тогда, в XI-X вв. до н.э., составляли сплошную территорию и образовывали единое государство.

     Отличную  от Эфора версию о походе дорийцев и образовании спартанского государства  дает Павсаний в третьей книге  «Описание Эллады» (III,2,2-7). По его данным, завоевание Лаконии спартанцами носило очень медленный характер. Оставаясь долго в долине Эврота, с ее главными центрами Спартой и Амиклами, спартанцы не предпринимали реальной экспансии вплоть до IX в. до н.э. Первоначальная экспансия шла на севере и северо-востоке. Она состояла из серии нападений на отдельные общины, многие из которых  имели такое же дорийское население, как и сама Спарта. Между отдельными дорийскими общинами Лаконии, скорее всего, были такие же враждебные отношения, как между различными группами Пелопоннесских дорийцев, например, между спартанцами и аргосцами. Решающий шаг к объединению Лаконии был сделан Телеклом, седьмым царем из династии Агиадов (рубеж IX-VIII вв. до н.э.), сыном Архелая. При нем лакедемоняне взяли три окружных города, одержав над ними победу на войне, именно Амиклы, Фарис и Геранф, принадлежавшие еще тогда ахейцам.

     Причем  Амклы оказались единственной ахейской  общиной, включенной в состав спартанского государства на равных со Спартой  правах. В административном плане  они превратились в пятую спартанскую  обу, присоединенную к четырем исходным. Полностью же процесс завоевания  Лаконии был завершен только в первой половине VIII в. до н.э. при преемнике Телекла, царе Алкамене. При нем лакедемоняне послали на Крит одного из знатнейших людей Спарты, Хармида, сына Эвтия, с тем, чтобы прекратить междуусобия срели критян и убедить их покинуть те небольшие города, кот орые были расположены относительно далеко от моря или были слабы в тех или иных отношениях, а вместо них построить общие города на местах, удобных для морских сообщений. При нем же они разрушили приморский город Гелос – им владели ахейцы,- и победили в бою аргивян, помогавших жителям Гелоса.

Информация о работе Повседневная жизнь населения древнегреческого полиса Спарта